Меню

Соц есть для собак

Социализация щенка

Что такое социализация? Должен ли я социализировать свою собаку-компаньона? С какого возраста начинать социализацию и как правильно это делать? Об этом в нашей статье.

Регистрируйся, чтобы получать призы!

Что такое социализация собаки?

Социализация – это не какой-либо специальный навык, необходимый, например, для служебных собак. Это базовые нормы поведения, овладеть которыми должен каждый питомец: от карманного той-терьера до мастино неаполитано. Зачем это нужно?

Правильная социализация собаки – это залог комфорта безопасности как самого питомца и его хозяина, так и всех окружающих: людей и животных.

вести себя дома, на прогулке, в общественных местах;

общаться с членами семьи, знакомыми и незнакомыми людьми и животными;

контактировать с раздражителями, правильно реагировать в критических ситуациях, адекватно оценивать опасность, выбирать линию поведения.

Также социализация – это послушание собаки и качество выполнения команд.

Социализация – это умение собаки взаимодействовать с окружающим миром.

В каком возрасте социализировать щенка?

В общем смысле социализация начинается прямо с рождения. Едва появившись на свет, щенок учится контактировать с мамой, братьями и сестрами, постепенно привыкает к свету и запахам, голосам окружающих людей.

Вскоре малыш откроет глазки и научится ходить. Он будет внимательно следить за мамой и учиться у нее первым навыкам поведения. Потом щенок попадет в новый дом, и уже с первых дней его можно будет приучать к кличке, лежанке, месту для кормления и туалета, знакомить с другими членами семьи. Постепенно придет очередь разучивать простые, а затем и более сложные команды. Щенка приучат к ошейнику, поводку и наморднику, к процедурам по уходу и начнут готовить к первым прогулкам. Как раз здесь и начинается активная социализация.

Активная социализация щенка начинается примерно с 3,5-4 месяцев, когда процесс иммунизации полностью завершается. К этому моменту проведена вакцинация и выдержан период карантина – теперь малыш может посещать улицу и общественные места. Он уже познакомился с аксессуарами для прогулки и готов открывать этот мир!

Главное в социализации – не спешить. Кроха только начинает осваивать новые горизонты и очень важно дозировать новую информацию правильно, чтобы не напугать и не перегрузить малыша.

С полугода в жизни щенка начинается серьезный этап – половое созревание. В этот период поведение вашего питомца может поменяться. Вы заметите, что другие собаки станут воспринимать его по-особенному. Для них он перестанет быть несмышленым теплым комочком и превратится во взрослую, половозрелую особь: равноправного члена стаи и даже конкурента. Часто в этом возрасте происходят первые стычки с другими собаками. Это неприятно, но нормально. Ваш питомец ищет свое место под солнцем, учится выстраивать свои отношения с окружающими, обозначает свои границы. Ну а как без этого? Начинается взрослая жизнь.

В жизни каждой собаки есть несколько этапов, когда она пытается стать «главой в доме». Обычно это происходит в три месяца, полгода и год. В эти периоды нужно быть дружелюбным, но строгим, и не баловать щенка.

10 шагов к грамотной социализации

Успехи ученика – это заслуга его учителя. Наоборот тоже работает.

Собаки не рождаются непослушными, агрессивными или пугливыми. Такими их делают наши неправильные действия. Если вы видите, что ваша собака ведет себя «как-то не так», это повод задуматься над своими ошибками в воспитании и уходе за ней.

Самая распространенная ошибка – это неадекватные требования к щенку. Нельзя требовать от двухмесячного малыша никогда не промахиваться с туалетом, ходить за вами на поводке и выполнять стойку на задних лапах. Важно двигаться от простого к сложному. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности щенка. Давать право на ошибку.

Например. Чем разнообразнее и интереснее будут прогулки щенка – тем лучше. Но для первых прогулок нужно выбирать спокойные, укромные места с невысокой проходимостью, чтобы малыш постепенно привыкал к новым запахам, звукам и не испугался.

  • Границы и последовательность.

Свобода – это только в теории хорошо. На самом деле малышам нужны четкие границы. Нет ничего страшнее для щенка, чем неуверенный и непоследовательный хозяин. Вы должны сразу установить границы дозволенного. Четко решить, что щенку можно позволять делать, а что нельзя – и придерживаться этого плана.

Совершенно недопустимо сегодня ругать питомца за то, что он запрыгнул в вашу кровать, а завтра пригласить его забраться к вам под одеяло. Собака просто не поймет, чего от нее хотят. В результате она станет нервозной, пугливой и перестанет вас слушаться.

Забудьте сказки про альфа-перевороты и доминирование над собственным псом. Собаке не нужен властный доминант, который вселяет в нее ужас. Ей нужен уважаемый лидер и друг.

Это не значит, что с питомцем нельзя быть строгим. Можно и нужно – когда это уместно. Но даже делая собаке выговор, вы должны транслировать, что остаетесь для нее другом. Что заботитесь о ее безопасности. Что знаете, как для нее лучше. Потому что вы для нее лидер, который несет ответственность за ее благополучие.

Оставайтесь собаке другом даже когда она не оправдывает ваших надежд. Особенно тогда.

После того, как вы приучите гулять щенка в спокойных местах, начинайте расширять географию прогулок. Чем больше разных мест будет посещать щенок – тем лучше. Учите его гулять по разным поверхностям: асфальту, траве, прорезиненным покрытиям на специальных площадках и пр. Знакомьте с шумом дорог, с суетливыми городскими улицами и спокойными парками. И, конечно, посещайте ветеринарную клинику и груминг-салоны. Это тоже важная часть социализации.

  • Знакомство с разными людьми и животными.

Щенку очень полезно контактировать с разными людьми: взрослыми, подростками, детьми. И с животными: не только с собаками, но и с кошками, попугаями и другими питомцами. Главное условие, чтобы все они были настроены дружелюбно и не напугали щенка. Общение должно проходить строго под вашим контролем, в комфортной для всех обстановке.

На улице прививайте щенку нормы поведения. Не позволяйте гонять голубей, кошек и других собак. Еще один навык – научиться обходить стороной детские площадки, даже если ребята на ней весело гоняют яркий мяч.

  • Игры с собаками на площадке.

Будет очень полезно, если вы заведете друзей по прогулкам. Гулять вместе веселее, интереснее и эффективнее. Щенкам важно учиться играть друг с другом, выстраивать отношения, разрешать конфликтные ситуации, да и просто общаться. А сколько удовольствия получите вы, глядя на веселых малышей, вместе гоняющихся за фрисби!

Даже если вы не планируете куда-либо перевозить щенка, ему полезно познакомиться с транспортом. Ситуации в жизни бывают разные!

Перед тем, как отправиться в поездку, важно изучить правила провоза животных на том виде транспорта, который вы выбрали. Соблюдайте эти правила. Для первого знакомства выбирайте самые незагруженные часы, чтобы людей в транспорте было как можно меньше. Не забудьте взять с собой лакомство, чтобы угостить собаку и помочь ей справиться с волнением.

  • Умение оставаться в одиночестве.

Ни одна собака не любит расставаться с любимым хозяином. Но делать это приходится, и щенка нужно заранее готовить к расставаниям. Нельзя проводить с малышом 24 часа в сутки на протяжении нескольких дней и недель, а потом резко уйти на работу на полный день и оставить его в полном одиночестве. Для щенка это будет настоящим шоком, крушением привычного уклада жизни.

Тренируйте расставания. Сначала отлучайтесь на короткое время, потом – на более долгое. Обучите собаку команде «Ждать» и при уходе из дома не прощайтесь с щенком слишком долго. Будьте строгим и спокойным.

Приобретите для щенка несколько разнообразных игрушек, чтобы он не скучал, пока вы отсутствуете. Чем больше разных игрушек – тем лучше. Периодически чередуйте их, чтобы они не наскучили собаке.

Ни одному щенку не пойдет на пользу, если он будет находиться в одиночестве подолгу и часто. Собаки – это социальные животные. Общение нужно им для правильного психологического развития. Если вы вынуждены часто отсутствовать дома, поручите заботу о щенке другому члену семьи, наймите дог-ситтера или заведите вторую собаку. Ждать хозяина вдвоем не так тоскливо!

Есть породы, которые лучше переносят одиночество. А есть те, которые не переносят его совсем. Учитывайте индивидуальные особенности своего питомца.

  • Спокойная реакция на шум.

Прогуливайтесь с собакой не только в тихих спокойных парках, но и по городским улицам. А еще в разную погоду. Так питомец научится спокойно воспринимать скопление людей, лай других собак, шум дороги, капризы погоды и другие проявления мира, частью которого он стал.

Собаку нужно приучать к любому шуму. Если малыш сильно испугался, не успокаивайте его, а отвлеките командами или игрой. Сделайте вид, что ничего не произошло и сохраняйте спокойствие.

Всегда держите под рукой контакт проверенного кинолога и зоопсихолога. Вы сможете обратиться к ним, если у вас возникнут трудности с социализацией и воспитанием собаки или будут вопросы. Иметь профессиональную поддержку в таком ответственном деле, как воспитание собаки, это очень важно. Перевоспитывать и восстанавливать доверие питомца в случае ошибок гораздо сложнее, чем правильно воспитать и социализировать щенка в первый год его жизни.

Надеемся, наша статья поможет вам мягко адаптировать щенка к окружающему миру. А теперь вперед, к покорению новых горизонтов!

Источник

8 рекомендаций для социализации вашей собаки.

Понятие «Социализация» в рамках воспитания щенка нельзя сводить к дословному переводу «общение или установление контактов с представителям вида». Социализировать это не познакомить щенка со всеми собаками на улице. Что усвоит щенок? Что цель прогулки — общение с собратьями.

Читайте также:  Если у собаки течка у йорка

Если целью прогулки будет только общение с другими собаками, вы можете столкнуться с несколькими проблемами:

1. Побегами от хозяина.
2. Перевозбудимостью или агрессией.
3. Низкой концентрацией внимания к хозяину на улице и плохим контактом.

Что стоит делать, если у вас только появился щенок, и как потратить это ценное время до 7 месяцев (окно социализации закрывается примерно в этом возрасте, потому что до 7 месяцев щенок наиболее гибок к изменениям)? Сразу оговорюсь, что всё это лучше делать под контролем зоопсихолога или тренера и с учётом типа личности собаки.

А если у вас уже взрослая собака, вы можете проверить уровень ее социализации:

1 Посещение различных мест.

Людных, безлюдных, больших и маленьких помещений. Залов для дрессировки, центра города, общественного транспорта и т.д. При этом не просто таскать щенка по ним, а показать, что и в них нужно ориентироваться на хозяина, кушать, делать трюки, не тянуть поводок, расслабляться. Особенно ценно делать упражнения на установление контакта. Чем чаще вы будете выходите со своей собакой куда-нибудь, тем быстрее она начнет слушаться вас в любой обстановке.

2️ Знакомство с собаками.

Это не просто тусовки и свободное общение. Мы учим щенка отзыву от собак, учим спокойному поведению и реакции на кличку. Для того, чтобы сформировать правильное поведение рядом с другими собаками, есть 3 шага:

1. Дайте своей собаке понять, что подходить к собакам она сможет только через хозяина. Когда вы достигли зоны видимости собачей тусовки, вы должны остановиться, смотать поводок и держать собаку на коротком. Ваша цель — дождаться взгляда. Можете издавать тихие, но забавные звуки. чтобы она скорее поняла, что делать. Когда посмотрит на вас — хвалим и кормим. Далее через какое-то время тренировок вы должны дождаться взгляда собаки без звуков, а только по ее инициативе.
2. Следите за провисшим поводком и выхаживайте вашего песеля параллельно месту, где собаки. Как только он перестанет туда тянуть и «включается» на вас — похвалите, выдайте лакомство и сократите дистанцию. Только через несколько таких тренировок вы подходите познакомиться с собаками.
3. Тренируйте отзыв от собак. Как только сказали кличку, не жалейте самые божественные куски и суйте их прямо в нос. Затем отведите собаку на пару шагов, выдайте лакомство и отпустите гулять. Повторите так много раз. Мы стремимся к тому, чтобы собака сначала подошла к вам, а уже потом получила куски.

3️ Знакомство с различными животными.

Кошки, птички, фермерские животные, контактные зоопарки. Раннее знакомство с разными видами животных поможет вам избежать неадекватной реакции собаки на них. Не удивительно, что собака поднимет лай на корову, если за 5 лет ее жизни она ни разу не видела ее.

4️ Умение оставаться одному.

Большая ошибка брать отпуск и сидеть с щенком всё время рядом до какого-то возраста, а потом резко уйти на работу. Обучайте тому, что НЕ НАДО ходить всё время за ногами и спать на руках, как бы это не было мило. Обучайте тому, что вы можете выходить из комнаты, из квартиры. Сначала коротко, время постепенно увеличивать и чередовать с коротким. Приучите собаку спать на своем собственном месте — в боксе или клетке.

5️ Умение ничего не делать.

Постоянно прерывайте прогулку и ставьте на паузу, чтобы просто постоять, посидеть на лавочке, на пенёчке, в машине, выпить кофе. При этом собака на поводке около вас.

6️ Незнакомые люди.

Ваша собака должна спокойно реагировать на них, не бояться и не прятаться. По вашему желанию можно научить ее спокойно брать еду у них из рук (исключение — собаки для работы, думаю их тут единицы). Бывает, что собаки боятся определенных людей, например, велосипедистов, детей, мужчин в шляпе. Постарайтесь визуально познакомить собаку с разными людьми, а если вы обнаружили странную реакцию, не теряйте время и объясните, что бояться нечего.

7️ Спокойная реакция на лай.

Нафаню я одно время каждый день вывозила в частный сектор и ходила вдоль заборов на мишени (выедание корма из руки). Вы часто столкнетесь с лаем других собак, поэтому важно научить свою собаку не реагировать на него как на провокатор. Если вы думаете, что собаки общаются с помощью лая, это не так.

8️ Знакомство с новыми поверхностями.

Песок, гравий, шуршащие, полуплотные поверхности, ортопедическая подушка для ног, узкие туннели, высота, вода. Это отличный способ помочь собаке проявить свои охотничьи способности и ощутить свободу.

Покажите своей собаке целый мир. Он так велик и разнообразен. Чем лучше социализирована ваша собака, тем вам с ней комфортнее.

Желаем вам жить в комфорте с вашим мокроносым другом.

— Ваша Антонина Зимарева (специалист по коррекции проблемного поведения собак, зоопсихолог).

Источник



Социализация и поведение собаки

Социализация и поведение собаки.

Окружающий социум и адекватное поведение.

Поведение собак в обществе, в окружающем социуме считается адекватным при соблюдении некоторых условий. Это такие собаки, которые не причиняют неудобств или вреда окружающим. Никакой агрессии или навязчивого приставания, даже с самыми безобидными целями. Обычно собаку окружают:

  • Семья, все домочадцы, включая хозяина.
  • Соседи по подъезду и двору.
  • Посторонние на улице.
  • Чужие собаки на прогулке и их хозяева.

Таков социум вашего питомца, в нём ему жить, в нём ему ладить или конфликтовать. К этому окружению ваша собака должна быть приспособлена. Ни у социума, ни у самой собаки при общении с ним не должно возникать значимых проблем. Тогда можно будет говорить об адекватном поведении и общении вашей собаки в обществе.

Социализация собаки — процесс многоступенчатый и поэтапный. В сущности, это адаптация собаки к жизни и общению с окружающим социумом. В процессе этой адаптации формируется личность нашего питомца. Но мы привыкли называть этим словом комплекс мер по профилактике всяческих инцидентов при этом общении. То есть, не саму адаптацию, сколько наше воздействие на неё. И конкретные действия, обеспечивающие эту адаптацию собаки.

На самом деле, социализация собаки происходит в любом случае, хотим мы этого или нет. Просто мы можем вмешиваться в этот процесс и влиять на формирующееся поведение собаки. А можем пустить всё на самотёк. Однако, если нас не озаботил этот вопрос, не значит, что социализация собаки не происходит на каждом этапе её развития. Об этапах естественной социализации несколько позже, а пока о проблемах, заставляющих нас вмешиваться в этот процесс.

Социализация и проблемы поведения неагрессивных собак.

Все собаки различны по своей генетической природе, породным качествам, характеру и темпераменту. Есть ещё одно различие – по агрессивности. Проще говоря, есть злобные, а есть дружелюбные. У незлобных собак возникают проблемы в общении именно благодаря избыточного дружелюбия и общительности. Неудержимая потребность собаки со всеми познакомиться и пообщаться приводит также к неудобствам. Если это направлено на людей, особенно, чужих, такое навязчивое приставание понравится далеко не всем. Особенно, если отсутствует контроль над таким питомцем.

Общительность по отношению к чужим собакам тоже должна быть под контролем. Да, общаться можно и, порой, даже нужно. Но только при условии согласия всех владельцев собак – участников таких игр. А также при условии достаточного послушания. По первому зову ваша собачка должна бросить своих сотоварищей и прибежать к вам. Нужно отметить, такое послушание возможно лишь при очень хорошем контакте между вами и вашим питомцем. Игры же с другими собаками могут ухудшать этот контакт. Чем они чаще и дольше, тем меньше на прогулке собака ориентирована на хозяина.

Общение с бродячими, разными бездомными собаками (без хозяев) увеличивают риск заражения инфекционными и грибковыми заболеваниями, глистными инвазиями, паразитарными заражениями (блохи, собачья вошь, кожные и ушные клещи).

Отсюда вывод – социализация неагрессивной собаки хоть и полезна, но в ограниченном объёме и под тщательным контролем. Так как проблема реализации потребности в общении должна решаться в общении с хозяином. И это неизмеримо важнее для дрессировки собаки, чем её общение с сородичами.

Социализация и проблемы поведения агрессивных собак.

Обычно это собаки двух категорий.

  1. Особи с сильной нервной системой, доминантные. Представители охранных и защитных пород, у которых агрессивность была закреплена генетически. Такие собаки по умолчанию не любят посторонних, насторожены ко всем вокруг. Это могут быть внимательные защитники и добросовестные охранники. Круг их знакомства ограничен семьёй проживания, близкими друзьями и родственниками хозяина и, может быть, инструктором.
  2. Собаки, агрессивность которых вызвана психическими проблемами. Те, кто от страха готов укусить любого поблизости. Кто пытается напугать лаем прохожего, только потому, что сам его боится. Отношение к чужим собакам может быть неоднозначным.

Поведение собак агрессивного плана может быть похожим. Но корни его разные. Поэтому социализация собак этой группы тоже не совсем одинакова. Причём собак второй группы отчётливо больше. Частенько таких причисляют к первой категории. Но если первых можно научить, надрессировать с хорошими результатами, то у вторых всё не так. Слабая психика обуславливает ряд проблем. Дома — это страшный и грозный боец. На улице поведение собаки – это поведение трусливого агрессора. И дрессировка собак этой группы сложна, результаты нестойкие, остаётся непредсказуемое поведение.

Читайте также:  Штаны для собак после операции

Однозначно, социализация собаки первой группы необходима. При её правильном аккуратном проведении она даст хорошие результаты. При недостаточной социализации собаки на улице могут вести себя достаточно агрессивно и антисоциально ввиду недостаточного опыта общения с окружающими.

Социализация собак второй группы также необходима. Но тут нужны осторожность и профессионализм, то есть социализация собаки проводится под руководством специалиста. Во избежание лишних конфликтов.

Этапы социализации и формирующееся поведение собаки.

Каждый этап развития собаки как личности сопровождается определёнными процессами социализации, свойственными каждому этапу. На каждом новом этапе это новый опыт познания окружающего социума. И формирование определённых новых навыков реагирования, навыков общения, поведенческих реакций. Длительность этапов развития может варьировать у разных собак в зависимости от породы, воспитания, характера. Каждый этап должен быть законченным, чтобы перейти к следующему. При незавершённости формирования поведения питомца на каком-то из этапов, дальнейшая социализация собаки может пойти по аномальному пути.

Этап запечатления. Период социального импринтинга.

Возраст от 2 недель – с момента открытия глаз. Социум щенка – собачья мама и его братья-сёстры. У пастушьей собаки щенок может видеть вокруг себя обитателей хлева, где он родился. Для щенка служебной породы важно с этих первых дней видеть ухаживающего за ним человека. До 6-8-недельного возраста щенок учится общаться со своим окружением. Это и общение с кормящей сукой, и конкуренция с однопомётниками, игры с ними и с кем-то из людей (заводчиком). Это начальный период социализации. В этот период важны простейшие игры со щенком, тактильный и словесный контакт. В воспитании активно участвует мать-сука. Обычно к окончанию этого срока щенок меняет место жительства и отрывается от матери и других малышей, попадая в свой новый дом. Пройдя период адаптации в новом жилище, он вступает в новый этап своей социализации.

Второй период социализации собаки.

Этот этап включает период от 6-8 недель до 4-5 месяцев. Социализация собаки в этот период считается самой важной. Закладываются основы характера, формируется высшая нервная деятельность и поведение собаки в будущем. Этот период особенно травматичен для психики малыша, любые стрессы могут наложить неизгладимый отпечаток на всю будущую жизнь. Поэтому социализация собаки на данном этапе должна проходить под самым тщательным контролем. Следует максимально оберегать щенка от внешних угроз, как в домашней обстановке, так и на улице. Максимально щадящая дрессировка основывается исключительно на позитиве. Чрезвычайно важны подвижные игры и установление позитивного контакта с хозяином и всеми членами семьи.

Но этом этапе щенок исследует и познаёт окружающий мир, с которым его нужно активно знакомить. Прогулки начинают на руках, чтобы смягчить стресс первого знакомства с миром улицы, шумом города, прохожих, машин. Расширять познание окружающего мира следует постепенно. Переходят на прогулки на поводке (приучение к поводку и ошейнику дома) в пределах двора. Затем в соседних дворах. Потом по улице. В более шумных местах. И так далее. Малыш увидит вокруг себя и разных людей, и разных животных. Он познает особенности передвижения по разным поверхностям. Узнает, что есть и неодушевлённые движущиеся предметы, познает различные звуки. Опыт такого познания подготовит его к будущей взрослой жизни. Цель хозяина – питомец должен привыкнуть к окружающей обстановке и не испытывать никаких страхов в любой ситуации.

Социализация щенка.

Расширение социума.

Наличие прививок позволяют знакомиться – очень осторожно – с другими собаками. Это могут быть его сверстники либо дружелюбные собаки постарше, но сопоставимых размеров. Позже круг знакомств можно расширить. Но только исключить проявления агрессии от чужаков. При общении с сородичами происходит обучение щенка ритуальному языку поз и жестов, его пониманию.

Не воспрещается и общение с чужими людьми. Лучше, если поначалу это будут знакомые, соседи по подъезду или двору. Люди, которые любят собак и искренне доброжелательно общаются с вашим малышом. В дальнейшем можно разрешать познакомиться и на улице с посторонними. Главное, щенок должен понять: от человека, как такового, не исходит угроза. Также следует внимательно контролировать общение с чужими детьми. Не каждому ребёнку можно доверить малыша – это всегда риск непредсказуемых ситуаций на данном этапе. Риск, что дети, порой невзначай, могут обидеть мохнатую ляльку. Но это не значит, что нужно оградить питомца от такого общения. Знакомство с детьми тоже важно – просто нужно подбирать кандидатов для первого такого опыта общения.

Этот этап социализации очень подходит для дрессировки собаки, при правильном подходе занятия в этот период всегда очень плодотворны. Но если питомец растёт взаперти и не общается с внешним миром, со сверстниками, результат можно не получить. В другой, непривычной обстановке послушания может не быть. Будет пугливость, нарушение ориентации, возможны агрессивные проявления, непредсказуемое поведение собаки. Поэтому правильная социализация собаки должна проходить параллельно с грамотной дрессировкой щенка.

Нельзя наказывать малыша за робость перед каким-то явлением, следует успокоить его, показать отсутствие угрозы. Так же не наказывают за попытки подбежать к незнакомому человеку.

Социализация собаки с неустойчивой психикой.

Почему-то считается, что любую чужую собаку можно свободно погладить или угостить. И если собака проявляет протест – это неадекватный пёс. Но ведь собака, изначально агрессивная, защитной или охранной породы, именно так и должна поступать. Это спасатели, водолазы, поводыри или просто дружелюбные домашние любимцы могут позволить чужому вольности. Но остальные-то – нет! А сколько сейчас собак с оборонительно-агрессивными поведенческими реакциями!

Ведь если поведение собаки определяется боязнью всего нового вокруг, её агрессивность может непредсказуемо повышаться. Для таких собак посторонний человек изначально видится, как потенциальный источник угрозы. Критические действия чужого:

  • Протянуть руку, чтобы погладить.
  • Наклониться угостить.
  • Приближаться, глядя прямо в глаза.

Такие жесты вызовут, скорее всего, оборонительную агрессию. Возможно, активную. С исходом в виде укуса.

Поэтому самый лучший вариант, особенно для агрессивных собак с неустойчивой психикой, это социализация под контролем специалиста. Это может быть опытный инструктор-кинолог или зоопсихолог. В так называемой «контролируемой среде». То есть там, где нет вероятности непредсказуемых встреч с чужими агрессивными собаками или неадекватными людьми.

Социализация собак с сильной нервной системой.

Если ваша собака проявляет признаки агрессии к чужим, но не из страха перед ними – это нормально. Ваша собака просто относится к первой группе агрессивных псов с сильной устойчивой психикой. Но это вовсе не значит, что она опасна для окружающих. Её поведение просто нужно взять под строгий контроль. Тогда она будет не опаснее пистолета на предохранителе или автомобиля с опытным водителем. Поэтому таких питомцев тоже приучают к спокойному отношению к чужим людям на улицах и к их собакам. При правильном обучении такую собаку можно и погладить, и угостить, если только хозяин разрешает. Но правильная социализация собаки, адекватное поведение собаки в обществе вам обеспечит лишь опытный специалист. Сам владелец, конечно, тоже может попробовать – но тогда весьма велик риск инцидентов и неприятных последствий такой самодеятельности.

Для хозяина дружелюбной собаки это, наоборот, не проблема. Это тип неагрессивных собак. Тут, скорее, понадобятся ограничения в общении. Чтобы его избыток не пошёл во вред контакту с собакой и дрессировочному процессу.

Частые ошибки социализации.

Самый обычный метод знакомства собаки с чужими – попросить кого-то из незнакомых поучаствовать в процессе. При этом следует избегать некоторых ошибок.

Ошибка при налаживании контакта.

Нельзя наклоняться к собаке и протягивать в её сторону руку для оглаживания. Следует дать ей подойти самой и обнюхать, изучить вас. Можно дать обнюхать кисть руки с тыльной стороны. Лишь затем можно предложить лакомство (корм). Дать понять, что у вас самые мирные намерения. Если собака взяла корм и показывает своё дружелюбие, можно попробовать её погладить. Хотя для знакомства это вовсе не обязательно. Недопустимо для того, чтобы погладить собаку, притягивать её к себе. Избыточное количество жестов также может привести к укусу.

Ошибка при кормёжке.

Недопустимо наклоняться перед собакой и навязывать ей своё общество, предлагая при этом корм. Собака охранной или защитной породы воспримет это как жест угрозы, провоцирующий конфликт. Встать прямо, несколько боком, не глядя в глаза – поза, говорящая, что вы не хотите конфликта.

Коррекция поведения при неправильной социализации.

Вообще, если возникает непривычная сложная ситуация, часто помогает другая тактика. Это переключить хозяину внимание собаки на себя. Любым способом: игрой, вкусняшкой, командой, даже убеганием прочь. Для исправления уже сформированных поведенческих реакций используется ещё коррекция поведения удавкой. То есть применение контрастного метода. В этом случае отрицательным подкреплением служит незатянутая на шее удавка. Она работает, задавая направление движения и используется рывком при невыполнении команды. Но использованию удавки предшествует период привыкания к ней собаки. Для задания направления используется слабое натяжение, для коррекции при отказе выполнения команды – сильный рывок. В отличие от удавки, для коррекции агрессии электро-импульсные ошейники применять нецелесообразно:

  • Они не имеют направленности воздействия.
  • Могут сами по себе стимулировать агрессию, особенно вблизи объекта агрессии.

То же самое можно сказать и про применение парфорса.

Достигнутый при коррекции результат требует обязательного закрепления.

Вот пример.

На площадке выполняется коррекция агрессии удавкой. Собака агрессивная, с сильной психикой. При появлении раздражителей (люди, собаки) переключаем на себя внимание: команды, лакомство. При приближении чужих сила раздражителя нарастает, и собака перестаёт переключаться на инструктора. Агрессивная попытка пресекается командой и направляющим натяжением удавки. При выполнении собака получает поощрение. При дальнейшем нарастании силы раздражителя возможен отказ выполнить команду. Тогда следует резкий повтор команды и рывок удавкой. При повторах происходит постепенное наращивание силы раздражителя за счёт сокращения дистанции. Затем повторы служат для закрепления результата. До тех пор, пока не сформируется нужное нам поведение собаки.

Читайте также:  Мем мальчика с собакой

Для ряда агрессоров это и есть социализация собаки, хотя и вторичная. Просто у щенков ряда агрессивных пород такие наклонности закреплены генетически. И даже несмотря на все усилия в щенячьем возрасте, зачастую они полностью не бывают подавлены. Поэтому нужны корректирующие тренировки и в более позднем возрасте. Ведь для безопасности для окружающих необходим полный контроль над такой собакой.

И наоборот. Никакая социализация собаки, не имеющей агрессивных качеств, не поможет сделать из неё защитника и охранника.

Источник

Что такое социализация собаки и зачем она нужна?

Социализация вообще – это приспособленность живого существа к свойственной ему окружающей обстановке. В принципе всех животных можно разделить на две условные группы – социальные и несоциальные животные.

Социальные живут группами или стаями, с определенной иерархией. Стая у таких животных равноценна социуму у человека. Волчья стая, львиный прайд, оленье стадо, группа обезьян, пара шакалов – вот примеры общежития социальных животных.

Несоциальные животные живут по одиночке. В период размножения такие животные либо создают пару для совместного вскармливания детенышей, либо объединяются только на время спаривания, после чего детеныша вскармливает один из родителей. Социальность у животных-одиночек выражается лишь в образовании пары и в выращивании потомства. В остальное время они довольствуются своим собственным обществом. Так, сами по себе обитают в естественных условиях лисы, зайцы, кошки, мыши.

Собака – животное социальное. Бродячие псы практически всегда живут стаями, где выделяется вожак или альфа-особь, бета-особь или вторая по значимости после вожака собака, группа собак примерно одинакового статуса, выполняющие разные функции (поиск еды, поиск воды, охрана территории стаи), а также собаки-парии или омега-особи (как правило, половозрелые кобели из предыдущих пометов этой стаи).

Для собаки социализация важна в той степени, в какой она определяет место особи в стае и способствует повышению ее статуса.

Для человека социализация собаки имеет иное значение. С точки зрения человеческого общества социализированной считается та собака, с которой комфортно проживать, гулять, путешествовать. Иными словами, социализация собаки для нужд человека тесно связана с воспитанием и отчасти – с дрессировкой.

В ходе социализации устанавливаются и укрепляются связи собаки с людьми в семье, где она проживает, с людьми, живущими по соседству, а также с домашними животными, проживающими на одной территории с собакой. Также собака приучается не реагировать на раздражители, характерные для места ее проживания: на машины, велосипедистов, детей, других собак, выстрелы, салют, звуки железнодорожного транспорта, гул самолетов и т.д.

Примеры несоциализированных собак известны всем:

· Собака, которая на прогулке не переставая лает на других собак, людей, машины,

· Собака, которая гонится за велосипедистами, мотоциклистами, детьми на самокатах, людьми на гироскутерах,

· Собака, которая демонстрирует страх при виде незнакомых людей, крупных собак, других животных,

· Собака, которая забивается под ноги хозяину при попытке дотронуться до нее,

· Собака, которая срывается с поводка, выворачивается из ошейника при виде кошки, при звуке выстрела, при салюте или взрыве петарды (о таких бегунках регулярно пишется куча объявлений),

· Собака, падающая на землю при появлении другой собаки или животного.

Социализация не только «гасит» отрицательные реакции собаки на уже знакомые раздражители, но и приучает ее к тому, что во всякое время возможно появление чего-то нового, неизвестного – новый предмет, незнакомое живое существо, ранее непережитая ситуация.

Социализированные собаки редко проявляют агрессию к детям, взрослым людям и животным. Тогда как объектами нападения несоциализированных псов чаще всего становятся дети. Дети раздражают многих собак тем, что быстро бегают, кричат и громко смеются, пытаются потрогать собаку, залезть ей в глаза, уши, пасть. Задача хозяина – научить собаку игнорировать навязчивое поведение детей. При этом именно на хозяине собаки лежит необходимость проинформировать детей и сопровождающих их взрослых о том, что собаке неприятно детское общество. Но допускать и тем более поощрять агрессию даже самой маленькой собачки к ребенку недопустимо.

Социализацию необходимо начинать с первых дней совместной жизни со щенком или взрослой собакой. Ответственные заводчики социализируют щенков, как только те прозреют и начнут передвигаться самостоятельно. Но на рынке много щенков вольерного или клеточного содержания, которые знают только мать, однопометников и того, кто убирает клетку и приносит еду. Безвыгульное содержание делает собаку нервной, возбудимой, трусливой, обедняет ее жизнь.

Поэтому, взяв питомца в дом, нужно постоянно и мягко знакомить его с новыми объектами.

Собаке нужно контактировать с большим количество людей, хотя бы просто видеть их и слышать их голоса. Щенок служебной, сторожевой, охранной породы не должен становиться игрушкой для посторонних, так как это помешает ему вырасти в рабочую собаку. Но при этом адекватно реагировать на человека ему необходимо. Особенно это касается реакции на детей, так как маленькие дети плохо понимают исходящую от собаки опасность и могут принять лохматую кавказскую овчарку за медвежонка, а добермана за лошадку и попытаться их погладить или залезть им на спину.

Первый период социализации щенка начинается примерно в три недели, когда он начинает видеть и активно двигаться, и продолжается до двух месяцев. Обычно в полтора-два месяца щенки продаются владельцам. У щенка в ходе импринтинга (запечатления) сформулирован образ поведения собаки, он по памяти будет воспроизводить поведение матери или кормилицы в будущем. Выкормленный человеком из соски щенок не сформировал образ собаки, поэтому очень важно подобрать ему компанию таких животных, которые демонстрируют желательное для человека поведение. Тогда щенок запечатлеет образ этих животных. Отсутствие контакта у щенка с собаками приводит к тому, что он растет неуверенным в себе, не понимающим своего назначения, не осознающим себя собакой.

Второй период социализации приходится на возраст от двух до пяти месяцев. Это время активного знакомства с миром. Щенка следует научить гулять с ношением разного вида амуниции (ошейник, поводок, шлейка, намордник, ринговка), знакомиться с другими собаками, животными иных видов, взрослыми людьми и детьми. Желательное поведение нужно поощрять лаской и лакомством, нежелательное – прекращать. Социализацию сейчас нужно совмещать с дрессировкой, начав с команд на послушание: ко мне, сидеть, лежать, стоять, фу, ко мне, рядом, можно, дай, принеси. В идеале команды нужно начать учить на первом этапе социализации в домашних условиях, а отрабатывать их – на втором этапе, на прогулках, при наличии раздражающих факторов. Важно знакомить щенка с различными породами собак, так как запечатленный образ матери у бульдога не совпадает с наблюдаемым образом лайки. Щенок должен научиться понимать, что маленькие и большие, лохматые и гладкошерстные, собаки-брахицефалы и собаки с длинными вытянутыми мордами – все они собаки, представители одного вида с ним. В этом возрасте щенок охотничьей породы учится отличать дичь (объект охоты) от остальных животных. Щенок служебной породы учится различать добрые и злые намерения у человека на дрессировочной площадке. Щенок пастушьей породы учится оберегать скот и отражать атаки потенциальных врагов. Сейчас крайне важно прививать щенку правила поведения. Иначе молодой ретривер продолжит прыгать на людей и пытаться повалить их в игре, когда вырастет. Молодой стаффорд, осознав, что он сильнее и выносливее многих собак, будет провоцировать их на драку и выходить из нее победителем. Молодая борзая поймет, что за кошками и мелкими собаками куда интереснее бежать с целью придавить и принести хозяину, чем просто проводить время с человеком. Молодой хаски получит удовольствие, таская за собой хозяина на поводке, заодно удовлетворив искусственно сформированный рефлекс – тянуть, и впредь будет гулять только на натянутом поводке, стараясь собственными силами сдвинуть человека с места, как нарты. В идеале щенка надо воспитывать в компании с тем собаками, которые ведут себя так, как хочет от молодого питомца хозяин. Лучше всего обратиться к кинологам и найти у них собаку-наставника. Тогда щенок хотя бы на занятиях будет видеть эталон собачьего поведения.

Третий этап социализации приходится на период полового созревания – от шести до десяти месяцев. Гормональные бури в организме молодой собаки нужно «гасить» умеренной посильной нагрузкой. Щенка нужно использовать по назначению – охранять, сторожить, пасти, охотиться. Собаки-компаньоны продолжают обучение послушанию, к которому можно добавить какой-либо вид спорта или просто длительные пешие прогулки. Собак, которые потенциально подходят для племенной работы, нужно учить знакомиться с противоположным полом. Тех собак, которые не пойдут в племенное разведение, стоит кастрировать, чтобы не иметь проблем с их гормонозависимым поведением в будущем. В этом возрасте уже понятно, как ведет себя собака на выставке и в работе, подходит ли она для разведения.

К году щенка следует научить адекватно реагировать на все раздражители, понимать и выполнять команды, вести себя надлежащим образом в доме, в транспорте, на прогулке по знакомым и незнакомым местам. Он этого зависит качество жизни с собакой.

Правильно проведенная социализация наделяет собаку жизненным опытом, дает ей ориентиры на будущее поведение и помогает осознать роль в обществе человека и других животных.

Источник