Меню

Поисковые навыки у собак

Поисковые навыки у собак

По материалам квалификационной (дипломной) работы на тему: Методы подготовки собаки по поисково-спасательной службе.

Автор: кинолог Волохо Е.С.

Руководитель: преподаватель первой категории кафедры зооинженерии ФГБОУ ВО УрГАУ Корепанова Т.В.

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СОБАК К ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.
  2. Выбор собак для поисково-спасательной службы.
  3. Снаряжение и место обучения поисково-спасательной службе.
  4. Контакт и привязанность.
  5. Особенности начальной дрессировки.
  6. Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.
  7. Повышение значения обоняния в поиске.
  8. Использование преград , построек, техногенных объектов.

1. Введение.

Поисковоспасательная служба призвана осуществлять помощь людям, оказавшимся в опасности, их поиск и спасение при помощи специально обученных собак.

В России первые собаки стали готовиться на базе ДОСАФФ, а в 1972 г. на общественных началах Федерации альпинизма СССР была создана поисково-спасательная служба. Инициатором и организатором службы поисково-спасательных собак в нашей стране является Мстислав Иванович Усов.

В настоящее время отношение к специалистам службы спасения и их четвероногим помощникам у нас изменилось. В 1996 г. МЧС был создан кинологический отдел, что способствовало более успешной подготовке команд специалистов спасательной с собаками во многих регионах России.

Целью данной работы является исследование особенностей породы лабрадор-ретривер и его дрессировки для поисково-спасательной службы.

Для решения выше поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • Дать характеристику породы лабрадор-ретривер.
  • Рассмотреть теоретические основы отбора и дрессировки собак для поисково-спасательной службы.
  • Провести практическое исследование обучения данной породы.

Объектом исследования является щенок породы лабрадор-ретривер.

Предметом исследования являются характеристика породы и особенности ее дрессировки.

2. Выбор собак для поисково-спасательной службы.

Учитываются следующие критерии:

  • Неагрессивность к человеку и другим видам животных.
  • Развитое обоняние и охотное его использование.
  • Физическое здоровье, развитая и тренированная мускулатура.
  • Средние размеры.
  • Невыраженность охотничьего инстинкта.
  • Хорошая генетически закреплённая обучаемость.

Правильное воспитание щенка является основой успеха его будущей дрессировки. При этом оно рука об руку идёт с правильным выращиванием и уходом. Ведь плохо развитая физически собака не будет обладать и хорошей нервной системой, устойчивой психикой.

Собаки этой породы чрезвычайно подвижны. В процессе воспитания следует это учитывать. Прогулки со щенком должны быть достаточно активными и продолжительными. И при любой погоде. Они должны сопровождаться ежедневными «апортировочными кроссами». С подрастающей собакой проводятся длительные прогулки по лесам, пересечённой местности, на различных видах рельефа. Отсутствие повторений маршрута движения на природе помогает развиваться ориентированию.

Также лабрадор – прекрасный потенциальный охотник. Но для будущего обучения поисково-спасательной службе его охотничий инстинкт нужно подавлять с самого раннего возраста. Для этого используется контрастный метод дрессировки щенка на длинном поводке. Щенка подводят к разным животным, доступным для такого контакта. При попытках игры с ними или преследования его внимание активно переключается инструктором. Используется как положительное, так и отрицательное подкрепление.

Агрессивный лабрадор – крайне редкое явление, грубое отклонение от характеристик породы. Поэтому такие собаки не используются для караульной и защитно-караульной службы. При этом отсутствие трусости, отвага в сложных ситуациях, умение быстро принять решение – необходимые критерии отбора для опасной работы.

При отборе собаки для поисково-спасательной службы следует учесть ещё одну особенность породы. Это любовь к плаванию, купанию, к любому водоёму. Поэтому при отборе для поисково-спасательной службы это также важный критерий. Лабрадору по силам и поиск утопленников. Правильно обученная собака способна обнаружить местонахождение человека как вплавь, так и с лодки.

Чрезвычайно развитый орган обоняния обеспечивает необычайно тонкий нюх. Эта важнейшая особенность породы также учитывается при отборе. Ведь поисково-спасательная служба предполагает самостоятельный поиск пострадавших. В завалах после взрывов газа, обрушениях после землетрясений. Со всеми многообразными спектрами запахов, сопровождающих такие катастрофы. Для развития обоняния собаке необходим свободный выгул, обнюхивание территории и предметов на ней. В форме игры полезна маскировка апортировочных предметов, их закапывание, подвешивание.

3. Снаряжение и место обучения поисково-спасательной службе.

Помимо общей дрессировочной экипировки существуют аксессуары специального назначения. Они необходимы для обучения собаки поисково-спасательной службе.

  • Шлейка, обшитая красной тканью. Это как маркер. Для собаки – сигнал о начале работы. Для постороннего – сигнал принадлежности собаки ПСС. Такая шлейка должна плотно прилегать к шерсти и быть снабжена карманами на застёжках. В них можно доставить пострадавшему медикаменты, перевязочный материал, записку. К такой шлейке может крепиться буксировочный трос или страховочная верёвка.
  • Красный тонкий капроновый поводок. Может использоваться для разных целей: транспортировка саней, грузов. Также он может использоваться в качестве страховочного или лавинного шнура.
  • Защитные бахилы по типу чулков. Используются для работы на травматичных поверхностях: битое стекло, острые камни, горные ледники. Крепятся резинками выше скакательных суставов.
  • Миска для кормления (поения) собаки с запасом воды.
  • Пронумерованные полиэтиленовые пакеты с предметами одежды различных людей. Первый пакет содержит какую-то вещь с запахом инструктора, второй – помощника либо члена семьи. В третьем нательная рубашка или штаны человека, незнакомого собаке. Пакеты служат образцами запахов для закладок. К ним должен иметься пинцет для вынимания вещей из пакетов.
  • Лопата для закапывания закладок. Защитная плёнка или ткань для закапываемых статистов.
  • сантиметровая лента для измерения глубины, красные маркировочные лоскуты для пометки на местности.

В отличие от дрессировочных площадок, обучение поисково-спасательной службе проводится на участке местности. Обычно он имеет название «учебный плац». Такой участок должен иметь, по возможности, пересечённую местность. И иметь элементы, облегчающие маскировку: островки кустарника и деревьев, но не сплошной лес. Таким образом, обстановка должна быть максимально приближённой к реальной. На плацу должно располагаться укрытие для собаки с ограниченной видимостью. Оттуда производится пуск на розыск закладки.

В процессе дрессировки собаки размеры плаца увеличивают с 30х30м до 100х100м в зависимости от опыта собаки и количества участников. Следует иметь несколько таких участков. Недопустимо заниматься больше трёх раз подряд на одном и том же плацу.

Есть несколько требований, предъявляемых к учебному плацу.

1) Минимум отвлекающих факторов при дрессировке на самых начальных этапах. Факторы могут быть зрительными, звуковыми, запаховыми.

2) отсутствие засорений мусором, стеклом или какими-нибудь химическими реагентами, удобрениями.

3) безопасность, в особенности, если это горный район.

Очень важна максимально быстрая, не утомительная для собаки доставка её к месту обучения. В идеале это пеший способ, если расстояние до плаца не более 10 км, но перед началом обучения собаке нужен отдых в течение 10-15 минут. Автомобильный способ требует предварительно выработанной привычки к звуковой и вибрационной нагрузке. Следует учесть также и возможную нагрузку на органы обоняния выхлопными газами. Это актуально не столько внутри транспортного средства, сколько на вокзалах, местах ожидания на остановках и посадочных площадках.

4. Контакт и привязанность.

И люди, и собаки могут обладать контактностью и привязанностью в различной степени. В том числе это позитивный контакт инструктора и собаки, их привязанность друг к другу. Для успешного дрессировочного процесса это исключительно важный фактор. Отсюда крайне нежелательна для собаки смена инструктора на каком-то этапе обучения. Есть даже такое понятие – «передача психики». Именно она позволяет работать наиболее плодотворно. Но это обычно наблюдается только у одного дрессировщика с одной конкретной собакой. Стоит ей предоставить другого инструктора, качество обучения резко падает.

Такая психологическая совместимость вырабатывается очень постепенно, в процессе воспитания, тесного постоянного общения и обучения. Без такой тесной связи и взаимопонимания дрессировка практически невозможна.

На этом основан так называемый швейцарский метод обучения. В его основе лежит взаимная симпатия, привязанность, чувство близости и преданности. Это забота и внимание к обучаемому питомцу. Ласковое отношение при наличии определённой требовательности и знания характера и поведенческих реакций своей собаки. Дрессировщик должен уметь так доминировать над собакой, чтобы при этом не угнетать её. Поощрять правильную инициативу, быть крайне последовательным в оценке и действий собаки, и её возможностей.

Особенности обучения в поисково-спасательной службе – это научить собаку работать полностью самостоятельно. Поэтому все методы принуждения, механического воздействия, любое отрицательное подкрепление и наказания должны быть минимальны. Ведь работа в поисково-спасательной службе базируется не только на чёткой реализации условных рефлексов и выполнению выученных команд. Она просто нереальна без правильно развитой рассудочной деятельности. Которая, в свою очередь, основана на инстинкте свободы, принятию самостоятельных решений.

Поэтому в процессе обучения, на уже более поздних этапах следует чаще давать задания на сообразительность. И создавать условия, близкие к экстремальным, избегать однообразной муштровки, доверять питомцу.

Пример практического обучения поисково-спасательной службе.

Объектом наблюдения и дрессировки было решено сделать щенка лабрадора-ретривера в возрасте 2 месяцев. Для выбора щенка в, подходящего для дальнейшего обучения применялся тест «Кэмпбелла». Был отобран щенок с ярко выраженным сангвинистическим типом по кличке «Спасающий Лай Цифра», коротко «Цара».

5. Особенности начальной дрессировки.

Обучение началось сразу после окончания необходимых вакцинаций с курса начальной дрессировки. Сразу же были поставлены цели развития:

  • Получение удовольствия от занятий.
  • Заинтересованность в обнаружении источника запаха человека.
  • Умение преодолевать естественные препятствия.
  • Умение ориентироваться в незнакомых природных условиях.
  • Равнодушие к другим животным.
  • Возможность работать ночью и при любой погоде.
  • Низкие требования к питанию и содержанию.

В воспитании и обучении руководствовались рядом принципов.

  1. Щенку не должно быть разрешено то, что не разрешается взрослой собаке.
  2. Опыт, полученный в самом раннем щенячьем возрасте, очень важен. Он оказывает последующее влияние на всю дальнейшую жизнь собаки, на поведение и работу. Необходим строгий контроль за тем, какой опыт получает собака в щенячьем периоде.
  3. Допущенные в щенячьем возрасте ошибки воспитания могут иметь необратимые последствия в дальнейшем.
  4. Необходимость придерживаться баланса между перегрузками занятиями и, наоборот, недостаточной плотности дрессировки. Делать необходимые паузы и перерывы с учётом повышенной утомляемости щенка. Чередовать сложные дрессировочные задания с игровыми занятиями.
  5. Поиски замаскированной закладки с запахом врегда должны заканчиваться нахождением и наградой. В затруднительных моментах следует помочь щенку.
  6. Значительно эффективнее обучение, если даже на первых порах собака смогла выполнить 1-2-3 сложных заданий по поиску замаскированного источника запаха, нежели 5-10 простых.

Огромное значение для формирования нужных навыков имеет выгул собаки. Прогулки обязательно включали в себя свободный выгул без поводка, обнюхивание территории выгула. Также проводились многократные апортировочные упражнения. Они позволяли предоставить необходимый уровень ежедневной физической нагрузки. Еженедельные длительные прогулки в природных условиях проводились в любую погоду. При этом имели место ночёвки на природе, постоянно менялся рельеф местности, ландшафтные условия.

Особое внимание уделялось длительным прогулкам по лесу. Для них использовался стандартный туристический навигатор. Это позволяло углубляться в лесной массив на большие расстояния без риска заблудиться. И каждый раз выбирать новый маршрут движения. Так происходило развитие собаки способности ориентироваться на местности.

Уделялось внимание и воспитанию равнодушия к диким и домашним животным. Для этого Цару обучали контрастным методом. Использовался длинный поводок.

  1. Стадия знакомства с запахом животного. К привязанному животному собака подводилась на длинном поводке. Использовались различные обитатели контактного зоопарка.
  2. Приблизившись на 5-10 метров к животному, старались отвлечь собаку игрой, переключить на инструктора, поощрить. Или одёрнуть, если собака не проявляет послушания.
  3. Дальнейшее приближение к животному. В случае попытки преследования следует отвлечь собаку командами, одёрнуть в случае непослушания.
  4. Многократные проходы мимо животных и вслед за ними до тех пор, пока не понадобятся одёргивания поводком.

Этот же метод применялся на кошках, в нескольких случаях на диких утках. Смысл упражнения – при встрече отвлечь, подозвать, при послушании поощрить. При этом неприменимы наказания, если собака вернулась на зов инструктора после пробежки за животным.

6. Обучение сигнальному поведению в поисково-спасательной службе.

После начального курса дрессировки было начато обучение правильному обозначению найденного статиста.

Этап 1. Упражнения проводились в месте, свободном от разных отвлекающих факторов. Данное место было хорошо знакомо обучаемой собаке.

Отпуская собаку с поводка, подвали команду «Ищи», направляя рукой на статиста. Собака начинала проявлять лаять на статиста, за что получала поощрение – мяч в пасть и игру со статистом. Повторяли упражнение несколько раз. При условии своевременного поощрения собака усваивает данное упражнение за 1 занятие.

На следующем занятии 1 раз повторили упражнение со статистом в положении его стоя, затем несколько раз в положении статиста сидя. За проявление сигнального поведения собака поощрялась мячом. Затем на пике возбуждения собаки статист снова менял положение и ложился. Цара отстегивалась с поводка, подавалась команду «Ищи» с направлением рукой на статиста. Собака демонстрировала сигнальное поведение (лаяла) на статиста и получала поощрение. Повторяли задание несколько раз.

Читайте также:  Одежда для собак класса люкс

Вознаграждает собаку игрушкой статист, инструктор поощряет на начальной стадии только словесно. Сначала собака поощряется только за кратковременное проявление сигнального поведения, затем время обозначения статиста возрастает. После того как у собаки закрепилось сигнальное поведение на статиста в разных положениях, преступили к следующему этапу.

Этап 2. Закрепление положительного сигнального поведния до подхода к нему кинолога.

На данном этапе вышеописанное упражнение дублируется. С разницей в том, что статист поощряет собаку за сохранение сигнального поведения до подхода кинолога к собаке.

На начальной стадии формирования данного навыка, статисту необходимо находится на небольшом расстоянии от кинолога с собакой. Проводник пускает собаку на статиста. Собака обозначает его нахождение сигнальным поведением. После этого кинолог начинает движение к статисту и собаке. Если собака не обращает внимания на кинолога – статист её поощряет. Если собака начинает срываться в сторону кинолога, перестаёт обозначать статиста, обратив внимание на кинолога, то – кинолог останавливается. И снова посылает собаку искать. А статист при этом старается привлечь внимание обучаемой собаки к себе любым способом. После того, как это произошло, и собака начинает настойчиво обозначать статиста – он поощряет собаку. Данное упражнение повторяется, пока собака не будет, не обращая внимания на кинолога, продолжать сигнальное поведение.

Затем расстояние от статиста до кинолога с собакой возрастает и упражнение повторяется таким же способом. Цель — формирование у собаки условного рефлекса сохранять сигнальное поведение вплоть до подхода к ней кинолога.

7. Повышение значения обоняния в поиске.

Понижение роли зрительного восприятия в процессе поиска, больший акцент на использовании обоняния – важный этап обучения.

Дрессировка на начальной стадии проходила в местах, также знакомых собаке и без каких-либо отвлекающих факторов.

Этап 1. Помощник поднимает возбуждение собаки при помощи мячей, на её глазах прячется за укрытие или дерево. Кинолог отпускает собаку с поводка, подаёт команду «Ищи» и направляя рукой на укрытие, за которым находится статист. Собака устремляется в сторону места нахождения статиста, и при обозначении данного источника запаха лаем получает поощрение. Упражнение повторяется несколько раз с переменой укрытий.

Затем, на пике возбуждения собаку нужно увести с площадки, на которой проводится обучение. Помощник уходит вместе с кинологом и с собакой. Затем он, привлекаея внимание к своему уходу, перемещается на площадку, и прячется в укрытие. Кинолог заводит собаку на площадку, отпускает её, даёт команду «Ищи», направляя собаку рукой в сторону укрытий. Собака сначала зрительно осматривает площадку, а затем ориентируется на обонятельный анализатор. Находит помощника, обозначает его, за что вознаграждается поощрением.

Этап 2. Занятия производятся точно так же, как при выполнении первого упражнения, но с использованием укрытий. На этот раз собаку помещают в укрытие, чтобы она не знала, где спрятался статист.

Этап 3. Занятия производятся на незнакомой местности, например в лесном массиве, к статисту, к завершению данного этапа добавляются ещё 2, 3 источника поискового запаха.

Этап 4. Собаке дается направление поиска, после нахождения первого статиста пуск собаки на поиск второго (затем 3) статиста осуществляется с тропы, по которой идёт кинолог. После того как Цара усвоила данный навык, пуск осуществлялся с места нахождения обозначенного статиста, задав ей направление поиска.

8. Использование преград , построек, техногенных объектов.

На данном этапе важна работа помощников, т.к. собака не видна кинологу, и он не может оценить её действия. Кроме того, помощник работает с собакой по заранее оговорённой с кинологом схеме (удерживая собаку на себе, до подхода кинолога).

Занятия проводились от простого к сложному. Усложнения заключаются в увеличении количества статистов, и усложнении качества укрытий (вплоть до «точечного» выхода запаха).

С природных мест занятий перешли на рукотворные объекты. Дрессировка на укрытиях имитировала работу в очаге обрушения. Обучение происходило по всем вышеуказанным принципам.

После подготовки по поисково-спасательной службе Цара (совместно с автором дипломной работы) прохошли аттестацию в 2014 году. Был присвоен класс «А» первично, и после этого в следующие годы успешно подтверждали класс «А». В последствии Цара принимала участие в поисковых работах совместно с волонтерской группой «Лиза Аллерт». Так, в 2018 году в августе месяце был выезд на поиск женщины, потерявшейся в лесу в районе поселка Шувакиш. Главным руководителем поисковой группы были разделены квадраты для поиска и обнаружения пропавшего человека. Нам был выделен квадрат поиска около 6 квадратных километров. Примерно с 23 часов вечера и до 5 часов утра производился обыск местности. Во время поиска делали небольшие перерывы. Собака могла минут 10-15 отдохнуть и попить воды. Несмотря на безуспешный поиск, была абсолютная уверенность, что в заданном квадрате потерявшейся нет.

Источник

2. ВЫРАБОТКА ПОИСКОВЫХ И СИГНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

2. ВЫРАБОТКА ПОИСКОВЫХ И СИГНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Для приучения собаки выполнять поисковые действия и подавать сигнал об обнаружении запаха наркотика лучше всего использовать уже знакомые объекты (автомобили, помещения, чемоданы и т. п.), на которых велась отработка навыка обнюхивания поверхностей. В этом случае, во-первых, собака меньше отвлекается, что особенно важно в начальный период дрессировки; во-вторых, дрессировщику и руководителю занятий легче ориентироваться относительно места расположения спрятанного источника запаха и вовремя скорректировать действия животного.

Процесс обучения в начальной стадии включает в себя следующие моменты:

1. Ознакомление собаки перед пуском с искомым запахом;

2. Запрятывание источника запаха;

3. Применение собаки на поиск спрятанного источника запаха;

4. Закрепление сигнального поведения собаки у места выхода искомого запаха;

5. Поощрение животного.

На первых порах собаке предлагают обнюхивать, а затем искать контейнер (пенал), в котором находится наркотическое средство и мясо. Простейшим видом контейнера является бумажный лист, свернутый в комок, куда вкладывают бумажный пакетик с наркотиком и кусочек мяса. В качестве контейнеров используются также емкости, коробки любых размеров и форм, легко открывающиеся и имеющие отверстия (щели) для свободного выхода запаховых частиц. При размещении наркотика и мяса нужно предусмотреть, чтобы они не смешивались. Для этого наркотик должен находиться в отдельном пакетике или отсеке. Мясо можно закладывать в спичечный коробок, который крепится с помощью липкой ленты к наружной стенке емкости с наркотиком. В любом случае лакомство всегда должно находиться в самом доступном месте контейнера, так как после его обнаружения мясо на виду у собаки вынимается и скармливается.

Таким образом, натаскивание собак проводится на комплексный запах (запах наркотиков и мяса). Животные, уже приученные к обнюхиванию вещей с запахом наркотика и обследованию объектов с целью обнаружения кусочков мяса, обычно без затруднений справляются с такой задачей.

В качестве наркотического средства первые 10–15 занятий используется гашиш и марихуана (производные от конопли)[8]. В один контейнер закладывают не менее 30–50 г наркотика.

Дрессировщик заранее выбирает объект и конкретное место на нем, где будет прятаться пенал. При этом следует учитывать два основных требования: во-первых, контейнер нужно закладывать так, чтобы собака не могла самостоятельно им завладеть; во-вторых, точка выхода искомого запаха должна находиться на таком месте объекта, которое нельзя захватить зубами и, наоборот, удобно царапать лапами. «Царапанье» — характерное действие, в большинстве случаев естественно проявляющееся у собак при доставании спрятанного предмета. Именно эту поведенческую реакцию мы рекомендуем закреплять у животных в качестве условного сигнала об обнаружении наркотика.

Учитывая вышеуказанные требования, контейнеры можно прятать за дисками колес грузовых машин, в нижних ящиках письменных столов, в чемоданах, дипломатах, посылочных ящиках и т. д. Чтобы не препятствовать выходу запаховых частиц, ящики, чемоданы приоткрываются. При необходимости в объектах просверливаются дополнительные отверстия. Естественно, что в случае использования чемоданов, посылок и других небольших объектов, вещь, в которой находится пенал (искомая вещь) должна лежать среди аналогичных контрольных вещей.

Отработка навыков ведется следующим образом. Дрессировщик привязывает собаку у объекта, дает ей занюхать приготовленный контейнер с наркотиком и лакомством, затем подходит к объекту и на виду у животного закладывает предмет в намеченное место. Некоторых собак при отходе нужно дополнительно заинтересовать в поиске пенала. Для этого кинолог или «заманчиво» помахивает контейнером, как бы приглашая к завладению, или несколько раз протягивает его животному, одновременно произнося слово «На».

Не рекомендуется использовать для закладки контейнеров помощников, чтобы не вызвать у животных (в особенности это касается собак служебных пород) переключения внимания с пенала на постороннего человека. Не следует также оставлять собак у объекта без привязи. В противном случае кинолог не будет иметь возможность возбудить животное видом пенала.

Пуск осуществляется на поводке по команде «Нюхай» и жесту рукой в сторону спрятанного контейнера. После нахождения искомого запаха собака обычно останавливается и пытается завладеть пеналом. Поскольку пеналы специально прятались нами в местах, которые неудобно захватывать зубами, большинство собак почти сразу сами начинают царапать точку выхода запаха лапами. В том случае, если животное хотя бы на мгновение остановилось у запрятанного контейнера, не предпринимая никаких действий, кинологу нужно тотчас же постараться тем или иным способом вызвать реакцию царапанья. Для этого можно похлопать рукой объект в нужном месте, имитировать ее и т. п. Как только собака начинает царапать, ее следует сразу же поощрить словесно и оглаживанием. Затем кинолог на виду у собаки достает пенал, вынимает мясо и скармливает его животному. Вся процедура заканчивается оглаживанием и словесным поощрением собаки. При этом можно дополнительно дать ей лакомство из подсумка.

Для собак, у которых на протяжении нескольких пусков с использованием разных объектов реакцию царапанья вызвать не удается, выбирается любая другая форма оповещения (посадка, укладка, лай), легче всего вырабатываемая у данного животного.

Если собака при первом пуске выполнила задание хорошо, то повторная закладка проводится уже вне поля зрения животного. Для этого можно использовать другие места только что отработанного объекта. Однако лучше перейти на другой объект, поскольку на месте первоначальной закладки всегда остаются запаховые следы, которые могут вновь привлечь внимание собаки. При использовании посылочных ящиков, чемоданов и других подобных предметов искомый объект остается прежним, меняется лишь взаимное расположение объектов.

С того пуска, когда собака начинает искать пеналы, расположение которых ей неизвестно, кинологу нужно следить за тем, чтобы животное проводило обнюхивание объектов тщательно и последовательно. Если собака проходит отдельные участки поверхности (или отдельные вещи) без принюхивания к ним, кинолог натяжением поводка приостанавливает движение, с помощью команд и жестов направляет ее на обследование пропущенных мест. Вместе с тем кинолог должен помнить, что постоянное одергивание животного может привести к потере заинтересованности в поиске. При управлении собакой кинологу нужно оставлять ей некоторую свободу движений, поощрять правильные действия, подбадривать в наиболее трудные моменты работы.

За одно занятие упражнение по отысканию пенала повторяют примерно 10–15 раз. Занюхивание запаха перед вторым и последующим пусками (если промежуток времени между ними составляет не более 5–10 минут) обычно не производится.

В течение первых 5–10 занятий кинолог должен постепенно перевести собаку с поиска контейнера, имеющего комплексный запах (запах наркотика и мяса) на поиск контейнера с одним только запахом наркотика. Указанная задача может быть решена следующим образом. На первом занятии начальные 3–4 пуска подряд отводятся на поиск контейнера с мясом и наркотиком, а в ходе остальных повторов собаке не менее 2–3 раз (вразбивку) предлагают искать пенал с одним наркотиком. На втором и последующих занятиях также через 1–3 пуска запрятанный пенал оставляют без мяса. Как уже указывалось выше, занюхивание запаха (комплексного) осуществляется только перед первым пуском. После обнаружения пенала с одним наркотиком и сигнальной реакции животного кинолог достает его (пенал), прячет в карман и скармливает собаке лакомство, которое вынимает из подсумка.

Необходимо отметить, что такой длительный переход от комплексного запаха к запаху «чистого» наркотика нужен для того, чтобы как можно прочнее закрепить в памяти животного положительные ассоциации, связанные с процессом поиска и обнаружения вещей с исходно индифферентными для него запахами. Тем самым мы создаем предпосылки для стабильной заинтересованной работы собаки как в ходе обучения, так и на весь период дальнейшего практического применения.

Читайте также:  Что делать если собака проглотила полиэтиленовый пакет

Завершив дрессировку по вышеописанной схеме, кинолог в течение 4–6 занятий закрепляет реакцию собаки на запах «чистого» наркотика. Причем 2–3 занятия из них проводятся с занюхиванием пенала с наркотиком, а остальные 2–3 — без занюхивания.

Затем кинологу следует приступить к натаскиванию собак на запах другой группы наркотических средств, в которую входят препараты, производные от мака. Самые распространенные препараты этой группы — маковая солома и опиум. В начальный период для закладки в пеналы расходуют примерно 20–30 г маковой соломы или 3–5 г опиума. Перед закладкой наркотик упаковывается в бумагу или свернутую в несколько раз марлю. Можно использовать и меньшее количество опиума — 0,3–0,5 г. В этом случае для усиления запахоотделения его растворяют в небольшом объеме ацетона (этилового спирта, растворителя 645, 646 и др.) и пропитывают раствором бинт, ватно-марлевый тампон, кусок ткани. Указанные запахоносители готовы к применению после высушивания на открытом воздухе[9]. Лакомство в пенал с наркотиком в данный период дрессировки уже не кладется.

Процедура обучения остается прежней. Перед пуском на отыскание препарата мака собаке дают обнюхать содержимое пенала. Поисковые упражнения повторяются несколько раз. Занюхивание при этом можно уже не проводить. Оно обязательно только перед первым пуском данной серии. Затем собаке без предварительного обнюхивания предлагают найти пенал с препаратом конопли. Таким образом в ходе одного занятия должны постоянно чередоваться пуски на препараты мака и на препараты конопли. Причем лишь первые несколько занятий больше внимания уделяется препаратам мака. В дальнейшем количество применений на ту и другую группу наркотических средств должны находиться в примерно равных соотношениях.

Пуски с предварительным напоминанием запаха препаратов мака проводят в течение 5–7 занятий. Завершающая стадия данного этапа дрессировки (не менее 3–5 занятий) — поиск обеих групп наркотических средств без занюхивания.

Весь вышеописанный процесс дрессировки (так же как и подготовительное упражнение по обнюхиванию объектов) основан на пищевой реакции животного. Собаки, обученные с использованием данного метода, как правило, отличаются тщательностью и последовательностью ведения поиска, способностью к длительной (около 0,5 часа) работе без отдыха. Как известно, заинтересованность в выполнении поисковых упражнений во многом зависит от степени насыщения животного в момент проведения занятий. Поэтому кинологу большое внимание следует уделять вопросу оптимального рациона и режима кормления животного.

Однако для некоторых животных в связи с особенностями их психики пищевая мотивация не является стабильным побудительным стимулом к поисковым действиям. Такие собаки к предлагаемым заданиям относятся с безразличием, работают вяло, часто отвлекаются. В этом случае заинтересовать собаку в выполнении упражнений и тем самым активизировать обучение в целом можно с помощью включения в процесс дрессировки элементов реакции апортирования.

Поскольку реакция апортирования предполагает непосредственное захватывание искомых предметов в пасть, вместо прежних контейнеров нужно подготовить несколько апортировочных объектов из плотной ткани, дерева, резины, кожи и других подобных материалов. Каждый из объектов должен иметь полость для заполнения наркотиком (лучше всего, если он находится внутри ватно-марлевого тампона) и отверстия для выхода запаховых частиц. Лакомство в апортировочный объект не вкладывается.

Схема упражнения несколько изменяется. После занюхивания кинолог, отходя к осматриваемому объекту, помахивает апортировочный предметом и произносит несколько раз слово «Апорт». Предмет закладывается на виду у собаки в недоступном для завладения месте. Пуск осуществляется по команде «Ищи» или «Ищи. Апорт». Иногда перед пуском делается имитация заброса в сторону спрятанного наркотика. После обнаружения и сигнальной реакции (царапания лапами) кинолог вынимает предмет и, не выпуская из рук, дает его для завладения собаке. Затем дрессировщик, держась за свободный конец предмета, вытягивает собаку на исходное место. Для большего увлечения животного кинолог может совершать при этом игровые движения. На исходном месте предмет забирается и незаметно кладется в карман.

Собака оглаживается и поощряется лакомством из подсумка. В некоторых случаях перед первым выполнением упражнения кинолог несколько раз забрасывает подготовленную вещь с наркотиком и дает возможность собаке выполнить все действия, к которым она привыкла при отработке подготовительного упражнения с обычным апортировочным предметом.

Нужно иметь в виду, что принятие решения об активизации поиска с помощью апортировочной реакции не означает обязательного повторения всех вышеуказанных манипуляций при каждом пуске, поскольку это может привести к перевозбуждению собаки. Превышение оптимального уровня возбуждения влечет за собой поспешность, хаотичность поисковых действий, отрывочное, нетщательное принюхивание. Собака, находясь в таком состоянии, зачастую, даже уловив искомый запах, не может правильно выйти на его источник. Поэтому определяя тактику включения апортировочной реакции в ход дрессировки, нужно всегда исходить из индивидуальных психических свойств животного. Вполне доступно, если при выполнении упражнения будет использован какой-либо один из элементов апортировочной реакции: возбуждение предметом, произнесение слова «Апорт», имитация заброса, завладение. Возможно также, что одного-двух пусков с применением данной реакции в том или ином варианте будет достаточно для заинтересованной работы собаки в течение нескольких занятий только за лакомство и оглаживание.

Продолжительность первого этапа дрессировки с использованием апортировочной реакции несколько меньше, поскольку в нем нет периода от комплексного запаха к запаху наркотика. Порядок введения и продолжительность работы над другими усложнениями в целом остаются прежними.

При подготовке и закладке предметов, наполненных наркотиком, кинолог (или другой человек, осуществляющий указанные манипуляции) оставляет на них (предметах), на земле вокруг обследуемого объекта, а иногда и на самом объекте запаховые следы от рук и ног. Собака во время поиска несомненно ощущает свежие запаховые следы и, поскольку их расположение всегда совпадает с расположением источника искомого запаха, животное довольно быстро обучается, ориентируясь на запахи человека, без особого труда выходить к спрятанному предмету. Кроме того из-за постоянного присутствия запаха человека на спрятанном предмете с наркотиком этот запах может приобрести для собаки самостоятельное значение. Иначе говоря, на спрятанную вещь, имеющую только запах человека, она будет реагировать так же, как и на предмет с наркотиком.

Чтобы собака не ориентировалась на запаховые следы человека, при закладке не следует касаться объекта руками. Если же касаний избежать невозможно, то аналогичные следы на объекте нужно оставить еще в нескольких местах. Следы от ног тоже должны быть расположены так, чтобы с их помощью собаки напрямую не могли выйти к контейнеру. Безразличное отношение к запаху человека, исходящему от спрятанных вещей, лучше всего выработать путем устройства контрольных («сложных») запряток, т. е. запряток, похожих на искомые, но без наркотика. Их расположение обязательно должно быть известно кинологу. При подходе к запаховым следам, а также к контрольным запряткам собаки обычно проявляют к ним естественную «исследовательскую» реакцию. В момент ознакомления с указанными запахами никогда не следует торопить животных. В случае попытки царапать поверхность объекта в месте выхода запаха от контрольной запрятки кинолог должен подать команду «Ищи» в обычной интонации и плавным натяжением поводка заставить собаку продолжить поиск.

Читайте также

Вопрос 51. Выработка позиции по гражданскому делу. Общие подходы, методология и т.д.

Вопрос 51. Выработка позиции по гражданскому делу. Общие подходы, методология и т.д. Коротко план действий адвоката по гражданскому делу можно изложить следующей формулой:«Цель и задачи – обстоятельствадела – юридическаяквалификация правоотношений – позицияпо делу –

Статья 298. Уничтожение, разрушение либо повреждение памятников — объектов культурного наследия и самовольное проведение поисковых работ на археологическом памятнике

Статья 298. Уничтожение, разрушение либо повреждение памятников — объектов культурного наследия и самовольное проведение поисковых работ на археологическом памятнике 1. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение либо повреждение памятников — объектов культурного

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Групповые тренировочные занятия являются, как показала практика, наиболее совершенной формой повышения профессионального уровня кинологов и улучшения рабочих

4. ВЫРАБОТКА У СОБАК РЕАКЦИИ НА ЗАПАХ ТРУПНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПОИСКА И СИГНАЛЬНОГО ОПОВЕЩЕНИЯ О НАЛИЧИИ ЕГО ИСТОЧНИКА

4. ВЫРАБОТКА У СОБАК РЕАКЦИИ НА ЗАПАХ ТРУПНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ПОИСКА И СИГНАЛЬНОГО ОПОВЕЩЕНИЯ О НАЛИЧИИ ЕГО ИСТОЧНИКА Задача данного этапа дрессировки, длящейся от 2 до 5 дней, состоит в ознакомлении и привыкании собаки к трупному запаху, выработке на основе

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПОИСКА ИСТОЧНИКОВ ТРУПНОГО ЗАПАХА

5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПОИСКА ИСТОЧНИКОВ ТРУПНОГО ЗАПАХА Для постепенного увеличения сложности поиска и усиления поисковой реакции на данном этапе дрессировки в течение 2–3 недель осуществляется ввод следующих навыков:1. Самостоятельный поиск в

3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЫСКА ПОМЕЩЕНИЙ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ, ВЫБОРКИ ЧЕЛОВЕКА

3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ОБЫСКА ПОМЕЩЕНИЙ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ, ВЫБОРКИ ЧЕЛОВЕКА Отработка всех вышеуказанных навыков, в основном, должна проводиться на «контрольных» поисках, когда кинолог точно знает о месте укрытия наркотических веществ. Во время

2. ПЕРВЫЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ. ВЫРАБОТКА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

2. ПЕРВЫЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ. ВЫРАБОТКА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ 2.1. Обучение собаки навыку подачи сигнала возле источника запаха ВВ Подача сигнала возле источника искомого запаха — чрезвычайно важный элемент дрессировки собак по данному навыку. От правильности его

3. ВТОРОЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ. ОБУЧЕНИЕ СОБАК НАВЫКАМ ОСМОТРА ОБЪЕКТОВ, ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ ПОИСКОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

3. ВТОРОЙ ЭТАП ДРЕССИРОВКИ. ОБУЧЕНИЕ СОБАК НАВЫКАМ ОСМОТРА ОБЪЕКТОВ, ЧАЩЕ ВСЕГО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В РЕАЛЬНЫХ ПОИСКОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ Наиболее часто на практике с целью обнаружения ВВ приходится осматривать следующие объекты: багаж, камеры хранения, различные помещения,

Об информационно-поисковых языках

Об информационно-поисковых языках Поиск информации в некоторой системе и ее ввод в систему – две стороны одной медали. При вводе информации (создании справочника, каталога, ведении базы данных, сайта в Сети, упорядочивании массива документов по каким-либо правилам)

Источник



Дрессировка поисково-спасательных собак

Команда»Ищи» Поисково-спасательная служба

Специальные навыки и приемы

К навыкам и приемам специального курса дрессировки по поисковой кинологической службе относятся:

— поиск человека, находящегося на открытой местности;

— оповещение проводника о найденном человеке;

— поиск человека, находящегося на труднодоступном участке местности (техногенный завал, последствия лавины и т.д.);

— проникновение собаки к человеку, обнаруженному в завале.

Приучение собаки к поиску человека на открытой местности.

Приучение собаки к выполнению команды «Ищи» имеет целью выработать у собаки навык активного поиска и обнаружения человека, находящегося на открытой местности, не проявляя при этом агрессивости по отношению к нему. Собака должна задерживаться около найденного человека до подхода дрессировщика.

К отработке данного приема приступают после завершения обучения по общему курсу дрессировки.

Для отработки приема дрессировщик выбирает открытый участок местности, свободный от каких-либо построек, куда выводит собаку на поводке, пристегнутом к ошейнику. При этом дрессировщик должен учитывать направление ветра.

Помощник дрессировщика подходит к дрессировщику, показывает собаке лакомство. Один или два кусочка лакомства скармливает собаке и, показав ей корм, отходит от нее на расстояние 15-20 метров, где спокойно ложится на землю лицом вниз. При этом один кусочек лакомства помощник дрессировщика кладет себе на спину, а другой сжимает в руке и прячет под себя таким образом, чтобы собака могла достать лакомство.

Дрессировщик отпускает собаку, подает ей команду «Ищи!» и вместе с ней подходит к помощнику. Если собака не обнюхивает помощника, то дрессировщик жестом помогает найти собаке лакомство на спине помощника, а затем подает команду «Ищи», сопровождая ее жестом руки. Если собака активно лакомство, то дрессировщик поощряет ее восклицанием «Хорошо» без оглаживания.

После того, как собака найдет лакомство и съест его, дрессировщик берет ее на поводок, а помощник встает, отходит от собаки на расстояние 10-15 метров и ложится. Пуск собаки на поиск повторяется.

На первом занятии рекомендуется делать 3-5 пусков и после перерыва в 10-15 минут повторить занятие еще 2-3 раза.

На последующих занятиях помощник заранее выбирает место и ложится. Дрессировщик в это время находится в укрытии. Второй помощник раскладывает кусочки лакомства на спину, ноги, плечи первого помощика и уходит. Кроме того, еще один кусочек лакомства остается в руке у первого помощника. Дресировщик выходит с собакой из укрытия и, подав команду «Ищи!», пускает собаку. Далее он повторяет те же действия, что и на первом занятии, с тем же количеством повторений.

Читайте также:  Человека с собакой забрали

После того как собака при подходе к помощнику станет активно обнюхивать его спину, ноги, плечи с целью найти корм, лакомство на помощнике не раскладывают, оставляя его только в руке.

Если собака активно обнюхивает помощника и активно пытается достать лакомство из его руки, помощник задерживает дачу лакомства, пряча руку глубже под себя, заставляя собаку тем самым дольше задерживаться возле себя и активизирует ее действия в попытке достать корм.

В качестве усложнения на последующих занятиях используются 2-3 помощника, которые ложатся на расстоянии 10-15 метров друг от друга, так чтобы при поиске собака могла последовательно их обнаружить. После того, как собака обнаружит первого помощника и достанет у него из руки лакомство, дрессировщик поощряет ее восклицанием «хорошо», берет за ошейник, отводит ее на 2-3 метра показывает рукой направление на второго помощника и, подав команду «Ищи», пускает собаку. Те же действия он повторяет при обнаружении следующего помощника. При этом дрессировщик поощряет собаку только восклицанием «Хорошо».

При работе с 2-3 помощниками рекомендуется производить 3-4 пуска с перерывом 10-15 минут.

В дальнейшей дрессировке 2-3 помощника, в зависимости от времени года маскируются сеном, травой снегом и т.д. на расстоянии не ближе 20-25 метров друг от друга. Дрессировщик с собакой на поводке выходит из укрытия, отцепляет поводок и, подав команду «Ищи» и указав направление поиска жестом, посылает собаку на на поиск, сам при этом находясь на месте. Помощник при этом лежит неподвижно лицом вниз, лакомство держит в руке под собой таким образом, чтобы собака могла достать его. После нескольких попыток собаки достать лакомство отдает его, дождавшись приближения дрессировщика. Дрессировщик в это время приближается к собаке и поощряет ее восклицанием «Хорошо». Затем он берет собаку за ошейник, отводит ее на несколько метров от помощника, успокаивает оглаживанием и вновь посылает на поиск.

Прием считается отработанным, когда по команде «Ищи» собака активно ведет поиск замаскированного на открытой местности человека, находит его и задерживается около него до подхода дрессировщика, а после повторного посыла для обнаружения следующих помощников активно продолжает поиск, не отвлекаясь на ранее обнаруженных людей.

Приучение собаки к оповещению проводника о найденном человеке

Отработка данного приема имеет цель выработать у собаки навык облаивать обнаруженного помощника до подхода дрессировщика, не проявляя при этом агрессивности по отношению к нему.

К отработке данного приема нужно приступать после того, как собака приучена к поиску человека, находящегося на открытой местности.

Для отработки данного приема 2-3 помощника маскируются как и в предыдущем случае. Дрессировщик командой «Ищи» и жестом посылает собаку на поиск замаскированного человека. Помощник после обнаружения его собакой, задерживает дачу лакомства, поощряет собаку восклицанием «Хорошо» и подает команду «Голос». После облаивания собакой помощник поощряет собаку дачей лакомства, только после этого дрессировщик подходит и отводит собаку в сторону.

При обнаружении следующего помощника повторяются те же действия. При многократном повторении подобных действий у собаки вырабатывается навык облаивать найденного ею человека, не проявляя при этом агрессивности. В дальнейшем поощрение собаки производится самим дрессировщиком при подходе к «пострадавшему».

Прием считается отработанным, когда собака по команде дрессировщика активно ищет, находит замаскированного помощника и самостоятельно облаивает его до подхода дрессировщика.

Приучение собаки к поиску человека, находящегося в труднодоступном месте

Отработка данного приема имеет целью выработать у собаки навык самостоятельного ведения поиска человека в зданиях, подвалах, завалах и других труднодоступных местах на значительном удалении от проводника и при отсутствии прямой его видимости, а также к ведению поиска одновременно с преодолением самых различных препятствий и к облаиванию найденного человека до подхода дрессировщика.

Приступать к отработке данного приема следует только после того, как собака приучена к поиску и облаиванию найденного человека на открытой местности.

В начале отработки данного приема следует приучить собаку свободно, без боязни двигаться среди различных, отдельно стоящих или сложенных, строительных конструкций, в строящихся зданиях, подвалах, в различных завалах как при дневном или электрическом освещении, так и темноте. Достигается это передвижением в вышеуказанных условиях дрессировщика с собакой, причем дрессировщик во время этих передвижений должен оказывать помощь собаке в преодалении различных препятствий, помогать ей выбрать наиболее удобный путь, ободрять при удачном преодолении препятствий и успокаивать в случае неудачи во избежании у собаки нежелательных причинно-следственных связей и ассоциаций.

К отработке собственно приема поиска следует приступать только тогда, когда дрессировщик убедится в том, что его собака достаточно свободно передвигается в данной обстановке.

1-2 помощника заранее маскируются в на этажах, в подвале строящегося (сносимого) здания. Для маскировки применяется любой подручный материал, в том числе и строительный мусор. В подвальных помещениях часть помощников рекомендуется оставлять открыто лежащими в местах труднодоступных для собаки. Дрессировщик с собакой подходит к лестничному маршу, входу в помещение, отстегивает поводок и, подав команду «Ищи!», жестом посылает собаку в направлении поиска, сам при этом медленно двигается за собакой. Если собака недостаточно активно ведет поиск, дрессировщик движется вместе с ней, побуждая ее к поиску. При обнаружении помощника, собака голосом обозначает его. Дрессировщик приближается к собаке, поощряет ее восклицанием «Хорошо». После чего помощник поощряет ее лакомством. Далее дрессировщик отводит собаку в сторону и посылает ее для продолжения поиска.

При дальнейшей дрессировке прием следует усложнять следующим образом: изменять положение помощника (сидя, стоя); сокращать или увеличивать расстояние между помощниками; приучать собаку работая по первому здания, обнаруживать помощника находящегося в подвале и наоборот.

Прием считается отработанным тогда, когда собака по команде «Ищи!» безбоязненно входит в здание, подвал, техногенный завал, активно ведет поиск помощников, находит и обозначает лаем до подхода дрессировщика.

Приучение собаки проникать к человеку найденному в завале

Отработка данного приема имеет целью приучить собаку свободно продвигаться по завалу, находить там замаскированного человека, обозначать его голосом до подхода дрессировщика и по возможности проникнуть к нему.

Приступить к отработке данного приема можно после того, как собака приучена работать в зданиях и техногенных завалах. Для отработки приема выбирается участок завала, в котором среди блоков, плит или других конструкций помощник маскируется таким образом, чтобы собака с трудом, но могла проникнуть к нему. Дрессировщик подойдя к завалу, отстегивает поводок и, подав команду «Ищи!», посылает собаку на поиск. Собака самостоятельно идет на завал, дрессировщик медленно продвигается по пути следования собаки, внимательно наблюдая за ее поведением. При обнаружении помощника собака лаем обозначает его и пытается проникнуть к нему, чтобы получить от неголакомство. При необходимости, если собака недостаточно активно пытается проникнуть к помощнику, дрессировщик жестом и командой «Ищи!» побуждает собаку к действию. При проникновении собаки к помощнику последний поощряет ее лакомством. После достаточного количества повторений у собаки вырабатывается устойчивый навык пытаться проникнуть к найденному в завале человеку.

При отработке данного приема надо постоянно помнить о необходимости смены помощников, мест их маскировки и мест проведения занятий. Желательно в качестве помощников использовать лиц, неизвестных собаке. Цедесообразно менять глубину укрытия помощников от поверхности завалов, чередовать поощрение лакомством, как со стороны помощника, так и со стороны дрессировщика.

Прием считается отработанным тогда, когда собака по команде «Ищи!» активно ищет человека в завале, не отвлекаясь на раздражители, находит, обозначает его голосом и по команде дрессировщика активно пытается проникнуть к «пострадавшему».

Работа в сложных условиях

После того как собака будет активно искать «пострадавших», находить и обозначать обнаружение голосом, а при подходе дрессировщика пытаться проникнуть к нему, дрессировку усложняют. Усложнение заключается в том, что вводятся различые отвлекающие раздражители, это могут быть пищевые продукты, отходы, предметы одежды, мебели, парфюмерия и другие запаховые раздражители свойственные жилым и производственным помещениям.

Усложнением является приучение собаки к работе среди групп спасателей, наличие в зоне поиска световых и шумовых раздражителей (работа отбойных молотков, пил, сварки, подъемных механизмов, свет фар и т.д.).

Инфо сноска:Прежде всего создадим учетную запись в нашем Jimm Необходимо обозначить тот факт, что перед тем как приступить к настройкам Jimm, на вашем мобильнике предварительно необходимо будет настроить и активировать GPRS-Internet. Заметьте, что для правильной работы Jimm’а необходима настройка именно GPRS-Internet, а не WAP GPRS. И только после этого можно приступать к сомой настройки jimm для мегафон на вашем телефоне.

Источник

Поисковые игры. Как научить собаку искать нужные вам предметы?

Представьте, вы гуляете с собакой и, при подходе к дому, с ужасом обнаруживаете, что потеряли ключи. Что делать? Где и как они могли выпасть из кармана? Как их найти?

Если у вас просто собака, то вы пойдете той дорогой, по которой гуляли, и будете долго и безрезультатно смотреть под ноги. А если у вас собака, обученная поиску, то вы дадите ей команду и она быстро найдет пропажу.

Какой вариант вам больше нравится?

Признаюсь, про поисковые игры с собакой я не задумывалась очень долго. Я занималась спортивным послушанием, трюковой дрессировкой, танцами с собаками. Но, оказывается, мысль о поиске сидела у меня в голове и медленно созревала без моего участия.

И вот, настало время, и она, эта мысль, пришла ко мне, расселась, свесив ножки, и уходить не собирается.

— А ведь, действительно. — Подумала я. — Что собаки любят больше всего? Правильно, нюхать. — Что собаки делают большую часть времени на прогулке? Правильно, нюхают. — Чем собаки готовы заниматься с огромным удовольствием? Правильно, нюхать!

Мы — люди, живем в мире зрительных образов. Для нас главное — зрение. А собаки живут в мире запахов. Для них самое главное — нос.

Так почему я до сих пор не использую собачий нос в своих целях? Это надо срочно исправить! Так и родилась у меня идея о поисковых играх с собакой.

Что здесь главное? Это то, что собака ищет всегда сама. Вы не в коем случае не должны ей подсказывать. Иначе она будет надеяться только на вас и весь смысл поиска пропадет.

Во время поиска у собаки развивается самостоятельность и это очень здорово поднимает ее самооценку. Занятия поиском очень полезны трусливым собакам, он поднимает их веру в себя, окружающая среда перестает быть для них такой пугающей.

Поисковые игры учат собак успокаиваться и концентрироваться на поставленной задаче. Это тяжело дается энергичным и легко возбудимым собакам. Зато именно им это очень полезно.

И, в конце концов, во время поиска собака занимается исключительно тем, для чего была создана самой природой. Это ее настоящее предназначение.

Что же собака должна искать? А все, что угодно. Начинают обычно с самого простого — поиск лакомства. Придержите собаку одной рукой, а другой киньте недалеко кусок вкусной еды. Отпустите собаку, пусть подбежит и съест. Похвалите. Повторите.

Потом киньте несколько кусочков. Пусть собака съест их все.

Следующий этап — разложите кусочки по всей комнате и пустите собаку, пусть нюхает, ищет и съедает. Только не подсказывайте, пусть учится включать нос!

А теперь прячьте лакомство так, чтобы собака этого не видела. Можно класть кусочки не только на пол, но и на стулья или другие укромные места.

Когда освоите одну комнату, расширяйте зону поиска и выходите с этим заданием на улицу. Поиск вашего лакомства по команде — это совсем не то же самое, что поедание отбросов в кустах!

По такой схеме можно научить собаку искать любые предметы и приносить вам. Теперь потерять ключи на прогулке не страшно. Но лучше все-таки этого не делать!

Если вы смогли дочитать статью до этой строчки, будьте добры, сделайте последнее усилие — поставьте лайк и подпишитесь на канал. Огромное спасибо!

Источник