Меню

Учим собаку брать след

Как научить собаку брать след

Как научить собаку идти по следу?

Методик обучения служебных собак розыскной службе существует много. Я расскажу, как обучал своих собак. Начинать обучать щенка можно уже с четырёхмесячного возраста. Как это сделать для дела или игры с детьми?

Выбирается не слишком открытая площадка. В парке – с деревьями и кустами, в городе – с растительностью, домами, гаражами. Чтобы было, где спрятаться. Обязательно нужен помощник – член семьи или кто-то ещё. Нужны небольшие кусочки любимого собакой лакомства или обычного корма.

На первом занятии помощник держит собаку на поводке, отвлекает её, чтобы она не видела, куда вы уходите. Вы же, потоптавшись немного на месте, прячетесь за ближайший угол или куст, положив по пути на землю пару кусочков лакомства. Помощник подаёт команду: «След», наклоняет голову собаки к месту, где вы потоптались, и подталкивает собаку вперёд. Может произнести и имя хозяина. Пройдя несколько метров, собака находит кусочки лакомства, а затем и обнаруживает вас. Её нужно похвалить и дать лакомства побольше. Можно повторить это упражнение ещё один-два раза, прячась в разных местах.

На следующих занятиях нужно увеличивать расстояния, делать повороты, уменьшать количество оставляемого по пути лакомства. Помощник должен знать ваш маршрут, чтобы помогать собаке, но не нужно заранее там ходить. Через пару занятий собака уже понимает, что от неё требуется. Затем прячется помощник, а вы с собакой его разыскиваете. Только лакомство в конце даёте и хвалите собаку сами.

Дальше задача усложняется. Нужны уже два помощника – лучше для начала члены семьи. Они уходят в разных направлениях. Вы даёте собаке понюхать вещь одного из них, произнеся команду «нюхай». Можете назвать и имя, если оно знакомо собаке. Собака уже научена ходить по следу, а здесь должна понять, по чьему нужно идти. Обычно она быстро понимает, что от неё требуется. В дальнейшем помощники уходят в одну сторону, сначала пересекая свои следы. Хотя оба запаха ей знакомы, собака должна помнить, кого именно она ищет. Если спутала – надо еще раз по пути дать понюхать вещь разыскиваемого.

Напоминаю, что места тренировок надо менять, чтобы там не было старых следов. Затем так же разыскиваете и чужого человека. И переходите в людные места, где много всяких следов – собака не должна терять нужного. Позднее увеличиваете время, прошедшее после прокладки следа. Заодно можете научить собаку выбирать из нескольких человек, стоящих перед собакой, одного, по его вещи.

Так постепенно, в игровой форме, за месяц-два можно обучить собаку. Причём не обязательно служебной породы. Вашим детям будет интересно играть с ней в прятки. А может быть, в какой-то ситуации это умение вашего питомца и пригодится в серьёзном деле.

Как научить собаку брать след

Честно говоря, и откровенно тоже, у меня есть желание объяснить, как это делается. Но веры в то, что получится — самостоятельно, без опыта научить собаку работать по следу – совершенно нет. Следовая работа является одним из обязательных элементов работы по защитно-караульной службе, и любой из них новичку не подвластен. Практически всегда. Но давайте попробуем!

Прежде, чем рассказать, как научить собаку брать след, я хочу особо заострить внимание на том, что вырабатывается данный навык у собаки для безотказного поиска человека по его индивидуальному запаху. Ни о каких играх, развлечениях, участии в розыгрышах речи быть не может. Как и со всей службой ЗКС.

Для отработки данного навыка в качестве условных раздражителей используется искомый запах человека, команда «след» и аппортировочный предмет. Главный среди всего этого набора, безусловно — найденный человек, зафиксированный собачьей хваткой на конечной точке следа. Применяем любые поощрительные методы, в зависимости от темперамента: лакомство, поглаживание или похвалу голосом.

Данный прием удастся ввести только после того, как установлена и отработана связь между собакой и дрессировщиком. На этот момент дрессируемый должен уметь производить выборку по запаху и с удовольствием (отдельно обращаю внимание – с вялой подноской в ЗКС делать нечего) аппортировать предметы. А иначе никак. Инстинктивное стремление собаки преследовать зверя является врожденным. Мы можем переключить этот инстинкт на человека, направить ее на безотказный и активный поиск человека по следу разной степени давности и в различных по уровню сложности условиях.

Ближе к методам и технике построения приема. Отработка приема проводится в два последовательных этапа. Изначально у собаки вырабатывается навык к поиску человека, сумевшему ее эмоционально заинтересовать. Его насадить очень легко: это, по сути, детская игра в прятки. Запах собака начнет брать сама, а дрессировщику останется привить команду «ищи». На втором этапе отрабатывается дифференцирование собакой разных запахов. Далее обучение навыку разделяют на периоды.

Первый период. На этом этапе следует добиться от собаки увлеченного принюхивания к следам дрессировщика и других посторонних лиц. Эти следы нужно активно и прорабатывать на всем их протяжении, подносить дрессировщику найденные предметы и задерживать помощника (он же, естественно, прокладчик следа). На раннем этапе отработку навыка рекомендую проводить утром, по росе (вода отлично концентрирует запах и является его проводником), на местности с наличием травяного покрова и невысокого кустарника, с минимальным количеством отвлекающих раздражителей, особо стоит оградить местность от запахов людей. Я сторонница метода, когда дрессировщик оказывает помощь собаке в случае затруднений в следовой работе – то есть, я считаю, что траектория должна быть известна дрессировщику, и в начале обучения он намеренно будет наводить собаку на утерянный след. Поводком не рвать, без нужды не задерживать и темпа движения четвероногого не менять.

Вот примерный план одного занятия:

Дрессировщик пристегивает собаку на длинный поводок и намеренно начинает играть с собакой, возбуждая ее апортом . Добивается попытки схватить предмет, затем начинает дразнить ее — уходит на расстояние метров в сто. След будет более заметным, если идти, проволакивая ноги по траве. Пройдя метров сорок, нужно сделать закругленный поворот в любую сторону, и далее продолжать движение. В конечной точке открыто, отследить привлеченное внимание собаки, оставить апортировочный предмет. Вернуться важно строго по проложенному следу. Подойдя к собаке, дрессировщик отвязывает ее, подводит к отправной точке проложенного следа и дает команду «сидеть». Потом произносит команду «след» и жестом правой руки показывает на проложенную траекторию, в направлении апорта. На начальном этапе во время движения команду можно повторять – для обозначения названия отрабатываемого навыка. При первой попытке принюхивания к следу собаку всегда поощряют и повторяют команду «след». При отклонениях от траектории дрессировщик возвращает собаку на нужное направление движения и опять повторяет команду. При необходимости, проводит ее в такой манере до самого оставленного апортировочного предмета.

На «конечной станции», после самостоятельного поднятия с земли, апорт отбирается командой «дай» и собака немедленно поощряется. И сразу следует перерыв – я всегда тут же отдаю предмет и начинаю игру. За час таких проходов может быть три-четыре. Когда след начинает держаться увереннее, добавляют повороты.

Собственно, это все, что нужно для усвоения самой команды – «след». При правильном построении обучения этому приему собака на 5-6-й день занятий начинает принюхиваться к следу. Я против того, чтобы начинать сразу с притравки на уходящего помощника – взвешенное эмоциональное состояние при применении этого метода гарантированно.

На следующем этапе можно начинать усложнять следовую работу. Для начала, собаку знакомят со вторым дрессировщиком, которого она должна подпускать и не проявлять к нему злобы. На самой отработке приема дрессировщик № 1передает собаку дрессировщику № 2и уходит прокладывать след, длина которого составляет метров триста – с углами. К собаке вообще не возвращается. №2 через 20 минут на поводке пускает собаку по следу. За что я люблю этот метод: не фиксируется жестко агрессия к преследуемому – она необходима только на охране границе нашей Родины. К тому же он существенно облегчает отработку поиска по «чужому» следу.

Как только у собаки четко образуется связь между прозвучавшей командой «след» и поднятым запахом, можно переходить к отработке «чужих» следов. Для этого дрессировщик привязывает собаку и оставляет возле нее апортировочный предмет, но кладет его так, чтобы он был недосягаем. Через три минуты подходит помощник, забирает предмет и уходит с ним на расстояние в сто метров. На конце следа протаптывает закругленный поворот и прячется за любым укрытием – чтобы быть невидным с места, где оставлен апорт. Дальше дрессировщик (который привязывал) возвращается, ставит собаку на след, не спуская с поводка, и дает искомую команду. До предмета можно идти с похвалами и повторами. Возле апорта дрессировщик принуждает поднять предмет, отвлекая игрой с ним от агрессивных намерений по отношению к помощнику. Только потом, когда навык отработан, добавляется задержание! Иначе навыка работы по чужому запаху не видать как своих ушей. Собака будет не идти по следу, а рваться с поводка и швыряться на все раздражители.

На выработку заинтересованности к следу своего и чужого, в облегченных условиях (где периметр не перенасыщен прохождениями ста человек за сутки) достаточно одного месяца регулярных занятий. Длину следа планомерно увеличивают 600 м. И время спуска оттягивается до 30 минут. Траекторию следа и углы постоянно изменяют, прокладывают то с прямыми, то острыми углами. Когда условия станут усложненными, особое внимание нужно обратить на отработку поворотов. Для этого достаточно придерживать на них и повторять команду. Но самих углов должно быть не много: если переборщить, образуется нежелательная связь. При передерживании поводком собака перестанет принюхиваться, а будет делать только повороты в стороны.

Читайте также:  Трекер для собаки 911

Надеюсь, я объясняла понятно. Опять же, отвечу на все дополнительные и уточняющие вопросы – обещаю:-)

Учим собаку команде «Ищи»: 2 способа обучения

Поиски предметов и людей по команде хозяина, это далеко не основной навык собаки. Мало того, розыскные работы на профессиональном уровне, доступны далеко не всем породам. Чтобы понять как научить собаку команде “Ищи” в каждом конкретном случае, требуется внимательное наблюдение за поведением питомца, его предпочтениями и основными психологическими реакциями.

Рожденный искать…

Как и щенок легавой, становящийся в стойку при виде голубя, «нюхач» проявляет наклонности к поиску с раннего возраста. Обычно, перед тем как «встать на след», собака поднимает голову и несколько раз втягивает воздух ноздрями – настраивается, ощущает гамму запахов. Явление можно наблюдать, когда питомец готовится искать хозяина, спрятавшегося в кустах неподалеку.

Выбор навыков для развития зависит от породной предрасположенности собаки, ведь всем известно, что одни ищут людей, другие предметы или вещества, третьи могут быть универсалами. Однако, насколько бы способным ни был ваш подопечный, стоит избрать один профиль и совершенствовать его. Из известных розыскных пород можно выделить:

  • Универсалы: Немецкая и Бельгийская овчарки.
  • Поиск людей: Сенбернар, Лабрадор.
  • Поиск предметов и веществ: Доберман, Ротвейлер, Кокер-спаниель, многие охотничьи породы.

Перед началом занятий, посоветуйтесь с кинологом нужного профиля, часто, отличные навыки показывают даже беспородные питомцы, но талант нужно разглядеть вовремя. Наследственность также немаловажна.

Виды розыска – выбираем профиль

Команда “Ищи” для собаки, особенно для щенка – веселая игра, а уж потом работа. В обучении задействуют пищевые, социальные, игровые и рефлекторные реакции. Под рефлекторными реакциями подразумевают навыки, заложенные на генном уровне. Профили разделены четкими градациями и каждый «профессионал» знает свою работу:

  • Поиск людей – на местности, в техногенной среде, под снегом. Собака в первую очередь разыскивает живых детей, пожилых и взрослых людей, во вторую, погибших.
  • Поиск взрывчатых веществ.
  • Поиск наркотиков и медикаментов – собака «натаскивается» на 4–5 видов веществ и разыскивает их в любых окружающих условиях.
  • Поиск летучих химических веществ и газов.
  • Поиск предметов по запаху.
  • Преследование и поиск людей по следу.

Обратите внимание! Мнение о том, что собаки разыскивающие наркотики «сидят» на веществах, которые должны найти – миф. Такая техника обучения действительно использовалась, но методика, подпадающая под закон «О жестоком обращении с животными» во всех цивилизованных странах, давно канула в Лету.

Методы обучения командам Нюхай, Ищи

Освоить поисковые навыки на «любительском» уровне могут все породы собак, но для начала, питомца нужно обучить команде Нюхай. Освоение обеих команд процесс неразрывный. Проще всего, для закрепления навыка использовать пищу, которая имеет ярко выраженный запах, например, небольшой кусочек колбасы.

Обучение в домашних условиях

Не стоит торопиться и начинать занятия раньше 7–10 месяцев, к началу курса, питомец должен уметь концентрироваться. До «покорения» команд Ищи и Нюхай, питомец должен четко выполнять Фу, Ко мне, Место, Сидеть, Лежать, Рядом, при необходимости – Голос.

Подзываем питомца к себе в игровой форме, вертим перед носом кусочком колбасы, не давая схватить лакомство, подаем команду «Нюхай». Отдаем лакомство. Привязываем собаку так, чтобы она хорошо вас видела. Берем еще один кусочек колбасы, подаем команду «Нюхай» и прячем лакомство под полотенцем, недалеко от собаки. Далее, снимается карабин поводка и одновременно подается команда “Ищи” собаке. Естественно, питомец утыкается носом в полотенце и получает награду.

При безукоризненном выполнении команды “Ищи” на уровне «новичка», усложняем работу. Пристегнули собаку, отдали команду Место и спрятали лакомство в другой комнате. Подошли к питомцу, дали понюхать лакомство или руки, отстегнули карабин, махом в нужную сторону и командой “Ищи”, отправили «сыщика» работать. Усложняем упражнение, поместив угощение в резиновую игрушку или теннисный мяч, после, отправляем питомца на поиски членов семьи (собака должна четко знать, кто в доме папа, мама, сын или кот Мурзик). За каждую находку, подопечный получает щедрое вознаграждение и шквал позитивных эмоций хозяина.

Важно! Работайте в домашних условиях так часто, как позволяет время. Для собаки, поиск колбаски – очень приятная игра, которая укрепляет взаимоотношения с хозяином и помогает в развитии логического мышления.

Обучение в «полевых» условиях

После того как все «домашние углы» изучены, переходим к занятиям на улице. Вот тут-то и начнется настоящая «школа», каждый день новые запахи и звуки, которые отвлекают. Кроме того, вы, как тренер, вводите новые условия игры:

  • Найти предмет (человека) и сесть рядом.
  • Найти, сесть рядом и подать голос.
  • Найти и съесть – самый приятный, но не рекомендованный методы. Подбирание пищи с земли – негативная привычка, даже если это вкусняшка из ваших рук.

Работаем с резиновой игрушкой или хорошо знакомым человеком. Тактика идентична, но поощрения разные, за предмет хвалит хозяин, за найденного человека, питомец получает похвалу от «спасенного», а после, от тренера.

  • Помещаем лакомство в игрушку, будущий спасенный активно играет с собакой.
  • Укладываем собаку и оставляем на стартовой позиции командой «Место».
  • На виду у подопечного кладем предмет в траву, человек отходит за дерево или укрытие.
  • В зажатой ладони даем обнюхать искомое лакомство или вещь, пахнущую человеком – команда «Нюхай!». Дайте подопечному на обнюхивание 10–15 секунд.
  • Громко, с жестом и выпадом в направлении поиска, подаем команду «Ищи!».
  • Ведем собаку на поводке, не сдерживая натяжения, по достижении цели подаем команду «Сидеть» и «Голос». Хвалим!
  • С совершенствованием навыка, усложняются и задачи. Естественно, уровень нагрузки рассчитывается на личное усмотрение тренера.

Источник

Четыре способа постановки собаки на след

Дрессировщик, подобрав участок для занятия, привязывает собаку длинным поводком за дерево (прикол, столб), достает апортировочный предмет (желательно, чтобы этот предмет вызывал у нее наибольший интерес) и начинает игру с ней, не давая схватить его.

Достаточно заинтересовав и возбудив собаку предметом, уходит от нее и прокладывает след длиной до 100—150 метров с небольшим отклонением от прямой линии.

На конечной точке открыто кладет предмет и возвращается к собаке. Рекомендуется прокладывать след бегом.

Подойдя к собаке, отвязывает ее и по команде «След» жестом направляет по следу. Как только собака принюхается к запаховому следу, дрессировщик произносит команду «След» и, слегка отпустив поводок, следует за ней на удалении 5—10 метров и с помощью поводка и жеста направляет ее вдоль трассы следа.

Активность работы собаки подкрепляет периодическим восклицанием «Хорошо!» На конечной точке следа дрессировщик подводит собаку к предмету. Когда она поднимет предмет, по команде «Дай» отбирает его, поощряет собаку лакомством и выгуливает. На каждом занятии упражнение следует повторять 2—3 раза, постепенно удлиняя трассу следа и немного отклоняясь от прямой линии.

Учитывая, что конечной целью приучения собаки к работе по следу является поиск помощника, необходимо переключать ее со следа самого дрессировщика на след помощника, унесшего апортировочный предмет. Для этого на избранном участке дрессировщик привязывает собаку и кладет перед ней апортировочный предмет так, чтобы она не могла достать его.

Проинструктированный помощник выходит из-за укрытия, спокойно подходит к собаке, забирает предмет, размахивая им перед ней, возбуждает ее и уходит, прокладывая след длиной до 200—250 метров с небольшим отклонением от прямой линии. В конце следа кладет вещь и прячется в укрытие.

Дрессировщик пускает собаку по следу и в конце следа, взяв предмет, поощряет ее лакомством. После этого помощник выходит из-за укрытия и нападает на собаку. Она хватает помощника за одежду.

После короткой борьбы помощник «вырывается» и прокладывает след длиной до 100—150 метров. В конце проработки второго отрезка следа собака находит и треплет помощника за одежду. К этому периоду дрессировки собака должна быть приучена к задержанию убегающего помощника.

В результате таких упражнений у собаки вырабатывается первоначальный условный рефлекс работы по следу помощника.

Кроме того, она приучается обнаруживать вещи помощника, оставленные им на следу. В дальнейшем вводят усложнения и на трассе следа оставляют несколько вещей помощника.

Этот способ хорош тем, что собака работает по следу спокойно и с первых же занятий привыкает обнаруживать вещи на следу.

Недостаток этого способа состоит в том, что невозможно начинать работу по запаховому следу с собаками, не приученными к апортировке. Собаки, приученные таким способом, по следу работают медленнее.

Второй способ — пуск собаки по запаховому следу помощника без предварительного ее возбуждения применяется к собакам, имеющим активно-оборонительную реакцию.

Выработка первоначального условного рефлекса производится следующим образом.

Руководитель занятия (инструктор) в присутствии дрессировщика. Дает задание помощнику проложить след, указывая исходную точку, маршрут движения и конечную точку за каким-то укрытием Дрессировщик обязан хорошо запомнить трассу следа.

После того, как помощник дошел до конечной точки, дрессировщик выгуливает собаку, готовя ее к работе по следу.

Через 20—30 минут после прокладки следа под непосредственным наблюдением инструктора приступает к проработке следа. За 50—60 метров до трассы по команде «Гуляй» направляет собаку в сторону следа и наблюдает за ее поведением.

Читайте также:  Все про собаку алабай с картинками

Расстояние от места ее пуска до трассы запахового следа зависит от индивидуальных особенностей собаки. Чем подвижнее собака, тем расстояние должно быть больше.

В этом случае она успокоится и обнаружит запаховый след при первом же его пересечении. Как только собака принюхается к запаховому следу, дрессировщик произносит команду «След» и начинает движение за ней по трассе следа, управляя ее поведением таким же образом, как и при пуске по следу первым способом.

На конечной точке дрессировщик дает собаке возможность потрепать верхнюю одежду помощника (брезентовый плащ, дрессировочную куртку, специальные рукава и др.).

При постановке собаки на след рекомендуется соблюдать следующие правила. Команды «След», «Хорошо, след» подавать периодически только в тот момент, когда собака активно принюхивается к запаховому следу.

В тех случаях, когда собака не обнаружила запахового следа (не принюхалась) или проскочила линию следа при первом пересечении, дрессировщик должен направить ее снова через трассу следа. Так надо повторять до тех пор, пока она не начнет принюхиваться к запаховому следу. При этом каждое очередное пересечение следа осуществлять, продвигаясь вперед, вдоль трассы следа, пока собака его не обнаружит.

На конечной точке помощник не должен показываться собаке до тех пор, пока она не подбежит к нему вплотную и не обнюхает. Чтобы собака не искусала помощника, он должен отводить от себя полу плаща с помощью палки, а не сбрасывать его с себя.

При этом дрессировщик должен следить за поведением собаки и умело управлять ею с помощью поводка. После небольшой «борьбы» с помощником собака берется в положение «Рядом», а помощнику дается команда «Ложись».

Когда помощник ляжет, дрессировщик, успокоив и выгуляв собаку, возвращается вдоль трассы следа к исходному пункту, откуда начал работу по следу. С собаками с пассивно-оборонительной реакцией рекомендуется прорабатывать второй отрезок следа. За одно занятие целесообразно выполнить не менее 2—3 упражнений.

Для того, чтобы активизировать действия малоактивных собак в поиске запахового следа, на первых занятиях можно пользоваться усилителями запаха. Например, привязать между каблуком и подметкой помощника, прокладывающего след, специальные мешочки, в которых заложено вареное мясо.

При этом собака должна быть голодной. Как правило, все собаки с первого пересечения обнаруживают такой запаховый след и активно идут по нему. На конечной точке следа после борьбы с помощником дрессировщик поощряет собаку лакомством. На последующих занятиях усилители привязываются лишь к обуви одной ноги, а затем их располагают лишь периодически, через 20—50 метров прокладки следа.

После 3—5 занятий усилители можно не применять. Опытные кинологи советуют всем, кто желает приучить собаку к поиску человека по запаховому следу на базе активно-оборонительной реакции, проверить вначале ее способности искать помощника по его запаховому следу без предварительного ее возбуждения.

Собаки, смело идущие на задержание убегающего помощника, как правило, принюхиваются к запаховому следу на первом же занятии. В том случае, когда этим способом у собаки не удается выработать первоначальный условный рефлекс, следует, исходя из особенностей ее поведения, применять другие способы приучения к поиску человека по запаховому следу.

Третий способ — приучение собак к поиску человека по запаховому следу с предварительным ее возбуждением. Этот способ рекомендуется использовать при дрессировке недостаточно злобных собак.

Упражнение выполняется в следующем порядке. На избранном участке руководитель занятия в присутствии Дрессировщика дает помощнику задание (инструктаж), в котором указывает, где будет привязана собака, место укрытия для помощника до возбуждения собаки, порядок возбуждения (с учетом особенности собаки), исходную точку и маршрут прокладки следа, конечную точку и порядок действий в момент борьбы с собакой.

Одновременно, намечается прокладка второго отрезка следа, помощник должен иметь прут, быть одет так, чтобы собаке легко было хватать его. На первых занятиях целесообразно иметь куртку от дрессировочного костюма.

Если же применяется плащ, то предварительно надо приучить собаку заинтересованно и смело хватать за плащ. Затем дрессировщик, выгуляв собаку, привязывает ее к дереву (приколу, столбу) с помощью длинного поводка на расстояние 1,5—2 метров так, чтобы можно было быстро отвязать ее.

Физически сильную собаку надо привязывать на цепь в таком месте, чтобы она не могла проследить прокладку следа помощником. Только при этих условиях собака вынуждена будет пользоваться обонянием. По сигналу дрессировщика помощник выходит из-за укрытия, возбуждает собаку ударами прута и убегает по намеченному маршруту, прокладывая след, иногда отклоняясь в стороны, длиной до 150—200 метров.

В конце следа помощник прячется в укрытие. Дрессировщик контролирует прокладку следа и запоминает его трассу. После этого дрессировщик отвязывает собаку и, держа за длинный поводок на расстоянии 1—2 метров от ошейника, подводит ее к следу. Командой «След» и жестом пускает на пересечение с трассой следа.

При принюхивании собаки к запаховому следу произносит команду: «След», «Хорошо, след». В том случае, когда у нее уже выработан условный рефлекс на команду «Нюхай», можно подавать команду «След, нюхай». Некоторые собаки стремятся идти на зрительный поиск. В подобных случаях надо укоротить поводок и, указывая рукой на след, вести ее по трассе до конечной точки, повторяя команду «След».

Если собака принюхивается и идет точно по следу, поводок надо слегка отпустить и предоставить ей некоторую свободу преследования. В конце следа дать собаке возможность схватить костюм (плащ) помощника и потрепать его. После короткой борьбы помощник «вырывается» и прокладывает второй отрезок следа по заранее указанному маршруту. Проработка его производится так же, как и первого отрезка.

После трепки одежды в конце второго отрезка помощник ложится по команде дрессировщика, а собака выгуливается. Эффективность этого способа заключается в том, что собака активно принюхивается к запаховому следу и с первых занятий привыкает к поиску помощника (нарушителя).

Это главное в дрессировке розыскных собак. Недостаток способа состоит в том, что при неправильном выполнении упражнений собака привыкает искать помощника зрением, не принюхиваясь к запаховому следу.

Четвертый способ — пуск собаки по следу помощника, разбросавшего корм.

Применим для дрессировки собак малозлобных и заинтересованных в подноске предметов, но имеющих ярко выраженную пищевую реакцию.

Упражнение выполняется так. Дрессировщик привязывает собаку к дереву (приколу) и ставит перед ней кормушку с кормом с таким расчетом, чтобы она могла дотянуться до еды. Как только собака начнет поедать корм, из-за укрытия выходит помощник, отбирает и уносит кормушку.

Пройдя 300—350 метров, ставит кормушку и прячется в укрытие.

Когда помощник дойдет до конечной точки следа, дрессировщик пускает собаку по следу. В конце следа дает ей возможность немного поесть корм. В это время помощник вновь отбирает кормушку и прокладывает второй отрезок следа. После проработки второго отрезка следа собака доедает остатки корма.

После этого дрессировщик выгуливает ее и возвращается в исходное место. Чтобы собака не искусала помощника, когда тот будет отбирать у нее кормушку, рекомендуется привязать к последней короткий поводок. Затем, после проработки следа, сначала собаке предоставляют возможность потрепать помощника за одежду, а когда упражнение будет выполнено, собаке дают кусочек мяса или ее корм в ее же кормушке.

Пятый способ — пуск собаки по следу дрессировщика. Вначале у собаки вырабатывается доверчивое отношение к другому дрессировщику (помощнику).

После этого, выйдя в район занятий, дрессировщик привязывает собаку и, произнося команду «Ко мне», уходит от нее и прокладывает след длиной 200—250 метров. Помощник, наблюдавший за движением дрессировщика, подходит к собаке, отвязывает ее и пускает по следу хозяина, управляя так же, как и при других способах.

На конечной точке следа хозяин играет с ней, дает лакомство и выгуливает. В дальнейшем, как только собака начнет принюхиваться к следу дрессировщика, она переключается к проработке следа помощника одним из вышеизложенных способов.

При дрессировке собак для поиска человека по запаховому следу надо выполнять следующие правила:

— первоначальные занятия должны проводиться только под руководством инструктора, который обязан определить способ постановки на след каждой собаки в группе, при проработке следа лично следовать за дрессировщиком, помогать ему, овладеть техникой управления собакой;

— дрессировщик должен внимательно наблюдать за движением помощника и точно знать трассу следа;

— каждое упражнение должно заканчиваться проработкой следа до конца. После успешного завершения упражнения собак должна потрепать одежду помощника, получить корм или лакомство, схватить апортировочный предмет;

— предварительное возбуждение собаки производить только на первых занятиях и с появлением у нее интереса к поиску человека, проложившего след, пускать по следу без возбуждения;

— во время работы собаки по следу особое внимание обращать на пользование поводком; управление собакой должно быть мягким, ровным, без рывков (резкое удержание собаки, рывки тормозят и снижают ее заинтересованность к поиску человека, проложившего след);

— дрессировщик всегда должен иметь запас поводка, чтобы избежать неожиданных рывков. Как только собака по команде «След» станет принюхиваться к запаховому следу и активно искать человека, проложившего след, вводятся усложнения.

Увеличение длины и давности следа. Физическая выносливость и длительная работоспособность обоняния собаки вырабатываются постепенно, путем увеличения длины следа в среднем на 50 метров, а давности следа — на 5—10 минут на каждом занятии с учетом погодных условий и характера почвенно-растительного покрова на участке занятий. Изменение трассы следа.

При поиске человека по запаховому следу надо избегать прокладки однообразных следов и особенно следов по прямой линии. Это приводит к образованию у собаки нежелательного условного рефлекса — движения в прямом направлении, иногда даже без запахового следа. Трассы следов должны быть различной формы.

Читайте также:  Клички для собак далматинцев мальчик

Сначала с закруглением, затем зигзагообразными, а в последующем с тупыми углами. Причем расстояние между зигзагами должно быть не менее 50 метров, а между тупыми углами — не менее 100—150 метров. При работе по таким следам собаке нужно предоставлять возможность самостоятельно находить продолжение следа, умело помогая ей. Пуск собаки на след под углом.

Очень важно, чтобы собака самостоятельно обнаруживала след и правильно определяла направление движения человека. Поэтому, если в первое время пускали собаку на след с указанием направления следа, то в дальнейшем надо пускать ее на след со стороны, под углом к нему. Вначале, за 30—50 шагов до линии запахового следа, дрессировщик по команде «Ищи, след» жестом пускает собаку под тупым углом к линии следа.

В дальнейшем расстояние и угол пуска собаки на след постепенно увеличиваются, и угол доводится до прямого. Если собака не обнаруживает след, дрессировщик с помощью поводка направляет ее на трассу запахового следа. Периодически собаку пускают на след под различными углами (острыми, тупыми и прямыми) как с правой, так и с левой стороны следа.

Источник



Следовая работа

Нужна ли постановка на след в обычной собачьей жизни? Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Всякое бывает, вдруг пригодится эта наука.

Статья расскажет об том, что такое следовая работа, и как научить питомца работать по следу.

От малого к большему

Это золотое правило дрессировки. От простого к сложному, и постановка на след — не исключение.

Все начинается с длины следа. 15-20 метров для первых тренировок вполне хватит.

Давность закладки. Чем свежее след, тем легче собаке работать.

Мотивация. В нашем случае это корм. Его должно быть много в первое время, чтобы у собаки возникло желание работать.

Факторы, влияющие на работу собаки

К ним относятся мотивационные:

Корм и любимые собакой предметы (её игрушки, к примеру).

Существует ещё третий фактор, но его нельзя отнести к мотивационным. Это принуждение.

Длительность рабочего сезона.

Раздражители на следе.

Метод постановки собаки на след

Собаку начинают обучать следовой работе не позже, чем по достижении ей 10 — месячного возраста.

Первый этап

Прокладывается прямой след, его длина составляет 15-20 сантиметров. След прокладывает проводник собаки так, чтобы питомец этого не видел. Обе ноги находятся на одной линии. Шаги такие же, как в детстве по бордюру ходили. В каждый след закладывается собачий корм.

Важно помнить, что след не должен быть давнишним. Идеальный вариант — проложить его непосредственно перед тем, как привести собаку для работы.

После того, как привели собаку, проводник берет ее на поводок. Длина поводка 1 –1,5 метра. Собаку подводят к началу следа и дают команду «нюхай». Проводник следит за тем, чтобы животное шло по следу с опущенной головой и сосредоточенно обнюхивало.

Маленькая хитрость: в начало следа можно сбрызнуть несколькими каплями молока. Молоко возбуждает у собак аппетит. И питомец начнет активнее работать, пытаясь найти корм. Каждое правильное действие работяги подкрепляется похвалой.

Второй этап. Постепенно след усложняется. Ввод новшеств начинается с угла. Если раньше собака ходила по прямой прокладке, то теперь ей предстоит правильно пройти угол.

На этом этапе часто возникают проблемы. Питомец игнорирует угол и продолжает идти привычным маршрутом — по прямой. В этом случае задача проводника — позволить собаке самостоятельно стать на след.

Если питомица начинает искать след и кружит по углу, пусть находит его сама. Если же «ученик» продолжает движение по прямой, игнорируя угол, то здесь применятся принуждение.

К этому методу стоит прибегать только в крайнем случае. Проводник воздействует на питомца механикой, то есть, рывком поводка заставляет животное вернуться на первичный след. Как только собака справилась с задачей, её хвалят за это.

Третий этап. После того, как подопечный освоил две предыдущие задачи, можно переходить к третьему этапу. Это обнаружение предметов на следе.

Каким образом происходит тренировка? Прокладывается короткий след (0 метров, не более). Через каждые пару метров закладывается мотивационный предмет.

На первых этапах тренировок предметы закладываются только прямо, то есть — в следы. Собаке дается команда “нюхай”, движением руки проводник направляет её. Животное упирается носом в проложенный след, активно работая. После того, как собака обнаружила первый предмет, ее хвалят. И так — после каждого обнаруженного мотивационного предмета.

После 5-8 таких занятий поставленную задачу усложняют. Теперь предметы закладываются не в следы, а в рядом. Это необходимо, если собака готовится к служебной деятельности. После обнаружения всех предметов, питомицу хвалят и оглаживают. Похвала мотивирует её к дальнейшей работе.

Дело в том, что, работая по следу, собака испытывает стресс. Поощрение после каждого найденного предмета — способ расслабления для животного, выход из стресса.

Работа по следу в иных условиях

Простые тренировки закончены, задача усложняется. Теперь питомец учится ходить по следу против ветра.

До этого след прокладывался только в направлении ветра. Это связано с тем, что:

Во — первых, молодую собаку легко сбить с толка. Ветер донесет до нее запах корма или предмета, который служит мотивацией. Животное начнет суетиться, пытаться работать с поднятой головой. Ученик в данном случае не заинтересован в том, чтобы найти “низким” чутьем корм или предмет. Собака стремится скорее добежать до него, о каком сосредоточенном поиске может идти речь.

Начинать работу по следу против ветра можно только тогда, когда у собаки сформирован навык следовой работы.

Как ставят питомца на след по встречному ветру? Начинают с прокладки 2 линий следа по ветру, и 1 — против него. Постепенно задача усложняется, прокладываются углы, убирается проложенные по ветру следы.

Давность следа. Это еще один очень интересный момент, который требует отдельного внимания. Для первоначальных тренировок со щенком след должен быть свежим. Постепенно давность следа увеличивают до получаса. Спустя некоторое время срок давности его составляет уже час.

Для тех собак, у которых навык хождения по следу отработан идеально, можно протестировать на следе 12 — часовой давности.

Основные выводы

Какие выводы можно сделать?

Собака должна работать только низким чутьем.

Идеально выполненной работой можно считать навык хождения по следу суточной давности. Это требуется только для служебных собак.

Источник

Как научить собаку идти по следу?

Методик обучения служебных собак розыскной службе существует много. Я расскажу, как обучал своих собак. Начинать обучать щенка можно уже с четырёхмесячного возраста. Как это сделать для дела или игры с детьми?

Выбирается не слишком открытая площадка. В парке – с деревьями и кустами, в городе – с растительностью, домами, гаражами. Чтобы было, где спрятаться. Обязательно нужен помощник – член семьи или кто-то ещё. Нужны небольшие кусочки любимого собакой лакомства или обычного корма.

На первом занятии помощник держит собаку на поводке, отвлекает её, чтобы она не видела, куда вы уходите. Вы же, потоптавшись немного на месте, прячетесь за ближайший угол или куст, положив по пути на землю пару кусочков лакомства. Помощник подаёт команду: «След», наклоняет голову собаки к месту, где вы потоптались, и подталкивает собаку вперёд. Может произнести и имя хозяина. Пройдя несколько метров, собака находит кусочки лакомства, а затем и обнаруживает вас. Её нужно похвалить и дать лакомства побольше. Можно повторить это упражнение ещё один-два раза, прячась в разных местах.

На следующих занятиях нужно увеличивать расстояния, делать повороты, уменьшать количество оставляемого по пути лакомства. Помощник должен знать ваш маршрут, чтобы помогать собаке, но не нужно заранее там ходить. Через пару занятий собака уже понимает, что от неё требуется. Затем прячется помощник, а вы с собакой его разыскиваете. Только лакомство в конце даёте и хвалите собаку сами.

Дальше задача усложняется. Нужны уже два помощника – лучше для начала члены семьи. Они уходят в разных направлениях. Вы даёте собаке понюхать вещь одного из них, произнеся команду «нюхай». Можете назвать и имя, если оно знакомо собаке. Собака уже научена ходить по следу, а здесь должна понять, по чьему нужно идти. Обычно она быстро понимает, что от неё требуется. В дальнейшем помощники уходят в одну сторону, сначала пересекая свои следы. Хотя оба запаха ей знакомы, собака должна помнить, кого именно она ищет. Если спутала – надо еще раз по пути дать понюхать вещь разыскиваемого.

Напоминаю, что места тренировок надо менять, чтобы там не было старых следов. Затем так же разыскиваете и чужого человека. И переходите в людные места, где много всяких следов – собака не должна терять нужного. Позднее увеличиваете время, прошедшее после прокладки следа. Заодно можете научить собаку выбирать из нескольких человек, стоящих перед собакой, одного, по его вещи.

Так постепенно, в игровой форме, за месяц-два можно обучить собаку. Причём не обязательно служебной породы. Вашим детям будет интересно играть с ней в прятки. А может быть, в какой-то ситуации это умение вашего питомца и пригодится в серьёзном деле.

Источник