Диоген. Жизнь и смерть самодостаточного философа
Древнегреческий философ Диоген родился в греческой колонии на Чёрном море Синопе в 412 году до Р.Х. А умер, по свидетельству Диогена Лаэртского[1], в 323 году до Р.Х. в городе Коринфе, в день смерти Александра Великого, скончавшегося в Вавилонии.
Диоген Синопский был самым ярким представителем философской школы циников[2] (Κυνικής Φιλοσοφίας), которая проповедовала шутки и каламбуры главным движущим стимулом своего учения. Последователи этой школы считали, что человеческое счастье заключается в естественной жизни, и что добиться этого можно только самодостаточностью, бережливостью, самосознанием и физическими упражнениями.
Циники являлись последователями древнегреческой философской школы, которую основал Антисфен в 445-360 или 444-368 до Р.Х. Эта философская школа находилась в районе Киносаргес в Афинах, название происходит от слова кинос — собака. Это была единственная школа в городе, в которую принимали не только горожан, но и не граждан Афин. Территория этой школы представляла собой священную рощу Геркулеса, которую позже переименовали в рощу циников.
Циники, в частности, утверждали, что потребности человека не должны отличаться от тех, которые присущи животным. И, как пример, приводили потребности собак. И если Антисфен разработал теорию цинизма, то Диоген не только развил идеи учителя, но и создал идеалы жизни, как он понимал их. Этот идеал включал в себя основные элементы философии циников: проповедь безграничной духовной свободы каждого человека, пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни, отказ от богатства, власти, знатности и удовольствий, презрение к славе и успеху.
«Диоген искал человека» — Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, около 1780 г.
Девизом циников можно считать фразу Диогена «Ищу человека», которую он бесконечно повторял, проходя с зажженным фонарем сквозь толпу в яркий солнечный день. Демонстрируя этим неверное понимание сущности человеческой личности.
Великий философ утверждал, что человек всегда имеет возможность быть счастливым. Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще. И считал, что человек должен познать, прежде всего, самого себя, свою собственную неповторимую личность. В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом».
По мнению Диогена, истинное счастье состоит в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто не зависит от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис — упражнений, стараний. Это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, уметь властвовать над собственными желаниям, воспитать в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.
Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А жил он некоторое время в πιθάρι (пифари), огромном глиняном сосуде, немного сужающемся кверху. В таких сосудах в Греции держали пшеницу, просо, вино и другие продукты.
Он удивлял людей своими неординарными поступками. Так, увидев однажды, как мальчик на улице пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой привычек». А когда увидел некоего мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба, он выбросил так же и миску. Одно время Диоген снова и снова просил подаяния у статуи. На вопрос, зачем он это делает, мыслитель заявил: «Чтобы приучить себя к отказам».
Поведение философа было вызывающим, временами даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет взять лишь то, что ему должны. А однажды он стал звать людей и, когда те сбежались, набросился на них с палкой, приговаривая, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая своё отличие от окружающих и выражая им своё презрение, он неоднократно называл себя «собака Диоген».
Целью жизни философ считал достижение состояния самодостаточности, когда человек постигает суетность внешнего мира и становится безразличным ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского.
Прослышав о Диогене, великий государь пожелал встретиться с ним. Но, когда он шагнул к философу и сказал: «Проси меня, о чём пожелаешь», то Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнце!». В этом ответе как раз и заключена идея самодостаточности, ибо Диогену было безразлично все, включая и великий дар Александра. И он довольствовался своими собственными представлениями о счастье.
Уже в древности учение циников стали называть кратчайшей дорогой к добродетели. На могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не пройдет во веки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указал простейший путь жить».
Высказывания Диогена:
1. Торжество победы над самим собой есть венец философии.
Ο θρίαμβος της νίκης του εαυτού μας είναι το στέμμα της φιλοσοφίας.
2. Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
Ο καλύτερος τρόπος να βασανίζεις τους εχθρούς σου είναι να έχεις πάντα καλή διάθεση.
3. Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
Όταν είναι κανείς νέος, είναι πολύ νωρίς. Όταν είναι γέρος, είναι πολύ αργά.
Истории, связанные с Диогеном:
Людская психология
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званом обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген, однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.
Почему Диоген не любил людей
Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.
Продолжи или начни
Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!
Предусмотрительность
Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу еще и получу. А ты вряд ли найдешь в себе силы подать вдругорядь.
Самое безопасное место
Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.
Тайное желание
Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.
Сломал шею
Победитель Олимпиады афинянин Диокрипп торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторвать от неё взгляд. Диоген, стоящий в толпе приветствовавших спортсмена горожан, воскликнул тогда:
— Смотрите, девчонка свернула шею нашему герою!
Вот в чём разница
Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!
Вы бы сдались?
Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?
Богат ли он?
У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.
Что быстрее стареет
Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.
Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма» под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
[1] Диоге́н Лаэ́ртский (др.-греч. Διογένης ὁ Λαέρτιος) — позднеантичный историк философии, живший предположительно во II—III веках. Им написан эллинистический трактат римского времени, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до рубежа нашей эры. Трактат написан для некоей не названной по имени «истинной любительницы Платона» (III, 47).
[2] Циники — философская школа Древней Греции. Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Х. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был учеником сначала Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого — белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей — киники, позже трансформировавшееся в циники. Сам себя Антисфен называл «непородистым псом». Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: «Жить согласно природе». В контексте этого все достояния цивилизации рассматривались, как противоречащие природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400-323 гг. до Р. Хр.).
Источник
Диоген. Жизнь и смерть самодостаточного философа
Древнегреческий философ Диоген родился в греческой колонии на Чёрном море — Синопе в 412 году до Р.Х., а умер, по свидетельству Диогена Лаэртского , в 323 году до Р.Х. в городе Коринфе в день смерти Александра Великого, скончавшегося в Вавилонии.
Диоген Синопский был самым ярким представителем философской школы циников, которая проповедовала шутки и каламбуры главным движущим стимулом своего учения. Последователи этой школы считали, что человеческое счастье заключается в естественной жизни и что добиться этого можно только самодостаточностью, бережливостью, самосознанием и физическими упражнениями.
Циники являлись последователями древнегреческой философской школы, которую основал Антисфен (в 445-360 или 444-368 до Р.Х.) Эта философская школа находилась в районе Киносаргес в Афинах и происходит от слова кинос — собака. Это была единственная школа в городе, в которую принимали не только афинян, но так же и не граждан Афин. Территория этой школы представляло собой священную рощу Геркулеса, которую последователи этой школы позже переименовали в рощу Циников.
Циники в частности утверждали, что потребности человека не должны отличаться от тех, которые присущи животным. И, как пример приводили потребности собак.
И если Антисфен разработал теорию цинизма, то Диоген не только развил идеи учителя, но и создал идеалы жизни, как он понимал эти идеалы. Этот идеал включал в себя основные элементы философии циников: проповедь безграничной духовной свободы каждого человека, пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни, отказ от богатства и власти, знатности и удовольствий, презрение к славе и успеху.
Девизом циников можно считать слова Диогена: «Ищу человека», которую он бесконечно повторял, проходя с зажженным фонарем сквозь толпу в яркий солнечный день. Демонстрируя этим неверное понимание сущности человеческой личности.
Великий философ утверждал, что человек всегда имеет возможность быть счастливым. Однако большинство людей живёт иллюзиями, понимая под счастьем богатство, славу и сомнительные удовольствия. Свою задачу он видел в развенчивании этих иллюзии. Он утверждал бесполезность математики, физики, музыки, науки вообще. И считал, что человек должен познать прежде всего самого себя, свою собственную неповторимую личность.
В этом смысле циники стали продолжателями учения Сократа, до предела развив его идею об обманчивости представлений обыденного человека о счастье, о добре и зле. Недаром Платон называл Диогена «безумствующим Сократом».
По мнению Диогена, истинное счастье состояло в полной свободе индивида. Свободен же только тот, кто свободен от лишних потребностей. Средство для достижения свободы Диоген обозначал понятием аскисис — упражнений, стараний. Аскисис — это не философское понятие. Это образ жизни, основанный на постоянных тренировках тела и духа для того, чтобы быть готовым ко всяческим жизненным невзгодам, умение властвовать над собственными желаниям, воспитание в себе презрения к наслаждению и удовольствиям.
Сам Диоген предстает перед человечеством примером мудреца-аскета. У него не было собственности. Одно время, подчеркивая своё презрение к людским привычкам, он жил в пифари… Диогена художники изображают сидящим в бочке. Должна вас разочаровать: Диоген никогда в бочках не сиживал. А жил он некоторое время в ;;;;;; (пифари), огромном глиняном сосуде, немного сужающегося кверху. В таких сосудах в Греции держали пшеницу, просо, вино и другие продукты.
Он удивлял людей своими неординарными поступками. Так, увидев однажды, как мальчик на улице пил воду из горсти, Диоген выбросил из своей сумы чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой привычек». А когда увидел некого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлёбку из куска выеденного хлеба, он выбросил так же и миску.
Одно время Диоген снова и снова просил подаяния у статуи, а на вопрос, зачем он это делает, завил: «Чтобы приучить себя к отказам».
Поведение философа было вызывающим, временами даже экстремистским. Например, придя в один роскошный дом, он плюнул в лицо хозяину в ответ на просьбу соблюдать порядок. Когда Диоген брал деньги в долг, то говорил, что хочет лишь взять то, что ему должны. А однажды он стал звать людей, и когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. Подчеркивая своё отличие от окружающих, и выражая им своё презрение, он неоднократно называл себя «собака Диоген».
Целью жизни Диоген считал достижение состояния самодостаточности, когда человек постигает суетность внешнего мира и становится безразличным ко всему, кроме спокойствия собственной души. В этом смысле характерен эпизод встречи Диогена и Александра Македонского.
Прослышав о Диогене, великий государь пожелал встретиться с ним. Но когда он шагнул к философу и сказал:
— Проси меня, о чём пожелаешь.
Диоген ответил:
— Не заслоняй мне солнце!
В этом ответе как раз и заключена идея самодостаточности, ибо Диогену были безразлично всё, включая и великий дар Александра. И он довольствовался своими собственными представлениями о счастье.
Уже в древности учение циников стали называть кратчайшей дорогой к добродетели. На могиле Диогена был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с надписью: «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, не прейдёт во веки, ибо ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна, и указать простейший путь жить».
Торжество победы над самим собой есть венец философии.
Лучший способ мучить своих врагов — всегда находиться в хорошем настроении.
Когда человек молод — очень рано, когда старый — уже поздно.
Истории, связанные с Диогеном:
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Потому, что люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
Похвала
Как-то на званном обеде всем наскучил своей плохой игрой арфист. Диоген однако, удивил всех, похвалив того:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, всё же продолжаешь играть, а не идёшь воровать.
Почему Диоген не любит людей
Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей – ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих не люблю за то, что они творят зло, а хороших – за то, что позволяют им это делать.
Польза от вина
Однажды за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущённые гости принялись бранить философа. В ответ Диоген поизнёс:
— Если бы я выпил это вино, оно всё равно не досталось бы вам, а меня превратило бы на время в скота. А так — оно и вам не досталось, и мне не причинило никакого вреда.
Продолжи или начни
Всегда довольствуясь малым, Диоген редко просил милостыню. В случае крайней нужды он говорил, обращаясь к прохожим:
— Если ты добр и уже подавал ранее, то дай и мне, а если нет, то начни с меня!
Собирая милостыню, Диоген попросил у одного богача целую драхму. Тот удивился:
— Почему так много? Ведь у других ты просишь меньше.
Философ ответил:
— У других я попрошу ещё и получу. А ты вряд ли найдёшь в себе силы подать вдругорядь.
Самое безопасное место
Как-то на состязании по стрельбе из лука Диоген увидел неумелого стрелка. Вдруг философ уселся у самой мишени и сказал стреляющему:
— Видать, здесь самое безопасное место.
Один борец из-за постоянных неудач оставил занятия спортом и стал врачевателем. Узнав об этом, Диоген сказал:
— Ты, наверное, решил погубить всех победителей.
Победитель Олимпиады, афинянин Диокрипп, торжественно въезжал в родной город. Увидев в толпе красивую девушку, он оглянулся, не находя сил оторваться о неё взглядом. Диоген, стоящий в толпе горожан, приветствовавшей спортсмена, воскликнул тогда:
— Смотрите: девчонка свернула шею нашему герою!
Вот в чём разница
Диоген спросил у знакомого:
— Скажи, что про меня говорят афиняне?
Тот ответил:
— Говорят, что ты притворяешься дураком.
— Скажи им: я притворяюсь дураком, а они притворяются умными!
Диогену, который достиг преклонных лет, советовали изменить свой образ жизни и доживать свой век спокойно. Философ ответил:
— Если бы вы соревновались в беге на Олимпиаде и, пробежав почти всю дистанцию первым, стали слабеть недалеко от финиша, вы бы сдались? Или постарались бы сохранить первенство?
У Диогена спросили, богат ли один известный ему человек. Он ответил:
— Не знаю, мне известно, что у него много денег.
— Значит, он богат!
— Быть богатым и иметь много денег – не одно и то же, — пояснил Диоген. – По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворён тем, что имеет. Тот же, кто старается иметь больше, чем имеет, — бедняк по сравнению с тем, кто ничего не имеет, но при этом доволен своим положением.
Что быстрее стареет
Диогена спросили, что быстрее всего стареет. Философ ответил:
— Благодарность.
Литература:
Диоген Лаэртский, VI, 69)
Институт Философии Российской Академии Наук ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М.: НЛО, 1995
Диоген Синопский
Электронная библиотека
Юлиан. К невежественным киникам
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген
«Антология кинизма»; под ред. И.М.Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В.В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002.ISBN 5-8183-0414-0.
Зайцев А. И.Диоген Синопский// Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2001. — ISBN 5-244-00961-3.
Источник
Жизнь диогена почему он называл себя собакой
Диоген является одним из величайших философов Древней Греции, о его жизни известно не много. Диоген считался представителем цинической философии.
Он использовал каламбуры и шутки как средство для его учения. Диоген считал, что счастье человека в физической жизни и что только с самодостаточностью, строгостью, самопознанием и упражнениями можно обеспечить достойную жизнь.
Родился Диоген в ионическом городе Синопе в 412 г. до н.э. (по другим источникам в 399 году до н.э.). Его отец был осуждён за подделку денег, поэтому сын решил уехать из этого города.
В сопровождении своего раба Мани, Диоген приехал в Афины, но тот покинул его вскоре после их прибытия в город. Диоген был слегка омрачен уходом своего раба. По этому поводу он сказал: «если Мани может жить без Диогена, почему Диоген не проживёт без Мани?» Такой комментарий был сказан, чтобы проповедовать наибольшее человеческое значение самодостаточности и высмеивал «хозяев», которые не могли обойтись без своих рабов.
В Афинах, Диоген узнал про Антисфена, ученика Сократа, который был известен своей подвижнической жизнью и нестандартными, циничными взглядами. Диоген принимал и поддерживал взгляды философа, потому что он был реальным преемником Сократа, а не Платона, которого он часто высмеивал. Когда Платон дал определение человеку как «животное с двумя ногами и без перьев», Диоген принёс общипанного петуха, со словами: «Смотри! Я принес вам человека».
Диоген отвергал роскошь — ходил в лохмотьях и жил в пифосе (большой глиняной бочке). Таким образом, он хотел показать, что радость жизни та, которую предлагает природа, и что все другое для человека является неприемлемым.
Ему говорили, что он живёт как собака, он соглашался, потому что сам называл себя собакой. Последователи циничной философии (κῠνικοί киники), проповедовали кинизм — собачью жизнь (κύων — собака на древнегреческом языке), т. е. простоту жизни, верность, презирали условности. Они заявили, что «мы отличаемся от других собак, потому что мы не убиваем врагов, а хотим исправлять их».
Известен случай, когда Александр Македонский, решил немного позабавиться, узнав, что Диоген называет себя собакой, он отправил ему подарок — обглоданные косточки. На что Диоген ответил: «Для собаки, еда была достойной, но для царского подарка — недостойной». Была ещё одна встреча Диогена с Александром, тогда великий полководец спросил Диогена, что он может для него сделать, намекая на то, что хочет улучшить его условия проживания, на что ответ философа был таким: «Отойди, не загораживай мне солнце!».
Часто в городе Диоген ходил с фонарем и даже днём, всё хотел отыскать честного человека, но находил только «негодяев» и «мерзавцев».
Когда его спросили, какую учесть он желал бы после смерти для своего тела, он ответил, что предпочёл бы, чтобы его съесть дикие звери.
Умер Диоген в 323 году до нашей эры, в Коринфе, прожив 90 лет. По словам Д. Лаэртского, в тот же день, когда Александр Великий умер в Вавилоне.
Киники
Киники одна из самых значимых философских школ древности, которая была основана в Афинах, Антисфеном (445-360 или 444-368 гг. до нашей эры). Кроме афинских граждан, в школу принимали людей и без афинского гражданства.
«Циники» были духовными потомками Сократа, принадлежащими к школам под названием «малые сократические школы», которые взяли немало основ от софистов относительно их метода обучения и ссылавшиеся на их обучение.
Для Антисфена и его учеников философия — это чисто светская мудрость, в то время как Добродетель все еще остается целью жизни. Киники проповедовали «практическую» этику, в которой парадоксально «Добродетель» не зависит от Знания, но является результатом упражнений, зависимости и самоконтроля, посредством освобождения от так называемых потребностей путем естественного образа жизни с простотой, твердостью и самоопределением.
Источник
Диоген — История Жизни Великого Философа
Диоген — один из самых известных древнегреческих философов-циников, подаривший нам философию аскетизма и минимализма. Многие слышали об отдельных фактах из его биографии, и сегодня я расскажу о его жизни в целом, упомянув также несколько интересных фактов.
О ранних периодах жизни философа нам известно мало. Родился он в 412 году до н. э. в Синопе (на черноморском побережье современной Турции) и был сыном ростовщика Гикесия. Из-за конфликтов между персами и греками ситуация в городе была неспокойная. Вследствие экономического кризиса отцу мальчика пришлось нарушить закон, и после преступлений его схватили и наказали. Диогену же удалось сбежать. Он пошёл в Дельфы и спросил и оракула, какова его судьба. Оракул ответил: «Переоценивай ценности». После этого Диоген направился в Афины и стал, согласно предсказанию, подделывать деньги, но вскоре отказался от этого занятия.
В Афинах молодой Диоген познакомился с Антисфеном — основателем школы киников (циников) и захотел стать учеником философа. Из-за того, что попутчик в Афины украл у Диогена деньги, молодому философу пришлось выкопать пифос (большая бочка, закопанная в землю для хранения продуктов; аналог холодильника в античности) и жить в нём на центральной площади Афин. Хоть Диоген сразу не понравился Антисфену, он в итоге стал его учеником благодаря своей настойчивости и воле. А в будущем он превзошел учителя, став самым известным циником.
Спор с Платоном
Будучи в Афинах, центре развития культуры и образования, Диоген был знаком со многими философами и часто спорил с ними. Самым известным спором Диогена был спор с Платоном. Последний утверждал, что человек — двуногое без перьев. Для доказательства обратной точки зрения Диоген взял петуха и ощипал его, показав тем самым «человека» по мнению Платона. Униженному философу лишь осталось добавить «ещё с плоскими ногтями. «
Встреча с Александром Македонским
Узнав про великого афинского циника, Македонский решил его посетить. Он подошёл к нему и сказал,что сможет исполнить любое пожелание философа. На что Диоген ответил: «Не загораживай мне солнце». Тогда Александр сказал, что если бы он не был Александром, то хотел бы быть Диогеном. Философ возразил: «Если бы было два Александра, мир рухнул». В беседе с Александром Великим Диоген показывают свою жизненную позицию — для счастья многого не надо.
Помните про предсказанное Диогену оракулом? И как Диоген тогда поступил? Естественно, оракул не говорил философу про переоценивание материальных ценностей — он говорил о духовных. Диоген это понял и стал великим философом. Однажды он ходил с фонарём по Афинам днём, и жители спрашивали его, зачем он это делает. Он отвечал: «Ищу человека»
Выходки Диогена на публике
Философ вёл аскетичный образ жизни и с презрением относился к другим людям. Сам себя он называл собакой. Один раз люди решили посмеяться над ним и дали ему погрызть кость. Но Диоген не растерялся и, подобно собаке, помочился на толпу граждан. Также известны случаи публичного онанизма со стороны философа.
Однажды Диоген начал читать философскую лекцию на площади, но никто его не послушал. Тогда хитрый философ начал кукарекать, словно петух, и вмиг на него сбежалась посмотреть толпа зевак. «Это уровень вашего развития, — заявил Диоген, — когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать «.
После жизни в Афинах Диогену пришлось в связи с политической обстановкой их покинуть. Но когда он плыл к месту назначения, судно взяли пираты и продали в рабство людей, находившихся на нем. В их числе был Диоген. Вскоре его купил коринфянин Ксеанид в качестве воспитателя, и Диоген справлялся со своими задачами хорошо. Так он и прожил остаток жизни в рабстве и умер 10 июня 323 года до н. э.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Следующие статьи будут ещё интереснее!
Источник