Меню

Обучение служебных собак это

Как проводится подготовка служебных собак

Собаки, предназначенные для службы, должны пройти специальное обучение. Только после этого оценивается их способность к успешному содействию рядом с профессиональным кинологом. Служебные собаки выполняют ряд важных функций – розыскную, поводырскую, охранную. Используются служебные качества для работы в полиции и военном деле.

В процессе одомашнивания собаки выполняли несколько задач. Они были пастухами и участвовали в охоте. С развитием цивилизации и наступлением военных действий, еще в Древнем Риме, использовались собаки на передовой. Использовались собаки и для участия в гладиаторских боях.

Особенности жизни служебных собак

Служебные собаки в наше время ценятся за особый острый нюх. Злобность и агрессия ценятся значительно меньше. В подавляющем большинстве случаев служебные породы собак используются для розыска людей и предметов. Ответственная и важная служба у собак – поиск взрывчатки.

Животные, которые предназначены для службы, но проживающие в домашних условиях у конкретного владельца, могут жить как в вольере, так и в квартире. Зачисленные в штате государственных учреждений служебные собаки, проживают в отдельных питомниках, обустройством которых занимаются определенные ведомства. В свободное от работы время, собаки отдыхают и спят в своих вольерах. Общая площадь вольера не должна быть менее 9 кв. м. Этого места достаточно для размещения достаточно просторной будки. Оставшееся пространство выделяется под место для выгула.

2-3 вольера могут быть объединены в отдельный блок. Количество таких блоков напрямую зависит от размеров самого кинологического центра. Места для вольеров обязательно должны находиться в отдалении от шумных дорог, а тем более трасс. Подбирают тихие места, где нет посторонних запахов от промышленных производств.

Служебных взрослых собак кормят 2 раза в сутки. Как правило, используются качественные сухие корма или же свежеприготовленная пища. Для того чтобы животное качественно выполняло возложенные на нее функции, необходимо позаботиться о качестве продуктов и сбалансированности рациона.

Как и где происходит обучение служебных собак

Обучение служебных пород собак должно происходить в специальном кинологическом центре. Специалист должен в себе совмещать несколько качеств. Профессионал должен разбираться в психологии животных, понимать в основных заболеваниях животных, а также понимать предметную часть работ, к которым готовят собаку.

Дрессура служебных пород собак – важный и сложный процесс, по сравнению с обычной дрессировкой. Кинологи должны учитывать не только физиологические особенности отдельно взятой собаки, но также обращать внимание на интеллектуальные данные и индивидуальный характер. Принятые общие методы обычной дрессировки – механический, поощрение лакомствами и подражание сородичам, работают в этом случае не в полную силу.

Основная цель подготовки служебной собаки – возможность управлять поведением животного при помощи специальных сигналов, поступающих от кинолога или от окружающей обстановки. Тренировка состоит из двух основных частей – общая и специальная дрессировка.

Общая дрессировка подразумевает под собой приучение животного к обычному послушанию. Важно, чтобы собака выполняла требования своего тренера. Только после закрепления результатов, существует возможность перейти к специальным тренировкам.

Специальная тренировка – набор занятий, позволяющих обучить животное розыскной, караульной или специальной службе. Достигают результатов при помощи использования и закрепления условных и безусловных рефлексов. Во время подготовки, кинолог систематически повторяет с животным упражнения, оттачивая их до совершенства.

С собаками, предназначенными для патрульно-розыскной службы, проводят порядка 9 занятий в месяц. Для карауальных собак достаточно 4-5 раз в месяц.

Необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Всегда нужно следовать принципу – от простых действий к сложным.
  2. До момента начала специальных тренировок, важно определить особенности в поведении отдельно взятой собаки, выяснить, как реакции у нее преобладают.
  3. Каждое занятие должно быть целевым. Выполнение поставленной задачи в конце занятия – вот главное правило.
  4. Соблюдение строгости, но справедливости. Кинолог, обучающий животное, не должно проявлять агрессии или же физически наказывать собаку. Это недопустимо.
  5. Мягкое воздействие. Собаке должно быть интересно выполнять поставленные задачи. Мучать животное тренировками означает, что положительных результатов добиться не получится.

Общий курс дрессировки служебной собаки, включает в себя такие основные приемы:

  • установка правильного взаимоотношения между самим кинологом или дрессировщиков и животным;
  • приучение собаки реагировать на свою кличку;
  • приучение к ношению ошейника и специального поводка;
  • обучение идти рядом с кинологом, не вырываясь вперед;
  • приучение животного садиться по команде;
  • обучение становиться на место и ложиться в соответствии с командами;
  • обучение прекращать нежелательные действия сразу после команды;
  • приучение животного по команде приносить и подавать различные предметы;
  • обучение прыжкам и движению по команде;
  • обучение преодолевать лестницы (лазить по ним);
  • обучение животного не пугаться резких звуков (выстрелы, взрывы и другие сильные звуковые раздражители);
  • обучение животного не подбирать еду с земли и брать ее из посторонних рук;
  • обучение команде «Голос!».

Тесный контакт между собакой и кинологом должен быть налажен с самого первого знакомства. Далее, привязанность и доверие будут только крепнуть. Каждое действие дрессировщика должно быть обдуманным, так как животные особенно в первые дни, чутко реагируют на любые изменения.

Выращенный служебный пес со щенячьего возраста кинологом, слушается намного лучше, нежели взрослая собака, которую нужно обучать с нуля, предварительно постаравшись наладить взаимоотношения.

Хотите задать вопрос по статье или что-то уточнить? Звоните +79774692712, проконсультируем.

Источник

Дрессировка служебных собак в полиции и в армии

Для чего нужны служебные собаки в полиции и в армии, почему самый оптимальный вид дрессировки — игра, и чем овчарка лучше бультерьера? За ответами на эти вопросы мы отправились в кинологическую службу.

Дрессировка служебных собак в полиции

Служебные собаки в полиции сегодня используются по целому ряду направлений. Четвероногие применяются в патрульно-постовой службе (ППС), много животных задействовано в обеспечении безопасности на транспорте и при организации массовых мероприятий. А еще собаки — незаменимые помощники экспертов-криминалистов.

Собаки в наряде ППС ведомственными приказами и инструкциями квалифицируются как спецсредства. Натренированный пес способен учуять наркотики или взрывчатку и указать на человека со столь опасным грузом. Служебная собака поможет полицейскому задержать правонарушителя, представляющего угрозу для окружающих. Речь идет прежде всего о вооруженных преступниках или лицах, ведущих себя неадекватно и агрессивно.

Кроме того, собака рядом с полицейским оказывает психологическое воздействие на окружающих. По мнению начальника отделения по подготовке специалистов-кинологов и дрессировке служебных собак Зонального центра кинологической службы (ЗЦКС) ГУ МВД России по городу Москве Ильи Фирсова, редкий человек откажется выполнить законные требования сотрудника полиции и станет агрессивно ему возражать, если у постового на поводке служебная собака.

Кстати, одна из главных целей дрессировки служебных собак для патрульно-постовой службы — минимизация возможного вреда человеку. Хорошо подготовленная и физически крепкая овчарка при задержании может нанести очень серьезные травмы, поэтому основное требование к собаке — моментальное выполнение команды «отпустить!».
Основная задача собак в подразделениях транспортной полиции и внутренних войсках МВД — поиск и обнаружение наркотиков и взрывчатых веществ. Мы уже привыкли к прогуливающимся по залам ожидания вокзалов и вестибюлям аэропортов кинологам с овчарками или спаниелями. Пока вожатый погружен в свои мысли, собака напряженно работает, выискивая в тысячах незнакомых запахов характерный аромат тротила или марихуаны. За кадром всегда остается обеспечение безопасности на футбольных и хоккейных матчах, концертах и митингах: незадолго до запуска зрителей кинологи с собаками обследуют трибуны стадионов, зрительные залы и прочие помещения — нет ли взрывных устройств?

Острый нюх собаки незаменим и в экспертно-криминалистических подразделениях МВД. Порой четвероногие помогают раскрывать преступления, казавшиеся уже совсем «глухими». Наукой доказано: вероятность, что собака ошибется в запахе, — один к ста миллионам, говорит сотрудник экспертно-криминалистического центра МВД России Денис Великий. Поведение собаки при одорологической экспертизе (например, если необходимо установить принадлежность орудия преступления конкретному лицу) может стать неопровержимым доказательством в суде.

Особенности пород в работе

В российской полиции используется около десятка пород собак. Некоторые способны выполнять весь спектр служебно-розыскной деятельности, другие породы задействованы только на отдельных участках работы. Основной и универсальной полицейской породой в России сегодня признана немецкая овчарка. Она эффективна и с нарядом ППС, и в оперативно-следственной группе на месте преступления, и в розыскных подразделениях.

Одно из главных достоинств породы — устойчивая нервная система. Это собака физически крепкая, с достаточно развитым интеллектом. Схожими качествами обладает ближайший родственник «немцев» — восточноевропейская овчарка, также широко применяемая в полиции. Набирает популярность и еще одна порода овчарок — бельгийская. Ее главные преимущества — высокая скорость и «взрывной» бросок, не оставляющий злоумышленнику шансов на побег.

Ротвейлеры в полиции используются чуть реже. В меру агрессивные и храбрые, эти собаки востребованы как в патрульной, так и в поисковой работе.

Другие породы, подходящие для охраны правопорядка, в российской полиции распространены меньше. Так, ризеншнауцеры и черные терьеры — отличные охранники, но дороги в содержании. Доберманы, служившие еще полиции царской России, сегодня не применяются по причине селективного ухудшения породы в нашей стране.

По пальцам можно пересчитать кинологические подразделения с представителями бойцовых пород собак. Мертвая хватка бультерьера при задержании преступника не требуется, в то же время эти собаки слишком агрессивно реагируют на своих сородичей, что не добавляет им очков.

Относительно пород, не предназначенных для задержания, — таких, как лабрадоры и спаниели, — мнения специалистов-кинологов разнятся. Одни эксперты считают, что обе породы одинаково пригодны для поисковой работы, другие склонны отдавать предпочтение спаниелям, указывая на конфликтность лабрадоров и на то, что они отвлекаются на посторонние раздражители.

Тяжело в учении…

Физиология собак диктует наиболее эффективный возраст для дрессировки — от одного до трех лет. Каждое животное закрепляют за своим вожатым и направляют на обучение. На подготовку служебной собаки уходит около полугода. За это время выполняется общий курс дрессировки и проводится обучение собак по специализированным дисциплинам (поиск взрывчатки и наркотиков).

Для дрессировки собак в кинологической службе МВД в основном применяется комбинация из двух методов — вкусопоощрительного и игрового. Первый способствует установлению контакта между вожатым и молодой собакой, а также ее быстрому обучению. Второй метод, реализующий природную потребность животного в игре и в наименьшей степени нагружающий нервную систему собаки, воспитывает в ней активное желание выполнять работу. С его помощью особенно хорошо обучаются поисковые собаки.

Кроме того, игровой метод дрессировки применяется при натаскивании собак на задержание. На «фигуранте» (так называется дрессировщик в плотном костюме, изображающий преступника) закрепляют игрушку молодой собаки, и животное должно ее сорвать. Затем щенку-подростку позволяют отнять у дрессировщика защитный рукав и потрепать его. После этого собаку учат кусать рукав убегающего человека. На всех этапах дрессировка строится на основе врожденного охотничьего инстинкта хищника.

Автор этих строк на себе испытал, как это — быть задержанным полицейской овчаркой. Задержание, к счастью, учебное, провели на тренировочной площадке ЗЦКС. В роли хищника выступил годовалый, черный, как уголь, кобель немецкой овчарки по кличке Егор. Я облачился в защитный костюм. Чтобы наверняка уберечь журналиста от травмы, полицейские кинологи предоставили в распоряжение «Ленты.ру» самые плотные и оттого полностью сковывающие движения ватные штаны и такую же куртку.

С трудом натянув все эти доспехи и передвигаясь, как пингвин, страдающий ожирением, выхожу на исходную. Егор следит за каждым моим движением со звериной радостью и, неистово лая, рвется с поводка. «Главное — не открывайся. Собака хватает за ту часть тела, которая к ней ближе. Если Егор прыгнет на тебя — прячь лицо, он тогда в грудь вцепится или в плечо. Но лучше, если ты выставишь вперед руку», — дает последние инструкции кинолог Алексей, вручает мне пистолет со свето-шумовым зарядом и отбегает в сторону. «Кричи громче, привлеки внимание собаки», — советует Алексей со стороны. Да куда там, пес и так весь сосредоточен на мне.

Читайте также:  Советы когда собака рожает

Звучит команда «фас!», Егор в три прыжка настигает меня и намертво вцепляется в рукав. Жму на спусковой крючок пистолета… Удивительно, но выстрел, от которого я чуть не оглох, полицейский пес даже не заметил. Три секунды борьбы, и «нарушитель» повержен — споткнувшись в дубовом костюме, валюсь на землю, а Егор продолжает трепать мою руку. Единственная мысль, мелькнувшая за эти мгновения, — как было бы больно без защитного рукава!

После обучения с соблюдением правил дрессировки собака обретает способность задерживать вооруженного преступника, не боясь ни выстрелов, ни ударов. Стоит отметить, что тренировки на площадке, когда собаки буквально «рвут на куски» дрессировщика в защитной одежде, имеют мало общего с реальным применением зубастого «спецсредства». Как говорилось выше, после укуса служебная собака должна отпустить жертву по первой команде. «Растерзание» же учебной цели применяют, чтобы удовлетворить инстинкты животных и дать им эмоциональную разрядку.

Применение служебных собак в полиции не теряет своей актуальности в правоохранительных органах по всему миру. Однако это всего лишь одна сторона собачьей работы в силовых структурах. Спасатели, военные, наркополицейские — вот далеко не полный список профессий, в которых служебная собака играет важную роль. И об этом мы вам еще расскажем.

Дрессировка служебных собак в армии

Центральная школа, перейдя на штаты мирного времени, подверглась большому сокращению, которое происходило все последующие годы. Было ясно, что школа не могла оставаться в пределах предыдущего штата, ибо для армии в послевоенный период нужны в основном собаки караульной службы.Одновременно со штатными неурядицами постоянно возникал вопрос о передислокации школы за пределы Москвы.

После проведенных сокращений в школе осталось два батальона подготовки сержантов, курс усовершенствования офицерского состава, курс подготовки младших лейтенантов – командиров взводов (одна рота), научный отдел, племенной питомник, питомник строевых собак и другие службы обеспечения. Это позволило еще вести значительную работу научного отдела, племенное разведение собак. Командование школы, ее начальник генерал-майор Медведев Г.П., понимая, что потребность в караульных собаках в армии с каждым годом будет возрастать, встает вопрос сохранившихся клубов служебного собаководства и создании новых. В стране сократилось поголовье собак служебных пород. Центральная школа в клубы передала 70 голов взрослого поголовья собак, вывезенного из стран Восточной Европы и Германии. Племенной питомник школы регулярно передавал любителям собак щенков для выращивания. В 1947-1949гг. бесплатно было передано любителям более тысячи щенков. Вместе с тем, благодаря проведенной работе позднее питомник школы пополнился племенным поголовьем собак хорошего качества служебных и охотничьих пород. Это позволило получать больше щенков хорошего качества и передачи их в клубы для дальнейшего воспроизводства собак на местах.

В 1948 племенной и научный отдел, лаборатория генетики и рефлексологии начали осуществлять начатую еще профессором Ильиным Н.А. в 1930 году работу по межпородному скрещиванию собак, немецких овчарок с лайками (полученные метисы были названы «лайкоидами»). Эрдельтерьеров скрещивали с русской гончей, метисы были названы «брудастая гончая». Проведенная работа еще не была началом выведения новой породы.
В 1949 питомником под управлением начальника, подполковника Калинина Николая Федоровича, ветврача Гришина и зоотехника прапорщика Шейнина Владимира Павловича начаты работы по выведению новых пород «черный терьер», «московская сторожевая», «московский водолаз», «московский дог». Подготовительная работа по межпородному скрещиванию собак велась питомником несколько раньше, в 1950-1952 гг. определились направления в этой работе. Необходимость выведения новых пород вызывалась тем, что в послевоенный период основным направлением применения собак в армии становятся караульные собаки, а предыдущий опыт их использования в воинских частях подтверждал, что в районах с низкими температурами в зимний период многие породы служебных собак, используемые для караульной службы, не приспособлены к суровым условиям. Немецкая овчарка, как самая распространенная универсальная служебная собака, используемая в районах, где температура понижается до –20 градусов, пребывание собаки на посту снижается до 6 часов и она должна быть заменена другой.

Центральная школа приступила к работе по выведению новых пород. Основная задача стояла в создании собак, отвечающих требованиям караульной собаки: рослая, физически крепкая, злобная, с хорошим шерстным покровом, могучая, хорошо переносит низкие температуры. Исходя из требований, предъявляемых к караульной собаке, еще в период образования породных групп «черный терьер», «московская сторожевая», «московский водолаз» скрещивались между собой собаки пород, являющихся носителями качеств необходимых караульной собаке. Полученные и выращенные щенки первой и второй генерации проверялись в работе и лучшие экземпляры отбирались для дальнейшей работы.

Последующие годы школа продолжала работу в пределах предусмотренного штатом задания по подготовке офицерского, сержантского состава, вожатых и караульных собак выполнялись. Общая атмосфера в коллективе школы была рабочая. Однако вопрос о том, чтобы школу вывести за пределы Москвы, Медведеву довольно длительное время удавалось обойти. Школа оставалась в Москве до 1960 года. Командование школы хорошо понимало, что любая передислокация школы отрицательно скажется на работе школы, это подтвердилось в 1960 году. С переездом школы из Москвы даже в Московскую область школа лишилась опытных специалистов старших офицеров, выслуживших установленный срок в кадрах армии, а часть младших офицеров, имевших 12-15 лет выслуги, уволились, не желая переезжать с семьями, а требования в этом отношении к этим офицерам со стороны высшего командования были категоричными, все пришлось начинать заново.

23 августа 1955 школа выведена из подчинения Управления инженерных войск СА и передана в подчинение начальнику управления укомплектования и службы войск Главного штаба Сухопутных войск. Годовое задание школы в подготовке личного состава составляло – 1170 чел., подготовленных караульных собак – 2000 голов. Каждый вожатый, подготовленный в школе, убывал в свою часть с двумя караульными собаками. Примерно с 1963 года в связи со сложностью заготовки собак в части стали направлять с вожатыми по одной собаке. Племенной питомник продолжает работу над совершенствованием породных групп собак «Черного терьера», «Московская сторожевая», «Московский водолаз». Все родившиеся и выращенные в питомнике щенки проходят дрессировку в учебных подразделениях школы. Лучшие по экстерьеру экземпляры, наиболее желательного типа, используются для дальнейшей работы. За пределы питомник в руки любителям еще не выдавали.

Впервые собаки породных групп, выведенных в питомнике Центральной школы, были показаны широкой публике в Москве в 1955 году на 19-й Московской городской выставке собак служебных пород. Появление черных терьеров на рингах в 1955, а затем в 1957 г. на Всесоюзной выставке-смотре собак, проводимом на ВДНХ в г. Москве, где племенной питомник Центральной школы «Красная Звезда» представил 43 черных терьера. Многочисленные зрители и специалисты-собаководы увидели на рингах собак новой породы, хотя черный терьер породой будет утвержден значительно позже. На показательных выступлениях черные терьеры показали себя очень хорошо. Увиденное на выставке вызвало интерес к этим собакам. Любители стали приобретать себе щенков не только из Москвы, но и из других городов, поголовье черных терьеров быстро росло. Некоторые клубы служебного собаководства в Москве, Ленинграде, Челябинске, Нижнем Тагиле и других городах стали разводить черных терьеров у себя.

1959 год чуть было не стал последним в существовании школы и питомника. В генштабе был подготовлен проект директивы о передаче Центральной школы в подчинение Московскому военному округу. Дальнейшая судьба школы не предвещала ничего хорошего, т.к. она оказалась бы заурядной окружной. К счастью, готовый проект документа своего завершения и реализации не получил, благодаря заместителю начальника Генерального штаба генерала армии Иванова. Однако Центральную школу ожидал новый удар, который назревал последние 10 лет, то есть убрать ее за пределы Москвы. Если в 1951 г. удалось только потесниться, то теперь собаководы должн была покинуть пределы Москвы. По решению высшего командования школа должна была убыть на Урал, что означало бы полную ликвидацию ее как специальной части. Совсем случайно работники ГШ подсказали генералу Медведеву, что в Московской области в Дмитровском районе был во время войны запасной аэродром. После войны там была школа подготовки младших специалистов авиадесантных войск (в 1959 году она была расформирована), Медведеву удалось смягчить удар, и штаб дал свое согласие на передислокацию в Дмитровский район.

В 1960 две учебные роты подготовки вожатых караульных собак, размещаясь в лагерных палатках, т.к. оставленные строения предыдущей части были настолько ветхими, что не могли обеспечить даже первоначальные потребности. На месте ведется боевая и специальная подготовка, одновременно ведется работа по ремонту двух деревянных казарм, оборудование выгулов для собак. Школа не прекращала и учебу личного состава и подготовку собак. В Москве оставались две роты подготовки сержантов и рота подготовки вожатых. Минобороны тоже подкинуло работы, его распоряжением на обращение Всероссийского общества слепых об оказании помощи в создании республиканской школы подготовки собак – поводырей слепых, при Центральной школе военного собаководства и на ее территории была создана школа собак-поводырей, начальником ее многие годы был Орехов Николай Егорович. В 1965 голу школа слепых обосновалась на ст. Купавна Московской области.

Русский Черный Терьер (РЧТ) был создан в России в конце 40-х — начале 50-х гг. XX столетия путем сложного воспроизводительного скрещивания ряда пород, в том числе ризеншнауцера, эрдельтерьера, ротвейлера и ньюфаундленда. Исходной породой послужил ризеншнауцер. Порода была выведена в подмосковной школе военного собаководства на базе племенного питомника «Красная Звезда». Целью создания породы было стремление получить крупную, смелую, сильную, управляемую собаку с ярко выраженным охранным инстинктом, пригодную для несения различных видов службы, легко приспосабливающуюся к различным климатическим условиям. Порода была признана МКФ в 1984г.

7 октября 1965 г. Центральная ордена Красной Звезды школа военного собаководства переименована в 4-ю Центральную ордена Красной Звезды школу младших специалистов караульной службы, войсковой части присвоен номер 32516. Штат школы, утвержденный Главным штабом, оставался долгие годы и не менялся до 1987 года. Однако незначительные изменения вносились: отдельные новые офицерские должности, должности прапорщиков, сверхсрочнослужащих, вольнонаемного состава. Происходило постепенное расширение штатов. К 1980 г. Центральная школа располагала достаточно хорошей учебной базой и бытовыми условиями для офицеров и их семей, для личного состава подразделений. В течение 15 лет с 1960 по 1975 гг. только племенной питомник школы оставался в Москве (ст. Кусково), так как для его размещения не завершено строительство питомника (его оборудование было завершено в октябре 1978 г.). Оставаясь на том месте, где он был создан в 1925 г. в Москве питомник продолжал работу, поддерживая связь с клубами служебного собаководства, обмениваясь опытом в племенной работе, питомник передает в клубы щенков интересующих их пород. В питомнике культивировали собаки одиннадцати пород. В 1970 году питомником в ГДР было закуплено 9 голов молодых собак: 3 сенбернара, 2 ротвейлера, 2 ризеншнауцера, 2 ньюфаундленда. Сенбернары и ньюфаундленды были использованы для работы по выведению «Московских сторожевых» и «водолазов». В чистом виде только однажды получен помет сенбернаров. Ризеншнауцеры и ротвейлеры разводились в чистом виде.

Читайте также:  Трапеза консервы корм для собак

С переездом на территорию воинской части 32516 (Дмитровский р-он) племенной питомник продолжает работу по разведению в чистом виде немецких овчарок, кавказских, южнорусских, среднеазиатских овчарок, ротвейлеров, ризеншнауцеров, лаек, также продолжает совершенствование породных групп «черный терьер», «московская сторожевая» и «водолаз».

В 1985 году Приказом №40 ОТ 12 декабря 1985 года Главного Управления по охране природы, заповедникам, лесного и охотничьего хозяйства утвержден стандарт породы «московская сторожевая», выведенной племенным питомником «Красная Звезда». По распоряжению Председателя Федерации служебного собаководства СССР генерал-лейтенанта Сергеева Московским городским и областным клубами служебного собаководства была зарегистрирована порода «московская сторожевая». Породная группа «водолаз», не получившая широкого распространения у любителей и не набравшая достаточного количества голов собак для регистрации ее как породы, а в скором времени решением Федерации служебного собаководства водолаз был исключен из служебных пород.

В 1980 году в связи с военными действиями в Афганистане вновь возникла необходимость подготовки собак для минорозыскной службы. Специалистами части были изучены архивные данные периода Великой Отечественной войны, имеющиеся наставления по подготовке минно-розыскных собак. Первая группа – 10 расчетов минно-розыскной службы (дрессировщики с собаками) были подготовлены в школе и направлены в Афганистан. Возглавлял группу офицер-кинолог школы, капитан А. Бибиков.
На месте собаки показали высокие результаты поиска минно-взрывных устройств, и командование 40 армии, расположенной в Афганистане, запросило как можно больше специалистов минно-розыскной службы (МРС).

В школе была проведена большая работа по отбору и подготовке, как дрессировщиков, так и собак минно-розыскной службы. Высокие требования предъявлялись здоровью и выносливости собак, т.к. им приходилось работать в условиях жаркого климата, часто высоко в горах.
В лаборатории совместно с ветслужбой части была разработана «Памятка вожатому минно-розыскной собаки», где в доступной форме описывались действия вожатого в непредвиденных ситуациях, первая помощь пострадавшей собаке.

Впервые были проведены эксперименты по выяснению способностей собаки при поиске мин, повышению их работоспособности немедикаментозными средствами. Совместно с МВТУ им. Баумана был разработан иглоаппликатор, с помощью которого повышались качество и скорость поиска минно-розыскной собаки. Этот же иглоаппликатор использовался для лечения порезов и паралича собак.

Поскольку эффективность работы расчетов МРС во многом зависит от того, насколько правильно и быстро дрессировщик оценивает действия собаки во время поиска мин и реагирует на них, возникла необходимость подбирать расчеты МРС по их совместимости. Такие работы проводились в школе коллективом научных работников МВТУ им. Баумана во главе с А. Улоговым и группой специалистов-кинологов части во главе с начальником лаборатории рефлексологии и генетики, ветеринарным врачом Плотвиновой Л.Р.

Коллективом ветслужбы и командованием школы были выпущены учебники «Основы служебного собаководства», «Основы дрессировки военных собак», переработано «Наставление по дрессировке и применению военных собак»; был разработан комплект плакатов по служебному собаководству, где в наглядной форме представлены разделы анатомии, физиологии собаки, основные признаки заболевания собак, основы кормления, содержания, сбережения собак и использования их по различным видам служб. Этими плакатами до сих пор пользуются в частях, где на вооружении находятся собаки

В 1988 4-я Центральная ордена Красной Звезды школа подготовки младших специалистов служебного собаководства передана в подчинение Оргмобуправления Главного штаба сухопутных войск в отдел службы войск.
В 1994 школа подготовки младших специалистов служебного собаководства преобразована в 470 методико-кинологический центр служебного собаководства Вооруженных сил Российской Федерации.

Перевод Центральной школы на батальонную систему в 1987 году и преобразование ее в 1994 году в методико-кинологический центр служебного собаководства ВС РФ и создание методического отдела, предусмотренного новым штатом школы открывает хорошие перспективы перед командованием восстановления школой утраченных ею традиций высокоорганизованного учебного центра подготовки квалифицированных кадров служебного собаководства, методического центра совершенствования дрессировки служебных собак по различным службам, разработки новых видов применения в армии и народном хозяйстве.

Вклад Центральной школы военного собаководства в области кинологической науки в стране достаточно весомый. В стране возникла своя отечественная школа подготовки служебных собак, опирающаяся на научные исследования отечественных ученых и специалистов в области кинологии.

Научный мир потрясли опыты руководителя школы генерал-майора Медведева. Григорий Пантелеймонович занимался пересадкой органов у собак. Сейчас благодаря его научным работам уже людям успешно пересаживают сердца и почки. А раньше он экспериментировал на безнадежно больных животных. На счету ученых-кинологов и изобретение первого противогаза для собак.

В настоящее время

Дрессировка служебных собак в наше время

В начале 1990-х уникальная школа чуть не прекратила свое существование — нечем было кормить животных. Дошло до того, что офицеры делились с собаками своими пайками.
Кое-как перебивались кинологи почти 10 лет. Пока 2002 году английский научно-исследовательский “Уолсемм центр” не заключил с Российской армией соглашение на полное материально-техническое обеспечение школы и питомника. А взамен получил возможность проводить разработку кормов для животных, состоящих на службе у военных Ее Величества.

В “Красной звезде” сейчас ведутся разработки еды, способной полностью обеспечить животных, работающих в экстремальных ситуациях, всем необходимым — калориями, витаминами и микроэлементами

В погожий, но дюже холодный февральский день (за бортом ниже -20оС) мы побывали на увлекательной экскурсии в 470-ом Кинологическом центре служебного собаководства и питомнике «Красная Звезда» в/ч 32516 и познакомились с четверолапыми питомцами и их наставниками при помощи пресс-клуба МО. Думается, что надо будет еще осуществить заезд в более подходящее время и менее шумной компанией 🙂

Источник



Служебная кинология и некоторые проблемы методики подготовки собак

За последние годы кинологическая служба получила широкое распространение в нашей стране. Около пятидесяти тысяч собак несут службу в частях и соединениях Министерства обороны, пограничных войсках, органах и войсках МВД России. Примерно семьсот тысяч собак в различных видах обеспечения используются в народном хозяйстве.

В ведомствах народно-хозяйственного комплекса страны, клубах служебного собаководства РКФ и других общественных организациях служебные собаки готовятся для выполнения целого ряда специальных задач. Перечень их оказался довольно обширным: подготовка собак-проводников слепых, поисково-спасательной службы, караульных — для охраны особо важных объектов, для поиска наркотических и взрывчатых веществ, оружия и контрабанды, патрульно-поисковой службы в административных центрах и др.

Отсутствие системы подготовки кинологов и служебных собак в Российской Федерации.

Необходимость подготовки хорошо обученных специалистов и собак к различным видам службы очевидна. Однако по целому ряду позиций эта работа в ведомствах и их структурных подразделениях ведется бессистемно и крайне неудовлетворительно.

Недавние трагические события в России, Армении и Таджикистане показали, какую роль в поиске погребенных в развалинах людей играют специально подготовленные собаки. К сожалению, эти собаки были не из российских ведомств и общественных организаций, и работали с ними иностранные спасатели из многих стран мира.

Крайне низкой остается подготовка и применение собак для обследования на утечку магистральных газопроводов, опасных в экологическом отношении грузов на железнодорожном, морском и речном транспорте, поиска наркотических и взрывчатых веществ. Требует к себе внимания усиление подготовки и повышения эффективности применения караульных и сторожевых собак для сопровождения взрывоопасных и высокотоксичных грузов, охраны атомных станций и других объектов повышенной экологической опасности.

Проведенный анализ задач, решаемых с помощью служебных и специальных собак, говорит о необходимости создания современной научно-методической базы для подготовки квалифицированных специалистов-кинологов, изучения целого ряда проблем и направлений.

Методика «немеханической» дрессировки собак

Изучение опыта подготовки собак в учебных частях и подразделениях войск показывает, что в большинстве случаев отсутствует научно-обоснованный метод работы с ними, нередко применяется чисто механический подход в методике обучения животных выполнению заданной программы действий. Вместе с тем, современная этология установила, что в поведении собаки прослеживаются и собственные цели. Для умелого и эффективного использования информации, получаемой сенсорными системами животного из окружающей среды и проявляемой в разнообразных формах его поведения, дрессировщик обязан в совершенстве владеть этологией, знать эволюционное прошлое собаки и ее биологию, уметь определять и прогнозировать разрешающие возможности анализаторов слуха, зрения и обоняния.

Надежность работы собаки определяется ее способностью выполнять заданную программу в течение определенного времени, сохраняя при этом требуемый уровень работоспособности. Как уже отмечалось, временные отказы у собак, как правило, обусловлены не потерей работоспособности, а неадекватностью информационных преобразований, связанных в ряде случаев с нарушением методики дрессировки и правил их применения.

Ошибки в дрессировке собак

Ошибки, допускаемые при дрессировке собак, по своему характеру делятся на три основные группы: теоретические, тактические и технические.

Причинами ошибок первой и второй групп следует назвать слабую теоретическую подготовку методистов и дрессировщиков, неумение учитывать границы психологической деятельности собаки, в результате чего действия дрессировщика остаются для нее непонятными. К группе ошибок технического характера относятся: неумелый расчет времени и плохая организация занятий по практике дрессировки; непродуманное и однообразное распределение приемов дрессировки на уроке, вызывающих скуку и вялость собаки; неправильное техническое построение приемов дрессировки и их исполнение.

Опыт практической работы свидетельствует о том, что дрессировщик на собаку может воздействовать биополем, запаховой информацией, жестом, мимикой, словом, лакомством, механическими и другими раздражителями. Собака, как правило, очень быстро понимает, что от нее хотят, однако заставить животное понимать — это далеко не все. Главная трудность заключается в том, чтобы собака всегда исполняла то, что требуется.

Рассматривая закономерности общей эволюции в природе, морфологическое и физиологическое развитие организма собаки, а также созревание и проявление ее поведенческих функций, можно сделать вывод, что собака — уникальное животное, с хорошо развитыми сенсорными системами, консолидированной психикой, способностью быстро нарабатывать и удерживать социально-биологические связи.

Научно-теоретическое обоснование методики дрессировки собак

Другое важнейшее направление работы — это научно-теоретическое обоснование методики дрессировки собак с учетом новейших достижений в этологии, изучении нервной деятельности животных и человека, генетики поведения и др. Сегодня приходится с сожалением констатировать, что некогда одна из наиболее сильных школ в теории дрессировки, созданная на основе теории отражения и учения академика Павлова И. П. о типах ВНД, утрачивает свои позиции и не обогащается новым содержанием, последними достижениями биологической науки. Для понимания сказанного необходимо обратиться к истории развития павловской нейрофизиологии. Сформулировав рефлекторную теорию и создав объективный метод исследования высшей нервной деятельности, И. П. Павлов не мог предположить, что отдельные положения его учения о рефлексах будут механически использованы в работе с биологическими системами.

Опыт изучения биологии взаимоотношения дрессировщика и собаки показывает, что в большинстве случаев применяется чисто механический подход в методике научения животного выполнению заданной программы действий.

Вместе с тем, современная эволюционная теория определяет, что животное в процессе индивидуального развития активно использует унаследованный генетический потенциал и на этой основе стремится приобрести такие свойства, которые гарантируют лучшую приспособляемость организма к постоянно изменяющимся условиям среды. Таким механизмом в организме собаки может быть признано поисковое поведение. Именно оно становится средством индивидуального приспособления.

Поисковое поведение строится на врожденной основе, но в онтогенезе оно обогащается приобретенными реакциями. Пусковым механизмом для проявления поискового поведения животного могут быть голод, экологический дискомфорт, родительский и половой инстинкты, инстинкты свободы, самосохранения и защиты, социально-биологические инстинкты и связи.

Читайте также:  Почему собака мало пьет воду

Например, для того, чтобы получить пищу, животное должно через пусковой механизм разбалансированности процессов ассимиляции и диссимиляции включить поисково-пищевую ориентацию в окружающей среде на достижение конечной цели.

Физиологические и поведенческие механизмы, с помощью которых животные сохраняют постоянство своей внутренней среды, выступают как единство и борьба противоположностей, генетически унаследованных инстинктов и индивидуально приобретенных реакций поведения с учетом типов ВНД и условий окружающей среды.

Рассматривая биологический комплекс «дрессировщик — собака», мы должны исходить из того, что это две самостоятельные биологические системы. Их взаимодействие и взаимосвязь обусловлены не только внутренним состоянием каждой системы, но и социально-биологическими отношениями в условиях конкретной среды обитания.

Многолетний опыт изучения поведения собак и других видов животных показывает, что любой биологический объект, взаимодействуя с окружающей средой, может быть готовым или не готовым к восприятию потока раздражителей, идущих на него извне.

Физиологически здоровый организм практически всегда готов к восприятию и адекватной переработке посредством ВНД большей части биологически значимых для него раздражителей, но в них он может испытывать потребность или не испытывать ее. Последнее зависит от физиологического состояния организма, его генетического потенциала, приобретенного интеллекта, течения обменных процессов и др.

В ряде случаев организм животного может оказаться не готовым к восприятию раздражителей среды. Причинами могут быть: сон, гипноз, состояние наркоза, переутомление, болезнь и другие.
В своем эволюционном развитии биологические системы наделены способностью пропускать через себя раздражители внешней среды и давать на них адекватные ответы на основе генетически обусловленной памяти или научения в постэмбриональном периоде жизни. Отсюда следует вывод, что типы поведения и его основа — поведение поисковое — представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий.

Врожденный и приобретенный компоненты поведения находятся в неразрывном единстве, но удельный вес каждого из них определен уровнем филогенеза: чем более развита нервная система, тем больше может быть вес приобретенных реакций в соотношении с действующими условиями внешней среды.

Генетическая программа безусловной деятельности, которая в эмбриональном периоде определяет точные сроки закладок и определяющая созревание нервных и мышечных комплексов, функциональных каналов входа и переработки информации, ответов на безусловные раздражители, абсолютно жесткая и не допускает никаких ошибок. Если в силу особых условий произойдет слом генетической программы, могут быть два исхода: индивид погибает или немедленно появляется его изменчивость в наиболее несбалансированных комплексах системы.

Обучение служебной собаки не может превышать генетические возможности животного

Из сказанного выше следует, что программа научения животных, и в частности собак служебных пород, лежит в пределах генетически допустимых параметров (нагрузок) на функциональные каналы восприятия раздражителей, а также разрешающих возможностей ВНД.

Поисково-приспособительное поведение собаки в значительной степени зависит от того, в какой мере животное использует свой жизненный опыт, чтобы принимать правильные решения и избегать ошибочных. Этот опыт и научение извлекаются из памяти. Понятие памяти включает в себя хранение и считывание генетически обусловленных программ поведения, а также процессов фиксации, хранения и считывания информации, полученной организмом на протяжении его жизни.

Исследование характеристик памяти на примере зрительно-обонятельного рефлекса у собак показывает, что потомки наследуют свойства долговременной, а не кратковременной памяти родителей, и что генетические программы пищевого поведения формируются в связи с условиями их содержания и кормления.

Для высших животных, в том числе собак, поведенческий акт не является случайным порождением физиологических процессов, а программируется как цель, ради которой происходит сложнейшая интеграция анализа и синтеза ВНД. Формированию цели и принятию адекватного, наиболее правильного решения на новом уровне способствует память, удерживающая эффективность прошлого положительного или отрицательного результата.

Современная теория отражения применительно к живым системам позволяет проследить эволюцию форм сигнальной деятельности у высших животных и человека. В понимании теории отражения как физиологического процесса важное место отводится концепции развития и формирования функциональных систем в онтогенезе.

В отличие от классических представлений о созревании органа или организма целесообразно делать акцент на дозревание функции.

Опыт работы, накопленный при разведении собак служебных пород, показывает, что системогенез реализует в процессе эмбрионального развития опережающее отражение действительности, взятой из филогенеза вида.

Например, новорожденные щенки немецкой овчарки наделены механизмом поиска соска матери и функцией сосания уже после рождения. Возможность наследования признаков, приобретенных в онтогенезе, исключается. Однако самым важным является тот непосредственный факт, что скорость выработки и степень проявления того или иного полезного признака у индивида в онтогенезе может быть хорошим ориентиром для селекционной работы. Последнее включает глубокий анализ как эмбрионального, так и постэмбрионального развития организма. Объективный учет условий среды, режима содержания и эксплуатации материнского организма, а также условий выращивания, воспитания, дрессировки и физических нагрузок на организм щенка позволяет увязать проявление функций с внешними формами и признаками.

Закономерности типа ВНД и реакции поведения у собаки

Рассматривая закономерности общей эволюции в природе, морфологическое развитие организма собаки в онтогенезе, а также ее поведенческих функций, можно выделить ряд закономерностей в проявлении типов ВНД и преобладающих реакций поведения:

1) генетический потенциал кобеля и суки может быть реализован только при слиянии половых клеток и последующим развитием эмбрионов;

2) в эмбриональном периоде развития щенка генетическая программа определяет точные сроки закладок и опережающего созревания функциональных каналов восприятия раздражителей внутренней и внешней среды организма, а также формирование адекватных ответов посредством ВНД;

3) врожденный и приобретенный компоненты поведения собаки находятся в непрерывном единстве, но удельный вес каждого из них определен уровнем филогенеза: чем более развита нервно-гуморальная система, тем больше удельный вес приобретенных реакций в процессе индивидуального научения;

4) сумма приобретенных организмом в онтогенезе возможностей и свойств не может превысить параметров характеристик возможностей, унаследованных от родителей с учетом законов генетики;

5) условно-рефлекторное поведение собаки и его биологический смысл заключается в том, что оно является индивидуально-приспособительным механизмом организма в постоянно меняющихся условиях внешней среды, а потому маловероятна его наследственная передача.

Анализ физиологических механизмов работы высшей нервной деятельности у собак, а также изложенные по ним выводы позволяют в последующем перейти к описательному обоснованию порядка реализации генетических программ в процессе научения животных.

из учебника «Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ»
В. Г. Сикерин, В. И. Погорелов, Н. Е. Шалабот, В. М. Севодняев, С. В. Колчин, А. С. Семенов, В. В. Гурдин, В. М. Касимов, Н. В. Костицина, А. Н. Шарипов, А. Ю. Камалов, М. Л. Дычек, С. В. Бочкарев

Новость отредактировал: maugli — 18-04-2019, 01:00

Источник

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

1. Две основные группы приемов

Программы обучения служебных собак всех видов использования охватывают две основные группы приемов.

1. Первая представляет собою воспитательно-дисциплинарный цикл, так называемое «общее послушание», в котором собран весь комплекс перечисленных нише приемов общевоспитательного и дисциплинарного характера:

1) приучение к кличке, 2) приучение к ободряющим и поощряющим интонациям, 3) подход, 4) апортировка, 5) прыжки, б) лестница, 7) подача голоса, 8) ускорение темпа действий, 9) общее развитие активности, подвижности и злости (при надобности), 10) свободное состояние собаки, 11) не боязнь выстрелов, 12) приучение к поводку и ошейнику, 13) приучение к угрожающим интонациям, 14) запрещение, 15) хождение рядом, 16) посадка, 17) укладка, 18) воспитание общей выдержки, 19) апортировка, (редкие случаи приучения к апортировке путем принуждения), 20) замедление темпа действий, 21) общее воспитание безотказности в выполнении приемов (принуждение).

2. Вторая группа приемов охватывает цикл специальных, сложных приемов, которые будут рассмотрены далее при обучении различным видам работ.

Читайте также

ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак — это закрепление и совершенствование навыков, полученных на занятиях по дрессировке.Если собаку не будут тренировать, будут редко использовать в работе, недостаточно закреплять условные раздражители

Общие правила для воспитания и обучения полицейских собак

Общие правила для воспитания и обучения полицейских собак «Даже самый брезгливый человек будет благосклонен к хорошо воспитанной собаке». Гете 1. Прежде чем заняться обучением собаки, необходимо в самом себе развить самообладание, дабы в минуту нетерпения или

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Основы техники обучения военных собак

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Основы техники обучения военных собак Общие сведения Приступать к изучению техники дрессировки можно только тогда, когда общий курс теории дрессировки будет достаточно усвоен, а главное осознан в целом.Техника дрессировки представляет собой анализ

О породах служебных собак

О породах служебных собак Немецкая овчарка Немецкая овчарка — пожалуй, самая известная и популярная порода в мире. Эти собаки работают и в суровых условиях севера, и в жарких пустынях Африки. Это исключительно верная и привязанная к хозяину собака, является бесспорным

Содержание служебных собак

Содержание служебных собак Размещение служебных собак может быть групповое или индивидуальное. При групповом размещении собак содержат в специальных вольерах, которые представляют собой нечто вроде навесов, крыша которых делается покатой назад. Задняя часть и боковые

Порядок транспортировки служебных собак

Порядок транспортировки служебных собак Собак можно перевозить на различных видах транспорта: по железной дороге, водным путем, на автомобилях и в самолетах.Каким бы видом транспорта ни перевозили собак, они должны быть предварительно осмотрены ветеринарным

Глава IX. ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Глава IX. ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Говоря о дрессировке служебных собак, нельзя не сказать о большой роли, которую играет их регулярная и целенаправленная тренировка.Тренировка неразрывно связана с дрессировкой, дополняет ее и обеспечивает четкие действия собаки даже

8 ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

8 ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Тренировка служебных собак представляет собой продолжение курса дрессировки с целью закрепления и совершенствования навыков, выработанных в процессе дрессировки. При отсутствии тренировки, а также при редком использовании собаки в

Глава I Использование служебных собак

Глава I Использование служебных собак С давних пор люди научились приручать собаку и использовать ее для различных целей. На протяжении многих веков человек успешно развивал в нужном направлении природные особенности собаки — привязанность к хозяину, остроту слуха и

Глава III Породы служебных собак

Глава III Породы служебных собак Основными породами служебных собак являются: восточноевропейская овчарка, кавказская овчарка, среднеазиатская овчарка, южнорусская овчарка, северо-восточная ездовая собака.Прежде всего определим, что такое порода.Породой называется

Глава IV Методы разведения служебных собак

Глава IV Методы разведения служебных собак Для разведения собак пользуются принятыми в зоотехнии двумя методами.Первый метод — чистое (чистопородное или внутрипородное) разведение, при котором спариваются собаки одной породы.Этот метод служит для сохранения и

Глава VI Плановое разведение служебных собак в ДОСААФ

Глава VI Плановое разведение служебных собак в ДОСААФ Для поднятия общей породности, улучшения и совершенствования экстерьерных и рабочих качеств служебных собак в организациях ДОСААФ осуществляется плановое разведение состоящих на учете животных.Отправным

Глава XI Основы дрессировки служебных собак

Глава XI Основы дрессировки служебных собак Использовать собаку для служебных целей (караульной, розыскной и других служб) можно лишь после дрессировки.Чтобы успешно и правильно дрессировать собаку, нужно знать основные принципы и правила дрессировки.Долгое время не

Источник