Разговор по душам о собаках. Мифические собаки.
Собака с давних времен находится рядом с человеком, и именно поэтому, о собаке сложено много мифов и легенд. Взаимодействию природы и животных с древних времен, человеком всегда, уделялось особое внимание. У людей были свои тотемные животные, наделенные различными способностями, и среди них было много волков — собак, которые символизировали такие качества, как верность, мужество, храбрость, бесстрашие. Люди всегда верили в то, что собаки могли предчувствовать беду, природные катаклизмы, связь собак с умершими людьми и потусторонним миром. «Нечистой» собаку стали считать только за то, что по старинным поверьям в собак перевоплощались колдуны и ведьмы. Зороастрийцы считали, что собаку сотворил Бог мудрости — Ахура Мазда для борьбы со злыми духами.
В мифах собака сопровождает либо человека, либо Богов.
Анубис в Древнем Египте Бог Инпу (Анубис по-гречески).
Анубис — человек с головой собаки, в мифологии он провожает людей в Царство мертвых, являясь проводником душ в зал судилища, для взвешивания сердца, которое является символом души.
Когда умерший человек оказывался у ворот Царства мертвых, он поклоном приветствовал Бога Царства мертвых — Анубиса. О, величайший среди богов загробного мира! Я пришел к тебе, господин мой! – говорил умерший. Бог Царства мертвых ведет египтянина в зал суда, где будет взвешиваться его сердце. Они идут по огромному залу, где колонны обвиты живыми змеями, подходят к чертогу истины, так называется зал суда, где будет взвешиваться сердце умершего, здесь будет определено, как человек прожил свою жизнь. В зале стоят весы, на одну чашу весов кладется сердце, на другую чашу весов кладется фигурка богини справедливости, которая по весу равна весу перышка. Если душа умершего не была отягощена злыми делами, то перышко ее не перевесит. Земная жизнь считается праведной и оглашается приговор. » Душа непорочная и сердце его доброе и чистое». Тело отдается Анубису. Это означало, что умерший достоин воскрешения и душа его отправится в Райские сады, а тело будет забальзамировано. Считалось, что именно Анубис изобрел способ мумификации и был непревзойденным мастером, поэтому жрец при работе с телом одевает маску собаки.
В городе Каса собак считали священными животными и почитали их. Этот город греки назвали киноплем, что означало «город собак», и именно поэтому это был священный город, город поклонения Анубису. Убийство священной собаки из этого города, могло спровоцировать войну.
Когда семью египтян постигало несчастье в виде смерти собаки, то семья погружалась в траур, а умершую собаку подвергали бальзамированию и хоронили на специальном кладбище.
В долине Гиза рядом с от пирамидой Хеопса археологами была найдена табличка с выбитой на ней надписью «Абутью, охранник владыки».
Это огромный злобный пес с тремя головами, драконьим- змеиным хвостом, который стоял на страже входа в загробное царство Аида, Гекаты, Персефоны в греческой мифологии. Чтобы душа умершего смогла войти в ворота Царства мертвых, она должна была принести дары для Цербера, мед и ячменное печенье. Он охранял царство мертвых от живых людей, которые приходили, чтобы спасти души своих возлюбленных. Трава, на которую попадала слюна Цербера становилась ядовитой и ее использовали маги в своих ритуалах.
Упоминается Цербер не только в мифах Греции и Средиземноморья, но и на Тибете нашли тканевое панно с его изображением.
Гекату — Богиню Луны, приведений и сумрака, всегда сопровождала свора собак.
Двухголовый пес, брат Цербера — Орф
Об этом псе мы можем прочитать в мифах о подвигах Геракла. Хозяином Орфа был трехголовый великан с шестью ногами и руками. Орф, двухголовый пес со змеей вместо хвоста. Этот пес, был не только охранником острова, где паслись коровы Гериона, но и помогал пастуху великану Эвритону пасти коров.
Гадес всемогущий Бог Царства мертвых. Его собаки, это олицетворение опасности сумеречного времени, когда темные, враждебные силы набирают мощь.
Гермеса, как посланника Бога и охотника Ориона в мифах всегда сопровождает пес Сириус.
Артемиду — охотницу и покровительницу леса и диких животных, ее тоже сопровождает собака.
В древнем Риме собака была божественным хранителем владений и жилищ, их изображали на фресках возле очага.
Скандинавского Бога Одина сопровождали два северных волка, они были не только охранниками, но и советчиками. Клички их, Гари и Фреки. Когда Бог Один отправляется в поход за душами людей, волки бежали впереди и разведывали дорогу. Эти волки олицетворяют символ верности, мудрости и крепкую связь между братьями.
Фригг, жена Одина, была богиней Мира и Космического порядка, её колесница была запряжёна собаками.
В скандинавских мифах вход в Царство мертвых защищает четырехглазый пес -Гарм.
Такой четырехглазый пес есть не только в скандинавской мифологии, но в древнеиндийской мифологии, он тоже охраняет вход в Царство мертвых.
Фенрир был настолько огромен, что перешагивал озера и горы.
В мифологии скандинавов волк Хати, каждую ночь пытается проглотить луну, когда он приближается близко к луне наступает лунное затмение.
В кельтской мифологии собаки сопровождали не только Богов войны и охоты, но и Бог -целитель Ноденс, тоже появлялся в сопровождении пса. Его пес был известен тем, что как только он омывался в ручье, вода в ручье превращалась в вино и молоко.
Древняя славянская мифология тоже имеет своего крылатого пса, в которого мог превращаться Бог Солнца Семарг, который символизировал летнее солнцестояние, он же является и Богом Войны.
Симуран это воплощение Бога Древней Руси. В одних мифах он собака, в других, он волк. Они чтут семейные ценности, своих предков, всегда отстаивают правду. Они всегда приходят на помощь, когда его просят о помощи. Он приносит людям добро и хороший урожай.
В славянской культуре существует красивая легенда о том, как этот пес получил крылья от Бога для защиты людей.
Боги хотели покарать людей, но обычный дворовый пес, с невероятной силой запрыгнул на небо, чтобы заступиться за людей. Боги не стали наказывать его за дерзость, а наоборот подарили ему крылья, чтобы он и впредь должным образом мог выполнять эту функцию.
Собаки сопровождают богов и в древней Индии.
Китайского Бога- медицины Вэй-Шан-Цзюнь сопровождала маленькая собачка по кличке Черный Дракон.
В буддизме почитают Священного льва, а так как там нет львов то были выведены такие породы собак, как пекинес, лхаса апсо, ши-тцу, чау-чау, напоминающие своей внешностью миниатюрных львов. Изображений этих собак много в храмах, изображения Священного льва устанавливают перед входом в храмы.
В мифологии Майя, в образе собаки несущей факел, олицетворяется гроза.
Если посмотреть на небо, то мы непременно увидим несколько крупных созвездий звездных псов, которые несутся по небосклону.
Созвездие Волопас, представляет собой старца. В одной руке он держит посох, а в другой руке у него поводок. На поводке он держит пару быстроногих собак, известных как Гончие Псы.
Еще одно созвездие звездных псов сопровождает мифического охотника Ориона.
На ночном небосклоне виден Большой Пёс. Расположение звезд в этом созвездии напоминает фигуру собаку.
В переводе с латыни собака переводится как » канис», а маленькая собака переводится, как каникула. Жаркий период года, начинается, тогда, когда на небосводе появляется собачья звезда Сириус, отсюда и пошло название летнего периода года, как каникулы. В последствии так и пошло, период отдыха стали называть каникулами независимо от времени года.
Пес Лелап (ураган), он был настолько стремителен, что от него не могло убежать ни одно животное. В последствии Зевс поместил его изображение на небо в созвездие гончих псов.
Еще одну собаку Зевс поместил на небо за ее преданность и верность хозяину. Майра была собакой Эригоны, любившей Бога вина Диониса. Отец Эригоны предложил пастухам испить виноградного вина, выпив вина и опьянев, пастухи подумали, что старик решил их убить и поэтому отравил их. От злости они убили старика и закопали. Но собака нашла где его захоронили. Эригона от горя повесилась, а собака утопилась в ручье, бросившись в воду. За верность и преданность Зевс поместил её на звездное небо.
В ирландии, существует поверье, что если слишком рано начать оплакивать умершего, то гончие псы могут унести его душу раньше чем он простится со всеми.
В древности существовали поверья, что души умерших могли быть переселены в тело собаки, поэтому к собакам относились с добром и любовью.
Вой собаки по ночам, очень часто вызывал суеверный страх, это считалось предзнаменованием чего — то очень плохого, или смерти человека.
Существовали мифы, что некий черный пес, мог предсказать смерть в том доме, вокруг которого он обежит трижды, и ляжет у его ворот.
Древние цивилизации продолжали развиваться, эпоха древности подходила к концу, но место собаки продолжало оставаться рядом с человеком и переходило из мифов в легенды. Неся людям верность, любовь и бдительность, собака, была его верным спутником.
Источник
Мифические существа собака с
Адская гончая — мифическое сверхъестественное существо в виде собаки. Чаще всего адская гончая описывается как огромная чёрная иногда с коричневыми пятнами собака со светящимися красными или жёлтыми глазами, очень сильная и быстрая, имеющая призрачную или фантомную суть и неприятный запах, а иногда даже способность говорить. Им часто поручено охранять вход в мир мертвых или выполнение других обязанностей, связанных с загробным или сверхъестественным миром, такие, как охота на заблудившиеся души и охрана сверхъестественных вещей.
Андский волк или волк Гагенбека — гипотетический волковидный представитель семейства псовых, предположительно из Анд, существование которого не доказано.
Аралезы — в армянской мифологии духи, являвшиеся в виде крылатых существ, которые спускались с неба, чтобы воскресить павших в сражениях, зализывая их раны.
Внешне Аралезы больше всего были похожи на аборигенных собак Армянского нагорья — армянских волкодавов — гампров, которые, возможно, и стали прообразом Аралезов.
Одно из первых описаний аралезов и их функций сделал армянский историк конца IV—V веков Фавстос Бузанд.
Также, согласно одной из легенд, записанной историком V века Мовсесом Хоренаци, аралезы воскресили Ара Прекрасного, который был смертельно ранен в кровопролитном сражении с армией ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды). Отсюда и один из способов трактовки слова «аралез». Из имени «Ара» и слова «лизэл» — лизать. Получается — «Лижущие Ара».
Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из корней «иар» — «беспрестанно» и «лез-ум» — лизать.
Баргест (англ. Barghest, Bargtjest, Bo-guest или Bargest) — мифическое существо из английского фольклора. Может выглядеть по-разному, но чаще всего принимает вид чёрного пса с горящими глазами, огромными когтями и клыками. Считается злым духом, приносящим несчастье и горе. Говорят, что по ночам он охраняет могилы своих хозяев от вандалов и прочих недобрых людей. Является разновидностью боги или буки (нечто вроде злобного гоблина).
Баргест появляется только по ночам. Согласно поверью, встреча с баргестом приносит несчастья. Считается, что баргесты — призраки, материализовавшиеся в призрачных псов и преследующие живых людей. По некоторым поверьям эти чудовища являются предзнаменованием Дикой Охоты. Другие же легенды гласят, что баргесты — воплощение божественной кары и олицетворенного возмездия. И только в одном все рассказы сходятся: баргесты всегда безжалостны по отношению к живым существам.
Происхождение и написание слова баргест спорно. Ghost на севере Англии иногда произносят как guest, и имя духа выглядит как burh-ghest, т.е. город-призрак. Считается также, что слово происходит от немецкого Berg-geist (горный дух) или Bär-geist (медведь-дух), намекая на его появление в виде медведя. Есть версия и о том, что слово происходит от Bier-Geist, т.е. могильный дух.
Вилктаки — в литовской мифологии волки-оборотни (ликантропы), схожие со славянскими волколаками и немецкими вервольфами.
Известны под двумя группами названий. Первая распространена в северо-западной Литве — Жемайтии и западной Аукштайтии, и состоит из элементов vilk — «волк» и tak/tek — «бегущий», то есть «бегущий волком (в обличье волка)»: vilktakis/-уs, vilktakas, vilkotakis, vilkatas, viltakas. Вторая группа распространена в восточной Литве и соответствует славянскому «волколак», то есть «с волчьей шерстью»: vilkolakis, vilkolakas, vilkalakis, vilkalokas, vilkalotas, vilkalatas.
Вилктаками либо рождаются, либо становятся — после того, как колдун наведёт порчу, также вилктаком можно стать добровольно, перекувырнувшись через ивовый пень. Зачарованный колдуном мог вернуть человеческий облик, если простоит неподвижно на коленях сто лет.
Вилктак внешне выглядит как волк, но зубы у него человеческие, а на груди белое пятно (след от шейного платка). Рана, нанесённая вилктаку в волчьем облике, остаётся и когда он превращается в человека. После убийства вилктака обнаруживают, что это был человек в волчьей шкуре (иногда с янтарём, чётками, обручальным кольцом).
Некоторые из вилктаков становятся оборотнями лишь на время, утрачивая при этом дар речи, сохраняя при этом человеческий разум.
Волколак, волкодлак, волкулак, белор. ваўкалак, польск. wilkołak, укр. вовкулака и т. п.) — в славянской мифологии человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка. Волколака чаще описывали как обычного волка, иногда указывались странности во внешнем виде и поведении, указывающие на его человеческое происхождение. Волколак сохраняет разум, но не может говорить.
Согласно народным представлениям, превращение в волков — наиболее распространённый тип оборотничества у славян. Он известен с древности и в той или иной степени присутствует у всех славянских народов, лучше всего представлен у белорусов, поляков и украинцев. В русских поверьях персонаж чаще называли о́боротнем, образ имеет явное сходство с волколаком. Южнославянские представления смешивают волколаков с упырями (вампирами).
Считалось, что колдуны для обращения в волков прочитывали заклинание и перепрыгивали, перешагивали, перекувыркивались или пролезали через наделяемый магической силой объект, накидывали его или перекидывали через себя и т. п. Для обратного превращения колдуну обычно требовалось совершить те же действия в обратном порядке. По своему желанию колдуны превращались в волколаков, чтобы причинить вред людям.
Встречались поверья о людях, склонность к периодическому оборотничеству у которых была с рождения в результате поведения их родителей или появилась в наказание за их собственные грехи. Отличительной чертой таких волколаков в человеческом облике считались различные зооморфные признаки, например волосы, напоминающие волчью шерсть. Превращение чаще происходило по ночам или в определённое время года. Часто считалось, что такие волколаки не контролируют своё поведение в волчьем облике и нападают на скот и людей, даже на близких. Иногда волколакам приписывался каннибализм. Сохранились древние поверья, связывающие с волколаками затмения небесных светил.
Согласно народным поверьям, колдун или ведьма могли превратить человека в волка, обычно из мести, накинув на него заговорённую волчью шкуру, обвязав поясом, зачаровав дверь, через которую должна пройти жертва, и другое. Особой популярностью пользовался сюжет о превращении в волков целой свадьбы. Срок превращения исчислялся от нескольких дней до нескольких лет. Невольные волколаки страдают от страха и отчаяния, скучают по человеческой жизни и не смешиваются с волками. Часто считалось, что они не едят падали и сырого мяса, перебиваясь подножным кормом и украденной у людей едой. Упоминается немало способов, при помощи которых якобы можно помочь вернуть им изначальный вид.
Представления о волколаках переняли значительную часть символики волка в славянской традиционной культуре. В качестве истоков мифа обычно указывают древние тотемические верования и обряды юношеской инициации. На образ волколака могли повлиять наблюдения за людьми с различными физическими и психическими отклонениями или за старыми и больными волками. Образ получил отражение в славянской художественной литературе.
Вырколак (рум. vârcolac) — мифологический персонаж румынской мифологии, демон, связанный с затмениями светил, иногда волк-оборотень или вампир (главным образом в Трансильвании).
Слово является достаточно древним заимствованием из раннеболг. върколак — «волк-оборотень, вампир, существо вызывающее затмения».
Считалось, что вырколаки происходят от душ злых людей, проклятых Богом; а также от душ некоторых других покойников. Имеют они вид собак или щенков, охотничьих псов, волков, часто змея. Их взгляд обладает сверхъестественной силой.
Вырколаки в румынской мифологии связаны с луной и солнцем. По некоторым поверьям считалось, что они живут на луне, на небе. Когда идёт дождь, они приходят пить в виде радуги. Лунные и солнечные затмения вызваны тем, что вырколаки поедают светила, откусывая, отрывая или отщипывая от них кусочки. Луна и солнце при этом наливаются кровью, из них льётся на землю красная вода. Причём, в этом действии вырколакам покровительствует святой Пётр. Однако светила всегда восстанавливаются, либо так как вырколаки едят медленно, либо из крошек, упавших из их рта. По другому объяснению, они вызывают затмения, просто усаживаясь на диск солнца или луны. Чтобы прогнать вырколаков, люди должны были поднимать громкий шум: звонить в колокола, стрелять из ружей и пистолетов, громыхать вёдрами, подносами, медными или чугунными сосудами, треножниками и другой металлической посудой, бить в барабаны, щёлкать кнутом. Считалось, что особо вырколаки боятся людей, родившихся в субботу.
Гарм (др.-сканд. Garmr) — в германо-скандинавской мифологии огромный четырёхглазый пёс, охранявший Хельхейм, мир мёртвых, хтоническое чудовище.
Считается, что Гарм зачат великаншей Ангрбодой от бога Локи. Гарм привязан к скале в подземной пещере, названной Гнипа (Gnipahellir). Считается, что вся пещера покрыта кровью. Гарм — крупнейший из псов. Вой Гарма будет одним из признаков начала Рагнарёка. Во время Рагнарёка Гарм вырвется на свободу и в этой битве он загрызёт бога Тюра, но и сам погибнет.
В некоторых интерпретациях мифов образ Гарма смешивается с образом Фенрира.
В античной мифологии существует аналог Гарма — страж подземного царства мёртвых пёс Цербер (Кербер), чьё имя, возможно, родственно имени «Гарм»
Источник
Самые страшные собаки в мифах и легендах
Дорогой читатель, знаешь ли ты, что волки и собаки — одни из самых популярных персонажей мифов и легенд в культуре разных народов. И представлены они могут быть как положительными героями, так и отрицательными.
Например, в армянской мифологии известны аралезы — крылатые собаки, которые воскрешают павших воинов, зализывая им раны. В этой же культуре, кроме преданий о аралезах, известны также и истории о мердагайлах.
Мердагайлы — это женщины-оборотни, принимающие человеческий облик в дневное время. Ночью же они превращаются в волков, поедающих сначала своих детей, затем детей родственников. После этого они начинают питаться малышами незнакомцев.
Существуют еще более странные представители четвероногих в эпосе. Например, в американском фольклоре Миннесоты и Висконсина есть легенда о топороголовой собаке, питающейся рукоятками топоров.
Из древнегреческой мифологии нам известны два брата-пса: Цербер и Орф . Первый имел три головы и охранял вход в царство Аида. А у Орфа на одну голову меньше и охранял он коров Гериона до тех пор, пока не был убит Гераклом. Стоит отметить, количество голов может отличаться в зависимости от мифографа к мифографу.
В скандинавской мифологии обитают Фенрир (интерпретацию образа которого, можно увидеть в фильме «Тор: Рагнарёк») и два других варга — Сколль и Хати .
Волк Фенрир — порождение союза Локи и Ангрбоды. Он вырос настолько мощным и огромным, что его пришлось сковать волшебной цепью.
Отважился пленить Фенрира только бог воинской храбрости Тюр. Чтобы это сделать он пожертвовал своей рукой, вложив ее в пасть волка.
Фенрир лишил бога конечности и был закован. Согласно скандинавскому приданию, во время Рагнарёка волк разорвёт оковы и убьёт Одина.
Варги Сколль и Хати , согласно некоторым источникам, сыновья Фенрира. Эти огромные волки охотятся за солнцем и луной. Когда они приближаются к своим жертвам слишком близко, происходят солнечные или лунные затмения. Согласно преданию, в день Рагнарёка они наконец смогут догнать и съесть Соль и Мани (Солнце и Луну).
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Афоризмы (188)
- История вещей (61)
- (0)
- Весна и лето (40)
- Гороскопы и гадание (89)
- Достопримечательности (282)
- Необычные памятники, дома (120)
- Еда, фрукты (127)
- Здоровье и красота (217)
- Диеты (27)
- Лекарства и витамины (21)
- Зима (82)
- Знаменитые люди (377)
- Игры и головоломки (99)
- Интересное (528)
- Интересные сайты (133)
- Камни (38)
- Интернет и компьютер (202)
- Искусство (678)
- Современное искусство (94)
- Архитектура (76)
- Екатерина Рождественская (8)
- Живопись (188)
- Прикладное искусство (54)
- История (379)
- История России и СССР (83)
- Календарь (44)
- Картинки (158)
- Кино (210)
- Коллекция ссылок (114)
- Кошки (123)
- Красота и мода (114)
- Креатив (57)
- Кулинария (300)
- Выпечка и сладкое (56)
- Мясо и рыба (45)
- Салаты, закуски (55)
- Украшение блюд (20)
- Легенды о цветах (33)
- ЛиРу (187)
- Оформление дневника (55)
- Литература (335)
- Библиотеки и списки (46)
- Литературные герои (40)
- Слова (92)
- Мифы и легенды (166)
- Символы года (70)
- Музыка, песни (148)
- Наука, техника, космос (182)
- Научные опыты и знания (13)
- Необычное (60)
- Новый год (228)
- НГ рецепты (18)
- Новый год в мире (5)
- Новогодние традиции (22)
- Осень (56)
- Петербург (333)
- Мой Петербург (114)
- Полезное (202)
- Флайледи и дом (27)
- Праздники (152)
- Природа (256)
- Сады и парки (83)
- Притчи (43)
- Психология (152)
- Разное (83)
- Рамки и фоны (49)
- Справочники (77)
- Стихи (381)
- Классика (43)
- Советская поэзия (22)
- Стихи детям (14)
- Стихи женщинам (41)
- Страны и города (329)
- Замки и дворцы (36)
- Тесты (214)
- Рейтинги и Топы (169)
- Чудеса света (24)
- Удивительное (30)
- Факты (79)
- Фотоподборки (169)
- Фотопрогулки (100)
- Цвет (42)
- Цветы (194)
- Юмор (298)
- Явления природы (30)