Меню

Цитата ляпкина тяпкина про щенков

Ляпкин-Тяпкин в комедии «Ревизор»: характеристика образ, описание | Cудья Аммос Федорович

Ляпкин-Тяпкин.
Художник
П. Боклевский

Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин является одним из чиновников города N в знаменитой комедии «Ревизор» Гоголя.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика судьи Ляпкина-Тяпкина в «Ревизоре», описание персонажа в цитатах.

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»

Характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии «Ревизор»: образ, описание (судья Аммос Федорович)

«Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор Ляпкин Тяпкин.» (действие 4 явление III)

« . коллежский асессор Ляпкин Тяпкин.» (действие 4 явление III)

«Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле. « (действие 1 явление III)

«С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени. » (действие 4 явление III)

«. хотя он мне родня и приятель. » (Земляника о Ляпкине-Тяпкине, действие 4 явление VI)

«. ты берешь пример с дочерей Ляпкина‑Тяпкина. » (слова городничихи Анны Андреевны, действие 4 явление XIV)

« Судья. поведения самого предосудительного . Здесь есть один помещик, Добчинский, которого вы изволили видеть; и как только этот Добчинский куда‑нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья. « (действие 4 явление VI)

«Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда. « (действие 1 явление III)

«За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства. « (действие 4 явление III)

« Судья тоже, который только что был пред моим приходом, ездит только за зайцами. » (Земляника о нем, действие 4 явление VI)

«Я знаю, вы любите охоту. » (городничий о нем, действие 1 явление I)

«. твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев. » (действие 5 явление I)

Когда между двумя местными помещиками, Чептовичем и Варховинским, начинается судебная тяжба за землю, судья Ляпкин-Тяпкин радуется этому событию, так как теперь он имеет возможность охотиться на зайцев на территории обоих помещиков. Судя по всему, он не спешит поставить точку в этом судебном разбирательстве, так как ему выгоден этот конфликт:

«. Чептович с Варховинским затеяли тяжбу, и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого. « (действие 1 явление II)

«. судья‑собачник, с которым ты ездишь травить зайцев. » (Анна Андреевна о нем, действие 5 явление I)

« Аммос Федорович. Я, пожалуй, Антон Антонович, продам вам того кобелька, которого торговали.

Городничий. Нет, мне теперь не до кобельков.

Аммос Федорович. Ну, не хотите, на другой собаке сойдемся.» (действие 5 явление VII)

Чиновник Ляпкин-Тяпкин берет взятки, но не деньгами, а борзыми щенками. При этом он считает, что взятки щенками – «это совсем иное дело»:

«Аммос Федорович. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим – всё взятки.

Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович.« (действие 1 явление I)

По словам чиновника Земляники, господин Ляпкин-Тяпкин держит собак прямо на работе, в здании суда:

«Судья тоже, который только что был пред моим приходом, ездит только за зайцами , в присутственных местах держит собак и поведения, если признаться пред вами, – конечно, для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, – поведения самого предосудительного .» (действие 4 явление VI)

«Городничий. Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но все как то позабывал.

Аммос Федорович. А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню.» (действие 1 явление I)

Городничий упрекает Ляпкина-Тяпкина в том, что тот сушит прямо в здании суда «всякую дрянь». Вероятно, речь идет о предметах, связанных с охотой. Например, Ляпкин-Тяпкин держит на работе охотничий арапник (кнут). Городничий просит судью временно снять этот кнут, пока в городе находится ревизор, а после снова повесить его:

«Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить.» (слова городничего, действие 1 явление I)

(*арапник — длинный охотничий кнут, который применяют в охоте)

По словам Хлестакова, судья Ляпкин-Тяпкин является невоспитанным человеком, «моветоном»:

«Судья Ляпкин‑Тяпкин в сильнейшей степени моветон*. « (действие 5 явление VIII)

(*моветон – то есть невоспитанность, дурной тон)

Коробкин (продолжает). «Судья Ляпкин Тяпкин в сильнейшей степени моветон…» (Останавливается). Должно быть, французское слово.

Аммос Федорович. А черт его знает, что оно значит! Еще хорошо, если только мошенник, а может быть, и того еще хуже.» (действие 5 явление VIII)

«Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите. « (действие 1 явление I)

Ляпкин-Тяпкин любит философствовать и говорить о сотворении мира, вавилонском столпотворении и т.д. За это приятели-чиновники сравнивают его с Цицероном, древнеримским оратором:

«У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетел. » (Земляника о нем, действие 4 явление I)

«Нет, вы не только о собаках, вы и о столпотворении. » (все чиновники о нем, действие 4 явление I)

«О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. » (действие 1 явление I)

«. Ляпкин‑Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес.

Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину.

Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют. «

(из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя, 1846 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии «Ревизор» Гоголя: описание судьи Аммоса Федоровича.

Источник

Характеристика Ляпкина-Тяпкина по цитатам «Ревизора»

В злободневных цитатах «Ревизора» каждый сможет найти для себя хорошо знакомые грани личности, которые талант Николая Васильевича Гоголя превратил в настоящий шедевр мировой литературы. В статье мы рассмотрим это на примере одного из героев комедии, уездного судьи Ляпкина-Тяпкина.

Тернистый путь «Ревизора»

Многие произведения Николая Васильевича, в том числе и «Мертвые души» и «Ревизор», при жизни самого Гоголя встретили противоречивые отзывы современников. Злободневность и колкость его сочинений определили их тернистую дорогу на пути к публике. Цитаты «Ревизора» быстро разошлись по обеим столицам и особо полюбились провинциальным жителям губерний.

Гоголя обвиняли в недостатке смирения и гордыне, сам же он в некоторой степени видел себя пророком, чувствуя таинственную силу своего слога и желая пустить свой талант на пользу общества.

«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина. »

Образ уездного судьи сделался фигурой нарицательной. Он известен нам по хорошо знакомой фразе: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» Цитаты из «Ревизора» воистину обогатили русскую речь, наполнив ее теми несравненными мыслями и ярчайшими характерами прошедшей эпохи, которые мы с легкостью можем отыскать с вами и теперь. Такие судьи были частым явлением и в крупных городах, но особо они тиранили сельскую округу. Там их бесчинство не встречало преград.

Город N, в котором разворачиваются события комедии, представляет собой собирательный образ провинциальных городков, где власть была в руках таких держиморд, как Антон Антонович и иже с ним. Сатрап сидел на сатрапе, а простой народ стонал под гнетом кучки самодуров, не имея защитников, потому как небесный суд далек, а суд земной был не на стороне правды. Ляпкин-Тяпкин – собирательный образ, рисующий нам портрет провинциального чиновника.

Читайте также:  Щенки черного цвета умирают значение

Портрет Ляпкина-Тяпкина

«. Аммос Федорович Ляпкин‑Тяпкин, судья. коллежский асессор. » — представляется нам герой. Но что пишет сам Гоголь о нем?

Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

В этой характеристике автор представляет вниманию читателя весьма комичный образ. За напыщенной осанкой, «хрипом и сапом» по сути нет ничего, внушающего мысль. Это одна из тех бутафорных личностей, что так любезны перу Гоголя. В них угадываются живые люди и живые характеры. Где-то они, конечно, гротескные, но от этого не менее реалистичные.

«Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон. ». Характеристика героя

Страстный охотник, выжига и нечистый на руку плут. Однако Аммос Федорович уверенно заявляет:

Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Взятка борзыми щенками в его понимании не есть то же самое, что взятка денежная. Это еще один яркий штрих, очень метко и тонко показывающий нам характер человека. Куда больше Ляпкина-Тяпкина заботят псы и охота, свои же прямые обязанности он, очевидно, представляет туманно.

Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда.

Приземленный ум и бесхитростность мышления сквозят в Ляпкине-Тяпкине отовсюду, хотя облик судьи, его манера неторопливой речи, «вольнодумство» придают важность этой фигуре. Данный алогизм внешности и натуры придает остроты и выразительности образу. Фамилия Ляпкин-Тяпкин показывает истинное положение дел в суде, что все делается через пень-колоду, тяп-ляп.

Но и в житейском смысле Ляпкин-Тяпкин не отличался видным благочестием. По городу ходили упорные слухи, будто он частенько наведывается к жене помещика Добчинского.

. как только этот Добчинский куда‑нибудь выйдет из дому, то он [Ляпкин-Тяпкин] там уж и сидит у жены его. И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.

Немного из истории

Суд в России и тогда переживал не лучшие времена. Особенно данная проблема касалась провинции, и цитаты из комедии «Ревизор» метким выстрелом отразили это на бумаге. Спустя два столетия они идут на ум, когда и в наши дни приходится видеть подобных Ляпкиных-Тяпкиных.

Человек получал должность судьи, избираясь дворянским собранием сроком на три года.

«С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени».

На бумаге судья и заседатели решали незначительные уголовные и гражданские дела. На деле же, как мы видим из цитат из «Ревизора», Гоголь показал всю несостоятельность судейской системы в провинции. Ляпкин-Тяпкин превратил суд в настоящий постоялый двор. При разговоре с ним городничий замечает:

У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? Только, знаете, в таком месте неприлично. дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. «

Когда соседние помещики затевали тяжбу, Ляпкин-Тяпкин не гнушался этим пользоваться.

. и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого.

А травля причиняла серьезный ущерб сельскому хозяйству, так как страдали посевы. В подтексте же этого эпизода мы читаем полное самовластие чиновников, которые, как цепные псы, травят народ, подобно зайцам.

Будучи на короткой ноге с городничим, Ляпкин-Тяпкин с гордостью заявляет о своих регалиях:

За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства.

Стоит ли говорить, что награда нашла не своего героя.

«Ревизор» за границей

Всеми любимые цитаты «Ревизора» пополнили богатый арсенал русской речи, но и за рубежом бессмертное творение Гоголя хорошо было известно еще и тогда, и любимо остается до сих пор. Около десяти лет Николай Васильевич провел за границей, разъезжая по странам Европы. Именно этот значимый период подарил нам оконченный вариант «Мертвых душ» и «Шинели». Первые зарубежные постановки «Ревизора» были сыграны еще в середине девятнадцатого века в Париже, Праге, позже в Берлине, Дрездене, Лондоне, и список этот можно продолжать.

Ляпкины-Тяпкины наших дней

Итак, мы изучили портрет судьи по характеристике с цитатами. «Ревизор», конечно, комедия, но плакать хочется от такой комедии, когда понимаешь, что все это не фарс, а саркастические примеры бездарной власти на местах, взяточничества и казнокрадства. Эти злостные посевы всегда в достатке взрастают на благодатной почве неустроенности и отсутствия контроля. Когда в стране вовремя не проводятся профилактические меры в виде реформ, тогда проблемные места гнойными нарывами проявляются на теле общества, требуя уже хирургического вмешательства. Эту картину обрисовал Гоголь, и эту же картину мы можем наблюдать и в наши дни. Говорящие имена и фамилии, бессмертные цитаты произведений Николая Васильевича подарили нам живые образы, встретить которые может каждый на своем пути.

Источник



Образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина из комедии «Ревизор» Гоголя с цитатами

В одном из уездных городов произошло странное событие. Местные чиновники умудрились принять обычного пройдоху за ревизора. Среди них оказался и наш герой.

Образ и характеристика Ляпкина-Тяпкина в комедии «Ревизор» являются типичным портретом русского чиновника, которому присуще лебезить перед вышестоящим руководством. В любой момент он с готовностью донесет на своего товарища, если перед ним замаячит выгода или желание получить очередную награду.

Образ и характеристика

Фамилия данного персонажа полностью соответствует тому, как он относится к своей работе. Аммос Федорович работает судьей. Носит чин коллежского советника. Ровно пятнадцать лет отдано работе.

Столько лет, а толку нет. К своим обязанностям он относится пофигистически. Больше создает видимость, что работает, а на самом деле ничего не делает.

За такое безалаберное отношение к служебным обязанностям, он еще умудряется получать награды. Спрашивается, за какие такие заслуги.

В учреждениях, которые находятся под его контролем, абсолютно никакого порядка. В суде держат гусей, словно в колхозном сарае.

Всем в городе известно, что Тяпкин-Ляпкин любитель брать взятки. Он не скрывает от других свою страсть. Причем берет не деньгами, щенками борзых. Искренне полагая, что в его поступках нет ничего противозаконного.

У Тяпкина-Ляпкина завышенная самооценка. Он привык считать себя умнее других. На самом деле все обстоит гораздо иначе. Все его знания составляют прочитанные им порядка шести книг, но зато какое самомнение. Обычные люди для него пустое место. Ведь они ничего из себя не представляют, зачем их принимать во внимание.

Большой любитель собак. За глаза те, кто знает его пагубную страсть к четвероногим друзьям, между собой прозвали Тяпкина-Ляпкина

Плохая репутация. Люди поговаривают о тайной связи судьи с замужней дамой, женой помещика Добчинского. Ведь не случайно ее дети вылитая копия судьи.

Очень невежественный человек. Годы работы не смогли научить его отличать между собой правое и левое.

На досуге судья любит предаваться философским размышлениям на разные жизненные темы и не только. Его волнует тема сотворения мира, вавилонское столпотворение.

Самый лучший друг судьи Земляника, по совместительству являющийся ему родственником.

Не образован. Не удосужился выучить французский язык, которым должны владеть все образованные дворяне.

Атеист. Не верит в бога и старательно обходит церковь стороной.

Образ Тяпкина-Ляпкина не является положительным. Занимая такую серьезную должность, и так относится к своим должностным обязанностям самое последнее дело. Правосудие для него не играет никакой роли и стоит на последнем месте. Первые места занимает взяточничество и подхалимство перед начальством. Его образ можно подвести под большинство чиновников-бюрократов, просиживающих в своих офисах штаны и не принимающих никакого участия в общественной жизни.

Читайте также:  Можно ли щенкам чихуахуа апельсин

Источник

Характеристика Ляпкина-Тяпкина по цитатам «Ревизора»

В своём произведении Гоголь, используя незатейливый сюжет, высмеивает чиновников уездного города. Они вместо заботы о благе горожан, погрязли во взяточничестве и воровстве. Один из них – судья Аммос Фёдорович Ляпкин – Тяпкин.

Он типичный представитель власти захолустного российского городка. Его комический образ, ярко и правдиво нарисованный Гоголем, помогает раскрыть смысл произведения. Примечателен внешний вид судьи – у него на лице всегда «значительная мина» и говорит медленно, басом. Ляпкин — Тяпкин считает себя образованным, начитанным и важным человеком. Автор иронизирует, что судья прочёл пять или шесть книг и получил славу «вольнодумца». Любит встревать в разговоры, выдумывая факты. Он считает, что ревизор хочет проверить, нет ли в городе «измены», потому что скоро будет война. Ляпкин – Тяпкин иногда может поспорить с городничим, ведь он выбран на должность судьи «по воле дворянства». А подарки борзыми щенками, это не взятки и ему нечего бояться.

За некомпетентность и халатное отношение к службе, Гоголь наделил судью «говорящей» фамилией. В его судебных делах сплошной беспорядок. Он сам не может разобраться, где «правда, а где неправда». Для Ляпкина — Тяпкина главное успеть получить выгоду. Пока идёт тяжба между помещиками, он успевает «травить зайцев» на их полях. Больше всего его интересует охота и «домашняя свора», за что и прозвали его «судья – собачник». В помещении суда царит хаос, бегают гуси, на стене висит охотничий кнут, который, вероятно, необходим для телесных наказаний. Поэтому городничий распорядился снять его перед приездом ревизора, а так же выгнать всю живность и устранить дурные запахи.

За такую никчёмную службу судья имел звание «коллежского асессора», а за «три трёхлетия представлен к Владимиру». Когда чиновники решили откупиться от ревизора, главным переговорщиком назначили Ляпкина — Тяпкина. Ведь он считался самым красноречивым, «что ни слово, то Цицерон с языка слетает». Сцена передачи денег Хлестакову очень примечательна. Самоуверенный и наглый перед низшими сословиями, судья трусит и лицемерит перед «ревизором». Устами автора Хлестаков дал ему меткую характеристику – «моветон», что означает невоспитанный человек.

Судья Ляпкин – Тяпкин является собирательным образом чиновников – казнокрадов, которые вместо служения государству, чинят произвол и занимаются собственным обогащением.

Тернистый путь «Ревизора»

Многие произведения Николая Васильевича, в том числе и «Мертвые души» и «Ревизор», при жизни самого Гоголя встретили противоречивые отзывы современников. Злободневность и колкость его сочинений определили их тернистую дорогу на пути к публике. Цитаты «Ревизора» быстро разошлись по обеим столицам и особо полюбились провинциальным жителям губерний.

Гоголя обвиняли в недостатке смирения и гордыне, сам же он в некоторой степени видел себя пророком, чувствуя таинственную силу своего слога и желая пустить свой талант на пользу общества.

«А подать сюда Ляпкина-Тяпкина. »

Образ уездного судьи сделался фигурой нарицательной. Он известен нам по хорошо знакомой фразе: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» Цитаты из «Ревизора» воистину обогатили русскую речь, наполнив ее теми несравненными мыслями и ярчайшими характерами прошедшей эпохи, которые мы с легкостью можем отыскать с вами и теперь. Такие судьи были частым явлением и в крупных городах, но особо они тиранили сельскую округу. Там их бесчинство не встречало преград.

Город N, в котором разворачиваются события комедии, представляет собой собирательный образ провинциальных городков, где власть была в руках таких держиморд, как Антон Антонович и иже с ним. Сатрап сидел на сатрапе, а простой народ стонал под гнетом кучки самодуров, не имея защитников, потому как небесный суд далек, а суд земной был не на стороне правды. Ляпкин-Тяпкин – собирательный образ, рисующий нам портрет провинциального чиновника.

Вариант 2

Многие писатели, хотят показать порочность человеческого общества и явные отрицательные черты людей, поэтому они писали рассказы, романы и комедии. Комедия Гоголя «Ревизор» показывает все дурное в стране, все несправедливости, в тех местах и в тех случаях, где больше всего от человека ожидается справедливости. И, по словам автора, посмеяться над этим.

Один из персонажей комедии Гоголя «Ревизор» – государственный служащий Ляпкин-Тяпкин. Полное имя героя — Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин. В самой начале своего произведения Гоголь, описывает его как человека, занимающего высокую должность: судья города N. Должности судей были выборными: дворяне сами выбирали их, и назначали заседателей. Поэтому Тяпкин-Ляпкин не боится приезда городничего. В его присутствии позволяет себе даже перечить ему.

Служит судьей на протяжении 15 лет. Но так не познавшего своего дела, о чем сам наивно признается. Амос Федорович в полной мере не выполняет своих обязанностей и работает «тяп-ляп», о чем говорит его фамилия. В зданиях суда настоящий хаос: сторожа затеяли, держать гусей в зданиях, как в сараях. В приемной, на стене висит длинный кнут. Это обстоятельство наводит на мысль, что Тяпкин-Ляпкин любит охоту больше чем работу. Позволяет себе брать взятки, только борзыми щенками. Искренне считая, что, таким образом, ему преподносят благодарность. Его карьера строится только благодаря удачным знакомствам и взяткам.

Относит себя исключительно к умным, образованным людям, так как за всю жизнь прочитал не больше шести книг. Порой, любит подолгу и «философски» рассуждать о сотворении мира, из-за чего был известен как городской «Цицерон». Среди других чиновников известен как вольнодумец. Любит встревать в чужие разговоры, желая навязать свою точку зрения. Но большинство его умозаключений лежат на собственных догадках. Что подтверждается его высказываниями. К примеру, когда он узнает о приезде ревизора, убеждает других, что Россия собирается вести войну, посему «министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».

О семье известно, что есть дочери. Также сам герой заявляет, что находится в родстве с другим чиновником – Земляники.

Читая комедию «Ревизор», перед нами вырисовывается образ обычного государственного чиновника, который не стремится к справедливости. Судье свойственны лесть, преклонение пред вышестоящими и готовность доложить на своих коллег. И конечно первую очередь он беспокоится за собственное я.

Портрет Ляпкина-Тяпкина

«…Аммос Федорович Ляпкин‑Тяпкин, судья… коллежский асессор…» — представляется нам герой. Но что пишет сам Гоголь о нем?

Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

В этой характеристике автор представляет вниманию читателя весьма комичный образ. За напыщенной осанкой, «хрипом и сапом» по сути нет ничего, внушающего мысль. Это одна из тех бутафорных личностей, что так любезны перу Гоголя. В них угадываются живые люди и живые характеры. Где-то они, конечно, гротескные, но от этого не менее реалистичные.

Судебное устройство

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, характеристика которого приведена в этой статье, служил судьей. Стоит сразу отметить, что во времена, которые описывает Гоголь, это была выборная должность. Уездных судей выбирали местные дворяне, заседатели назначались на три года. Так что выходит, что судьи фактически были от них зависимы, ведь от решения власть имущих зависело, кто будет решать различные споры. Часто вердикты выносились не в соответствии с буквой закона, а из личностных, чаще всего корыстных пристрастий.

Как правило, среднестатистический состоял из судьи и двух заседателей. Они имели право заниматься решением гражданских и небольших уголовных дел. При этом часто в их реальных полномочиях было трудно разобраться. Ярким доказательством этого служит фольклор. В многочисленных пословицах и поговорках наглядно отразилось отношение обычного человека к судебным органам. Повсеместно считалось, что правды там добиться не получится, советовали бояться не суда, а самого судьи.

«Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон…». Характеристика героя

Страстный охотник, выжига и нечистый на руку плут. Однако Аммос Федорович уверенно заявляет:

Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Взятка борзыми щенками в его понимании не есть то же самое, что взятка денежная. Это еще один яркий штрих, очень метко и тонко показывающий нам характер человека. Куда больше Ляпкина-Тяпкина заботят псы и охота, свои же прямые обязанности он, очевидно, представляет туманно.

Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну. Сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда.

Приземленный ум и бесхитростность мышления сквозят в Ляпкине-Тяпкине отовсюду, хотя облик судьи, его манера неторопливой речи, «вольнодумство» придают важность этой фигуре. Данный алогизм внешности и натуры придает остроты и выразительности образу. Фамилия Ляпкин-Тяпкин показывает истинное положение дел в суде, что все делается через пень-колоду, тяп-ляп.

Читайте также:  Найдены щенок французского бульдога

Но и в житейском смысле Ляпкин-Тяпкин не отличался видным благочестием. По городу ходили упорные слухи, будто он частенько наведывается к жене помещика Добчинского.

…как только этот Добчинский куда‑нибудь выйдет из дому, то он [Ляпкин-Тяпкин] там уж и сидит у жены его… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья…

Беспорядок в суде

В суде, которым заведует Ляпкин-Тяпкин, невооруженным взглядом заметен полный беспорядок. Сторожа держат в гусей, а в помещении, где принимают посетителей, висит арапник, то есть длинный кнут, прикрепленный к короткой деревянной палке. Это охотничья принадлежность, намекающая на то, что в этом суде прибегают к телесным наказаниям.

Дать характеристику Ляпкину-Тяпкину помогает и тот факт, что заседатель практически всегда пьян, а дела ведутся из рук вон плохо, попросту тяп-ляп. В этом содержится прозрачный намек на «говорящую» фамилию судьи. Но при этом сам герой не испытывает никакого страха или волнения перед предстоящим визитом ревизора.

На примере этого чиновника Гоголь рисует перед нами портрет классического царского чиновника, которого совсем не заботит защита законности. В первую очередь его волнует собственная персона.

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин – герой произведения Н.В Гоголя «Ревизор». Это лживый коррумпированный судья, что представляет собой собирательный образ чиновников города N.

Фамилия Ляпкин-Тяпкин кратко и понятно объясняет профессиональные качества данного персонажа. Обычные чиновники более скромные и тихие, нежели Амос Федорович, который имеет совесть спорить с самим городничим. А все это объясняется довольно просто – должность Ляпкин-Тяпкина не имеет никакого отношения к городничему, так как судьей его сделали дворяне, а его профессиональная деятельность и жизнь сложились за счет коррупции и полезных связей. Небольшое примечание: взятки предпочитает брать не деньгами, а кутятами.

Как говорилось выше, судебные вакансии в России того времени, описываемом Гоголем, носили выборный характер – дворянство избирало не только судей уездов, но и заседателей на несколько лет. Как правило, в суд входили: судья и два заседателя, которые могли решать небольшие уголовные и гражданские дела. Обычно в таких судах царили полное беззаконие и абсолютная неразбериха. Как говорится, «ищешь суд – найдешь неправду».

Вернемся к Амосу Федоровичу. Он человек, который считает себя умнее других, поскольку, как он сам говорит, прочитал несколько «умных» книг. Когда он узнает, что к ним в город скоро приедет ревизор, он связывает это с тем, что Россия якобы хочет начать войну и поэтому правительство заслало к ним человека, который распознал бы возможную измену. Подобные мысли, как можно догадаться, не являются истинной. Это просто продажный судья всем своим видом хочет показать, что он ни в чем не виновен. Такой прием в литературе называется алогизмом. Ляпкин-Тяпкин до дрожи любит охотиться, вместо тог, чтобы заниматься своей деятельностью. Именно по этому он коррумпирован не деньгами, а борзыми кутятами. Для личной выгоды не поскупиться тем, чтобы рассорить своих соседей.

В суде Ляпкина-Тяпкина царит хаос и разруха – по нему, в конце концов, гуляют гуси! Это намек на то, что судья тот еще взяточник. В месте, где принимают присяжных, находится длиннющий кнут, зафиксированный на конце небольшой палочки. Это двойной образ – образ, говорящий о том, что судья любит охоту, и образ, говорящий о том, что в суде не скупились тем, чтобы наносить физический урон виновным. Заседатель обыкновенно на судебные дела приходил в нетрезвом виде. В общем, работа шла по принципу «тяп-ляп и готово». Однако Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин не страшится перед ревизором.

Можно прийти к выводу, что Амос Федорович – это образ государственного деятеля при царе, который не задумывался о том, чтобы блюсти закон. В его приоритетах на первом месте стоит собственное Эго, которое он скрывает за маской вольнодумства. Ляпкин-Тяпкин радикально эгоистичный человек, который во всем видит практичность, который хочет жить так, чтобы было легко и удобно только ему. А на других, в общем-то, плевать.

Немного из истории

Суд в России и тогда переживал не лучшие времена. Особенно данная проблема касалась провинции, и цитаты из комедии «Ревизор» метким выстрелом отразили это на бумаге. Спустя два столетия они идут на ум, когда и в наши дни приходится видеть подобных Ляпкиных-Тяпкиных.

Человек получал должность судьи, избираясь дворянским собранием сроком на три года.

«С восемьсот шестнадцатого был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени».

На бумаге судья и заседатели решали незначительные уголовные и гражданские дела. На деле же, как мы видим из цитат из «Ревизора», Гоголь показал всю несостоятельность судейской системы в провинции. Ляпкин-Тяпкин превратил суд в настоящий постоялый двор. При разговоре с ним городничий замечает:

У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками… Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? Только, знаете, в таком месте неприлично… дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник…»

Когда соседние помещики затевали тяжбу, Ляпкин-Тяпкин не гнушался этим пользоваться.

…и теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того и у другого.

А травля причиняла серьезный ущерб сельскому хозяйству, так как страдали посевы. В подтексте же этого эпизода мы читаем полное самовластие чиновников, которые, как цепные псы, травят народ, подобно зайцам.

Будучи на короткой ноге с городничим, Ляпкин-Тяпкин с гордостью заявляет о своих регалиях:

За три трехлетия представлен к Владимиру четвертой степени с одобрения со стороны начальства.

Стоит ли говорить, что награда нашла не своего героя.

Комические приемы

Описывая этого персонажа, Гоголь использует действенный комический прием под названием «алогизм». Автор постоянно демонстрирует, что в реальности судью больше беспокоят вопросы, связанные с охотой, чем дела, поступившие в судопроизводство. Именно поэтому взятки он берет борзыми щенками, а решения принимает соответствующим образом. В сугубо личных целях он использует связи и знакомства с окрестными помещиками.

Например, он рассказывает городничему о том, что два соседа затеяли тяжбу. Он же пользуется случаем, чтобы получить разрешение травить зайцев на земле сначала одного, а потом другого участника дела.

«Ревизор» за границей

Всеми любимые цитаты «Ревизора» пополнили богатый арсенал русской речи, но и за рубежом бессмертное творение Гоголя хорошо было известно еще и тогда, и любимо остается до сих пор. Около десяти лет Николай Васильевич провел за границей, разъезжая по странам Европы. Именно этот значимый период подарил нам оконченный вариант «Мертвых душ» и «Шинели». Первые зарубежные постановки «Ревизора» были сыграны еще в середине девятнадцатого века в Париже, Праге, позже в Берлине, Дрездене, Лондоне, и список этот можно продолжать.

Ляпкины-Тяпкины наших дней

Итак, мы изучили портрет судьи по характеристике с цитатами. «Ревизор», конечно, комедия, но плакать хочется от такой комедии, когда понимаешь, что все это не фарс, а саркастические примеры бездарной власти на местах, взяточничества и казнокрадства. Эти злостные посевы всегда в достатке взрастают на благодатной почве неустроенности и отсутствия контроля. Когда в стране вовремя не проводятся профилактические меры в виде реформ, тогда проблемные места гнойными нарывами проявляются на теле общества, требуя уже хирургического вмешательства. Эту картину обрисовал Гоголь, и эту же картину мы можем наблюдать и в наши дни. Говорящие имена и фамилии, бессмертные цитаты произведений Николая Васильевича подарили нам живые образы, встретить которые может каждый на своем пути.

Источник

Adblock
detector