Меню

Съеденный ужин распустившийся цветок играющий щенок

Тема урока «Действительные и страдательные причастия\» (7 класс)

Тема урока. Действительные и страдательные причастия (7 класс)

1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

— отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;

— отработать навык определения вида причастия по суффиксам.

Тип урока: объяснение нового материала.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

1. Задание. Четвёртый лишний

1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.

2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный

2. Задание. Отметьте причастие в каждом столбце

1. Причастия отвечают на вопросы:

А) Как? Когда? Откуда?

Б) Какой? Какая? Какое?

В) Что делал? Что сделал?

Г) Что делая? Что сделав?

2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

умывающийся малыш умываемый мамой малыш

Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.

Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике.

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Апельсины, положенные на стол — те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

IV. Первичное закрепление знаний.

Задание. Образуйте от глагола причастия и определите

Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Образуйте от глагола причастия:

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!

В настоящем времени

несущий, поющий, держащий, смотрящий

ведомый, читаемый ,гонимый

В прошедшем времени

унесённый, прочитанный, вышитый, открытая

Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.

Дующий с моря ветер

9. Зависящий от обстоятельств

V. Подведение итогов урока.

-Что-то новое узнали на уроке?

VI. Задание на дом:

Творческая работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

Источник

Урок русского языка «Действительные и страдательные причастия». 7-й класс

Класс: 7

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели:

    Обучающая: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
  • Развивающая: развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

1. Организационный момент.

Повторение изученного о причастии.

1). Слайд № 2. Фронтальный опрос:

  • Что такое причастие?
  • Как определить падеж у причастия?
  • Что называется причастным оборотом?
  • Как на письме выделяется причастный оборот?

2). Слайд № 3. Выполнение задания с самопроверкой по слайду. Учитель проецирует слайд с заданием, а когда учащиеся выполнят задание, нажав кнопку мыши, открывает правильный ответ и критерии оценки.

Задание. Укажите признаки прилагательного у данных причастий:

увидевшего, нарисованному, вылетевшими, протянувшуюся, о замёрзшем .

3). Слайд №4. По картинке составьте предложение с причастным оборотом и сделайте его синтаксический разбор. Учащиеся называют свои варианты предложений. Ученик, предложивший наиболее удачный вариант, идёт к доске, записывает предложение и делает синтаксический разбор.

Читайте также:  Французский бульдог ищем кобеля

Объяснение нового материала.

1). Слайд №5. Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? Как можно охарактеризовать солнце по его действию на море, на берег? А как мы охарактеризуем море, берег? Какой предмет сам производит действие, а какой испытывает на себе действие со стороны другого предмета? Вы уже знаете, что причастие обозначает признак предмета по действию, а теперь подумайте, признак активного или пассивного, действующего или испытывающего на себе действие предмета обозначает действительное причастие? А страдательное?

2). Слайд №6. Работа с таблицей. Формулирование правила, какие причастия называются действительными, а какие страдательными. Разбор примеров.

Закрепление нового материала.

Слайд №7. Перед ребятами три анимационных картинки. К каждой картинке надо составить по два словосочетания (с действительным и страдательным причастием) и записать их в тетрадь. Нажав кнопку мыши, учитель открывает ответы:

  • тучка, закрывающая солнце (действ.); солнце, закрываемое тучкой (страд.);
  • мальчик, поймавший рыбу (действ.); рыба, пойманная мальчиком (страд.);
  • человек, разрезающий ленту (действ.); лента, разрезанная человеком (страд.).

Слайд № 8. Учащиеся должны придумать со словами, предложенными на слайде, предложения и записать их в тетрадь, определить действительные и страдательные причастия.

Слайд №9. Задание выполняется по вариантам: первый вариант выписывает предложения с действительными причастиями, второй вариант — со страдательными.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

По слайду № 10 ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание.

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

5. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

Слайд №11. Задание для самопроверки. Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 9 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Действительные причастия Страдательные причастия
Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт. Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

Слайд № 12. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

6. Домашнее задание.

Слайд №13. Правило параграф 14, упражнение № 85.

Спасибо за внимание!

Список литературы.

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2005.
  2. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М. Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс»: учебно-методическое пособие — М.: Издательство «Экзамен». 2007.

Источник



«Действительные и страдательные причастия»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок в 7 классе

Скачать:

Вложение Размер
deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya_7_klass.docx 24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Действительные и страдательные причастия (7 класс)

1. Дать учащимся понятие о действительных и страдательных причастиях.

2. Научить учеников различать действительные и страдательные причастия в тексте и в речи.

3. Развивать в учащихся внимание, умение логически мыслить и последовательно рассуждать.

— отработать умение смыслового различения действительных и страдательных причастий;

— отработать навык определения вида причастия по суффиксам.

Тип урока: объяснение нового материала.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

1. Задание. Четвёртый лишний

1. Зимняя, зимующий, замёрзший, раскрытый.

2. Бушующее, замолкший, выполнивший, зеркальный

2. Задание. Отметьте причастие в каждом столбце

3. Задание. Продолжите фразу

1. Причастия отвечают на вопросы:

А) Как? Когда? Откуда?

Б) Какой? Какая? Какое?

В) Что делал? Что сделал?

Г) Что делая? Что сделав?

2. Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами помним, что причастия обозначают признак предмета по действию.

Но действия бывают разные. Есть такие действия, которые зависят от нас. А есть такие, которые от нас не зависят.

умывающийся малыш умываемый мамой малыш

Назовите причастие, обозначающие признак предмета, который действует сам.

Назовите причастие, обозначающие признак предмета по действию, которое производится кем-то другим, а не самим предметом.

Какие причастия вы бы назвали действительными, а какие страдательными?

Сделайте вывод, как можно различить действительные и страдательные причастия.

Сравните свой вывод с информацией в учебнике.

Тема нашего урока: Действительные и страдательные причастия.

Действительное причастие – от слова «действовать» – обозначает признак, который возник в результате действия самого предмета.

Апельсины, лежащие на столе – те, которые лежат, –действительное причастие.

Страдательное причастие считает, что всё в мире не случайно и ничего просто так не бывает: если апельсины лежат – стало быть, они кем-то туда положены

Апельсины, положенные на стол — те, которые положены кем-то,- страдательное причастие.

К действительным причастиям в тексте легко подставить слово «сам» (или «сама», «само», «сами»). А вот страдательные причастия ничего сами делать не хотят. За них все делают существительные творительного падежа, которые легко к ним присоединяются.

IV. Первичное закрепление знаний.

Задание. Образуйте от глагола причастия и определите

Однажды Маша разбила вазу.

Но когда пришел папа и спросил, кто это сделал, Маша закричала: «Ваза разбилась сама!»

Образуйте от глагола причастия:

разбившаяся ваза и разбитая девочкой ваза

В первом случае ваза разбилась сама. Во втором – ее разбила девочка.

Разбившаяся – это действительное причастие

Разбитая – это страдательное причастие.

Поупражняемся! Давайте еще немного поучимся различать наши причастия.

Состарившийся башмак- состарился САМ. Это действительное причастие.

А приготовленное блюдо приготовилось само? Нет, конечно, оно было приготовлено поваром. Это страдательное причастие.

Съеденная котом ветчина (ветчина пострадала: ее съели) – страдательное причастие.

Съевший ветчину кот (кот съел ветчину и при этом вряд ли пострадал) – действительное причастие

Запомните суффиксы действительных и страдательных причастий!

В настоящем времени

несущий, поющий, держащий, смотрящий

ведомый, читаемый ,гонимый

В прошедшем времени

унесённый, прочитанный, вышитый, открытая

Задание. Распределите словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями

Съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

Задание. Расставьте знаки препинания и определите вид причастий

Мяч разбивший окно влетел в комнату.

Разбитое мячом окно распахнулось.

Цифровой диктант.
Д_______
С

  1. Оторванная пуговица
  2. Спящий ребенок
  3. Выполняемая работа
  4. Брошенный мяч
  5. Дующий с моря ветер
  6. Освещаемая улица
  7. Закрытая дверь
  8. Цветущий сад

9. Зависящий от обстоятельств

V. Подведение итогов урока.

-Что-то новое узнали на уроке?

VI. Задание на дом:

Творческая работа с иллюстрацией, на которой изображены туристы, поднимающиеся на гору. Придумать словосочетания с действительными и страдательными причастиями.

Выучить правило. Привести примеры.

VII. Рефлексия. Оценивание.

— Доволен ли тем, как прошел урок?

— Было ли тебе интересно?

— Ты был активен на уроке?

— Какую отметку поставишь себе за урок?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по теме «Действительные «».

Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий».

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме «Действительные и страдательные причастия». Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ.

В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы «Действительные и страдатальные причастия».

Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия.

Источник

конспект урока по теме : «Действительные и страдательные причастия», презентация
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Первый урок по теме: » Действительные и страдательные причастия». Урок по технологии проблемного обучения,с элементами групповой формы работы.

Скачать:

Вложение Размер
16-10-2013_00-45-40.zip 679.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Действительные и страдательные причастия.

  • Обучающая : дать понятие о действительных и страдательных причастиях.
  • Развивающая : развивать умение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот, правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, а также развивать воображение и речь учащихся.
  • Воспитывающая : воспитывать любовь и интерес к русской культуре, русскому языку.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, презентация к уроку.

  1. Учащиеся входят в оборудованный класс и поочередно берут разноцветные карточки. Садятся за столы, соответствующие цвету карточек.

(Получается 4 команды. Мы понимаем, что каждая команда – это различные причастия: действительные настоящего времени, страдательные настоящего времени, действительные прошедшего времени и страдательные прошедшего времени.)

  1. На каждом столе есть различные предметы: слайд 2

1 стол: синяя команда действительные причастия настоящего времени (дети еще не знают, кто они) у них на столе лежат карточка «Мы дети, которые сажают дерево» + несколько одинаковых картинок «Дети сажают дерево», + карточки приложение 1

2 стол: голубая команда страдательные причастия настоящего времени (они еще тоже не знают об этом), у них на столе: «Мы дерево, которое сажают дети» + несколько одинаковых картинок «Дети сажают дерево» + карточки приложение 2

3 стол: желтая команда действительные причастия прошедшего времени, у них на столе несколько одинаковых картинок «Костер рябины красной» + «Теперь выросли и дети, и рябина» + карточки приложение 3

4 стол: оранжевая команда страдательные причастия прошедшего времени, у них: несколько одинаковых картинок «Костер рябины красной» + «Я рябина, которую когда-то посадили дети; теперь выросли и они, и я» + карточки приложение 4

Задание: слайд 3 дети, смотря на картинки, должны по заданному каждой группе тексту с пропущенными словами «собрать» слова и вписать их в текст. После каждая группа читает и потом вывешивает то, что у них получилось, на доску.

Мы поняли, что каждая группа вставляла в тексты причастия.

Вопрос: Как вы думаете, какие отличительные признаки были у причастий каждой группы? Что вы можете о них рассказать?

Почему у 1 и 3 группы тексты были от лица детей, а у 2 и 4 групп – от лица рябины?

Предполагаемые ответы: при этом вводится слайд №4

1 и 3 группа – причастия описывали действия, которые совершал сам предмет, объект. А у 2 и 4 групп причастия описывали действия, которые совершались над предметом.

Учитель вводит термины : при этом вводится слайд №5

Действительные причастия – это такие причастия, которые описывают действия, совершаемые самим предметом.

Назовите суффиксы действительных причастий

Дети (1 и 3 группы) ущ, ющ. ащ ящ вш .

Страдательные причастия – это такие причастия, которые описывают действия, совершаемые над предметом, предмет при этом испытывает на себе действия других предметов.

Назовите суффиксы страдательных причастий:

(2 и 4 группы) ОМ, ЕМ, ИМ, ЕНН, -НН —Т-

Учебник стр.38 правило

Закрепление нового материала. Слайд 6

Задание выполняется по группам: 1 и 3 группы записывают причастия страдательные, а 2 и 4 группы – действительные (т.е. группы меняются местами)

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

3. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

4. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

5. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

6. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

7. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

8. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

9. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

10. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

ученики проверяют, правильно ли они выполнили задание. Слайд 7

Ответы 1 и 3 группы (страдательные):

1. Солнце выглянуло на расчищенном небе.

2. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.

3. Перед нами расстилалась степь, усеянная искрами.

4. У крыльца стояли ещё не осёдланные кони.

5. Разбитое ветром поле льда двинулось к югу.

6. Утром мы собирались в дальний поход в неисследованную часть озера.

Ответы 2 и 4 группы (действительные):

1. После брызнувшего утром дождя я впервые почувствовал аромат леса.

2. Ребята увидели Петю, бежавшего вверх по улице.

3. Деревянный мост отражался в реке, заросшей кувшинками.

4. Послышались звуки грузовика, пробирающегося по посёлку.

Задание для самопроверки .

Надо распределить словосочетания в два столбика: с действительными и со страдательными причастиями:

съеденный ужин, распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, закрывшаяся дверь, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь, летящий самолёт.

После того как работа будет выполнена, открыть следующий слайд № 9 и продемонстрировать правильный ответ и критерии оценки для самопроверки.

Распустившийся цветок, играющий щенок, поспевшая клубника, закрывшаяся дверь, летящий самолёт.

Съеденный ужин, раскрашенный рисунок, забытая игрушка, проверенная тетрадь, запряжённая лошадь.

5. Подведение итогов урока. Учащиеся отвечают на вопросы.

1). Ребята, назовите, на какие группы делятся причастия?

2). Дайте определение действительных и страдательных причастий, в чём их отличие?

6. Домашнее задание.

параграф ____ упр _____.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме «Действительные и страдательные причастия». Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ.

Урок содержит материал к уроку в 6 классе по изучению темы «Действительные и страдательные причастия», включает разные виду деятельности учащихся и формы аботы, помогающие легче усвоить тему урока.

Урок- практикум « Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени».Эпиграф : Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и содержит разные виды и формы работ по ознакомлению учащихся с разрядами причастий по значению.

Материал поможет составить проанализировать проведённый урок.

Презнтация к уроку прилагаеттся к конспекту урока.

Источник