Меню

Мифические существа собака с

Разговор по душам о собаках. Мифические собаки.

Собака с давних времен находится рядом с человеком, и именно поэтому, о собаке сложено много мифов и легенд. Взаимодействию природы и животных с древних времен, человеком всегда, уделялось особое внимание. У людей были свои тотемные животные, наделенные различными способностями, и среди них было много волков — собак, которые символизировали такие качества, как верность, мужество, храбрость, бесстрашие. Люди всегда верили в то, что собаки могли предчувствовать беду, природные катаклизмы, связь собак с умершими людьми и потусторонним миром. «Нечистой» собаку стали считать только за то, что по старинным поверьям в собак перевоплощались колдуны и ведьмы. Зороастрийцы считали, что собаку сотворил Бог мудрости — Ахура Мазда для борьбы со злыми духами.

В мифах собака сопровождает либо человека, либо Богов.

Анубис в Древнем Египте Бог Инпу (Анубис по-гречески).

Анубис — человек с головой собаки, в мифологии он провожает людей в Царство мертвых, являясь проводником душ в зал судилища, для взвешивания сердца, которое является символом души.

Когда умерший человек оказывался у ворот Царства мертвых, он поклоном приветствовал Бога Царства мертвых — Анубиса. О, величайший среди богов загробного мира! Я пришел к тебе, господин мой! – говорил умерший. Бог Царства мертвых ведет египтянина в зал суда, где будет взвешиваться его сердце. Они идут по огромному залу, где колонны обвиты живыми змеями, подходят к чертогу истины, так называется зал суда, где будет взвешиваться сердце умершего, здесь будет определено, как человек прожил свою жизнь. В зале стоят весы, на одну чашу весов кладется сердце, на другую чашу весов кладется фигурка богини справедливости, которая по весу равна весу перышка. Если душа умершего не была отягощена злыми делами, то перышко ее не перевесит. Земная жизнь считается праведной и оглашается приговор. » Душа непорочная и сердце его доброе и чистое». Тело отдается Анубису. Это означало, что умерший достоин воскрешения и душа его отправится в Райские сады, а тело будет забальзамировано. Считалось, что именно Анубис изобрел способ мумификации и был непревзойденным мастером, поэтому жрец при работе с телом одевает маску собаки.

В городе Каса собак считали священными животными и почитали их. Этот город греки назвали киноплем, что означало «город собак», и именно поэтому это был священный город, город поклонения Анубису. Убийство священной собаки из этого города, могло спровоцировать войну.

Когда семью египтян постигало несчастье в виде смерти собаки, то семья погружалась в траур, а умершую собаку подвергали бальзамированию и хоронили на специальном кладбище.
В долине Гиза рядом с от пирамидой Хеопса археологами была найдена табличка с выбитой на ней надписью «Абутью, охранник владыки».

Это огромный злобный пес с тремя головами, драконьим- змеиным хвостом, который стоял на страже входа в загробное царство Аида, Гекаты, Персефоны в греческой мифологии. Чтобы душа умершего смогла войти в ворота Царства мертвых, она должна была принести дары для Цербера, мед и ячменное печенье. Он охранял царство мертвых от живых людей, которые приходили, чтобы спасти души своих возлюбленных. Трава, на которую попадала слюна Цербера становилась ядовитой и ее использовали маги в своих ритуалах.

Упоминается Цербер не только в мифах Греции и Средиземноморья, но и на Тибете нашли тканевое панно с его изображением.

Гекату — Богиню Луны, приведений и сумрака, всегда сопровождала свора собак.

Двухголовый пес, брат Цербера — Орф

Об этом псе мы можем прочитать в мифах о подвигах Геракла. Хозяином Орфа был трехголовый великан с шестью ногами и руками. Орф, двухголовый пес со змеей вместо хвоста. Этот пес, был не только охранником острова, где паслись коровы Гериона, но и помогал пастуху великану Эвритону пасти коров.

Гадес всемогущий Бог Царства мертвых. Его собаки, это олицетворение опасности сумеречного времени, когда темные, враждебные силы набирают мощь.

Гермеса, как посланника Бога и охотника Ориона в мифах всегда сопровождает пес Сириус.

Артемиду — охотницу и покровительницу леса и диких животных, ее тоже сопровождает собака.

В древнем Риме собака была божественным хранителем владений и жилищ, их изображали на фресках возле очага.

Скандинавского Бога Одина сопровождали два северных волка, они были не только охранниками, но и советчиками. Клички их, Гари и Фреки. Когда Бог Один отправляется в поход за душами людей, волки бежали впереди и разведывали дорогу. Эти волки олицетворяют символ верности, мудрости и крепкую связь между братьями.

Фригг, жена Одина, была богиней Мира и Космического порядка, её колесница была запряжёна собаками.

В скандинавских мифах вход в Царство мертвых защищает четырехглазый пес -Гарм.

Такой четырехглазый пес есть не только в скандинавской мифологии, но в древнеиндийской мифологии, он тоже охраняет вход в Царство мертвых.

Фенрир был настолько огромен, что перешагивал озера и горы.

В мифологии скандинавов волк Хати, каждую ночь пытается проглотить луну, когда он приближается близко к луне наступает лунное затмение.

В кельтской мифологии собаки сопровождали не только Богов войны и охоты, но и Бог -целитель Ноденс, тоже появлялся в сопровождении пса. Его пес был известен тем, что как только он омывался в ручье, вода в ручье превращалась в вино и молоко.

Древняя славянская мифология тоже имеет своего крылатого пса, в которого мог превращаться Бог Солнца Семарг, который символизировал летнее солнцестояние, он же является и Богом Войны.

Симуран это воплощение Бога Древней Руси. В одних мифах он собака, в других, он волк. Они чтут семейные ценности, своих предков, всегда отстаивают правду. Они всегда приходят на помощь, когда его просят о помощи. Он приносит людям добро и хороший урожай.

В славянской культуре существует красивая легенда о том, как этот пес получил крылья от Бога для защиты людей.

Боги хотели покарать людей, но обычный дворовый пес, с невероятной силой запрыгнул на небо, чтобы заступиться за людей. Боги не стали наказывать его за дерзость, а наоборот подарили ему крылья, чтобы он и впредь должным образом мог выполнять эту функцию.

Собаки сопровождают богов и в древней Индии.

Китайского Бога- медицины Вэй-Шан-Цзюнь сопровождала маленькая собачка по кличке Черный Дракон.

В буддизме почитают Священного льва, а так как там нет львов то были выведены такие породы собак, как пекинес, лхаса апсо, ши-тцу, чау-чау, напоминающие своей внешностью миниатюрных львов. Изображений этих собак много в храмах, изображения Священного льва устанавливают перед входом в храмы.

В мифологии Майя, в образе собаки несущей факел, олицетворяется гроза.

Если посмотреть на небо, то мы непременно увидим несколько крупных созвездий звездных псов, которые несутся по небосклону.
Созвездие Волопас, представляет собой старца. В одной руке он держит посох, а в другой руке у него поводок. На поводке он держит пару быстроногих собак, известных как Гончие Псы.

Еще одно созвездие звездных псов сопровождает мифического охотника Ориона.

На ночном небосклоне виден Большой Пёс. Расположение звезд в этом созвездии напоминает фигуру собаку.

В переводе с латыни собака переводится как » канис», а маленькая собака переводится, как каникула. Жаркий период года, начинается, тогда, когда на небосводе появляется собачья звезда Сириус, отсюда и пошло название летнего периода года, как каникулы. В последствии так и пошло, период отдыха стали называть каникулами независимо от времени года.

Пес Лелап (ураган), он был настолько стремителен, что от него не могло убежать ни одно животное. В последствии Зевс поместил его изображение на небо в созвездие гончих псов.

Еще одну собаку Зевс поместил на небо за ее преданность и верность хозяину. Майра была собакой Эригоны, любившей Бога вина Диониса. Отец Эригоны предложил пастухам испить виноградного вина, выпив вина и опьянев, пастухи подумали, что старик решил их убить и поэтому отравил их. От злости они убили старика и закопали. Но собака нашла где его захоронили. Эригона от горя повесилась, а собака утопилась в ручье, бросившись в воду. За верность и преданность Зевс поместил её на звездное небо.

В ирландии, существует поверье, что если слишком рано начать оплакивать умершего, то гончие псы могут унести его душу раньше чем он простится со всеми.

В древности существовали поверья, что души умерших могли быть переселены в тело собаки, поэтому к собакам относились с добром и любовью.

Вой собаки по ночам, очень часто вызывал суеверный страх, это считалось предзнаменованием чего — то очень плохого, или смерти человека.

Существовали мифы, что некий черный пес, мог предсказать смерть в том доме, вокруг которого он обежит трижды, и ляжет у его ворот.

Древние цивилизации продолжали развиваться, эпоха древности подходила к концу, но место собаки продолжало оставаться рядом с человеком и переходило из мифов в легенды. Неся людям верность, любовь и бдительность, собака, была его верным спутником.

Источник

Мифические существа собака с

Адская гончая — мифическое сверхъестественное существо в виде собаки. Чаще всего адская гончая описывается как огромная чёрная иногда с коричневыми пятнами собака со светящимися красными или жёлтыми глазами, очень сильная и быстрая, имеющая призрачную или фантомную суть и неприятный запах, а иногда даже способность говорить. Им часто поручено охранять вход в мир мертвых или выполнение других обязанностей, связанных с загробным или сверхъестественным миром, такие, как охота на заблудившиеся души и охрана сверхъестественных вещей.

Андский волк или волк Гагенбека — гипотетический волковидный представитель семейства псовых, предположительно из Анд, существование которого не доказано.

Аралезы — в армянской мифологии духи, являвшиеся в виде крылатых существ, которые спускались с неба, чтобы воскресить павших в сражениях, зализывая их раны.
Внешне Аралезы больше всего были похожи на аборигенных собак Армянского нагорья — армянских волкодавов — гампров, которые, возможно, и стали прообразом Аралезов.
Одно из первых описаний аралезов и их функций сделал армянский историк конца IV—V веков Фавстос Бузанд.
Также, согласно одной из легенд, записанной историком V века Мовсесом Хоренаци, аралезы воскресили Ара Прекрасного, который был смертельно ранен в кровопролитном сражении с армией ассирийской царицы Шамирам (Семирамиды). Отсюда и один из способов трактовки слова «аралез». Из имени «Ара» и слова «лизэл» — лизать. Получается — «Лижущие Ара».
Этимология слова «аралез», как пишет Езник, вполне определяет роль этих духов. Оно состоит из корней «иар» — «беспрестанно» и «лез-ум» — лизать.

Баргест (англ. Barghest, Bargtjest, Bo-guest или Bargest) — мифическое существо из английского фольклора. Может выглядеть по-разному, но чаще всего принимает вид чёрного пса с горящими глазами, огромными когтями и клыками. Считается злым духом, приносящим несчастье и горе. Говорят, что по ночам он охраняет могилы своих хозяев от вандалов и прочих недобрых людей. Является разновидностью боги или буки (нечто вроде злобного гоблина).
Баргест появляется только по ночам. Согласно поверью, встреча с баргестом приносит несчастья. Считается, что баргесты — призраки, материализовавшиеся в призрачных псов и преследующие живых людей. По некоторым поверьям эти чудовища являются предзнаменованием Дикой Охоты. Другие же легенды гласят, что баргесты — воплощение божественной кары и олицетворенного возмездия. И только в одном все рассказы сходятся: баргесты всегда безжалостны по отношению к живым существам.
Происхождение и написание слова баргест спорно. Ghost на севере Англии иногда произносят как guest, и имя духа выглядит как burh-ghest, т.е. город-призрак. Считается также, что слово происходит от немецкого Berg-geist (горный дух) или Bär-geist (медведь-дух), намекая на его появление в виде медведя. Есть версия и о том, что слово происходит от Bier-Geist, т.е. могильный дух.

Читайте также:  Какие породы собак идеальны для квартиры

Вилктаки — в литовской мифологии волки-оборотни (ликантропы), схожие со славянскими волколаками и немецкими вервольфами.
Известны под двумя группами названий. Первая распространена в северо-западной Литве — Жемайтии и западной Аукштайтии, и состоит из элементов vilk — «волк» и tak/tek — «бегущий», то есть «бегущий волком (в обличье волка)»: vilktakis/-уs, vilktakas, vilkotakis, vilkatas, viltakas. Вторая группа распространена в восточной Литве и соответствует славянскому «волколак», то есть «с волчьей шерстью»: vilkolakis, vilkolakas, vilkalakis, vilkalokas, vilkalotas, vilkalatas.
Вилктаками либо рождаются, либо становятся — после того, как колдун наведёт порчу, также вилктаком можно стать добровольно, перекувырнувшись через ивовый пень. Зачарованный колдуном мог вернуть человеческий облик, если простоит неподвижно на коленях сто лет.
Вилктак внешне выглядит как волк, но зубы у него человеческие, а на груди белое пятно (след от шейного платка). Рана, нанесённая вилктаку в волчьем облике, остаётся и когда он превращается в человека. После убийства вилктака обнаруживают, что это был человек в волчьей шкуре (иногда с янтарём, чётками, обручальным кольцом).
Некоторые из вилктаков становятся оборотнями лишь на время, утрачивая при этом дар речи, сохраняя при этом человеческий разум.

Волколак, волкодлак, волкулак, белор. ваўкалак, польск. wilkołak, укр. вовкулака и т. п.) — в славянской мифологии человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка. Волколака чаще описывали как обычного волка, иногда указывались странности во внешнем виде и поведении, указывающие на его человеческое происхождение. Волколак сохраняет разум, но не может говорить.
Согласно народным представлениям, превращение в волков — наиболее распространённый тип оборотничества у славян. Он известен с древности и в той или иной степени присутствует у всех славянских народов, лучше всего представлен у белорусов, поляков и украинцев. В русских поверьях персонаж чаще называли о́боротнем, образ имеет явное сходство с волколаком. Южнославянские представления смешивают волколаков с упырями (вампирами).
Считалось, что колдуны для обращения в волков прочитывали заклинание и перепрыгивали, перешагивали, перекувыркивались или пролезали через наделяемый магической силой объект, накидывали его или перекидывали через себя и т. п. Для обратного превращения колдуну обычно требовалось совершить те же действия в обратном порядке. По своему желанию колдуны превращались в волколаков, чтобы причинить вред людям.
Встречались поверья о людях, склонность к периодическому оборотничеству у которых была с рождения в результате поведения их родителей или появилась в наказание за их собственные грехи. Отличительной чертой таких волколаков в человеческом облике считались различные зооморфные признаки, например волосы, напоминающие волчью шерсть. Превращение чаще происходило по ночам или в определённое время года. Часто считалось, что такие волколаки не контролируют своё поведение в волчьем облике и нападают на скот и людей, даже на близких. Иногда волколакам приписывался каннибализм. Сохранились древние поверья, связывающие с волколаками затмения небесных светил.
Согласно народным поверьям, колдун или ведьма могли превратить человека в волка, обычно из мести, накинув на него заговорённую волчью шкуру, обвязав поясом, зачаровав дверь, через которую должна пройти жертва, и другое. Особой популярностью пользовался сюжет о превращении в волков целой свадьбы. Срок превращения исчислялся от нескольких дней до нескольких лет. Невольные волколаки страдают от страха и отчаяния, скучают по человеческой жизни и не смешиваются с волками. Часто считалось, что они не едят падали и сырого мяса, перебиваясь подножным кормом и украденной у людей едой. Упоминается немало способов, при помощи которых якобы можно помочь вернуть им изначальный вид.
Представления о волколаках переняли значительную часть символики волка в славянской традиционной культуре. В качестве истоков мифа обычно указывают древние тотемические верования и обряды юношеской инициации. На образ волколака могли повлиять наблюдения за людьми с различными физическими и психическими отклонениями или за старыми и больными волками. Образ получил отражение в славянской художественной литературе.

Вырколак (рум. vârcolac) — мифологический персонаж румынской мифологии, демон, связанный с затмениями светил, иногда волк-оборотень или вампир (главным образом в Трансильвании).
Слово является достаточно древним заимствованием из раннеболг. върколак — «волк-оборотень, вампир, существо вызывающее затмения».
Считалось, что вырколаки происходят от душ злых людей, проклятых Богом; а также от душ некоторых других покойников. Имеют они вид собак или щенков, охотничьих псов, волков, часто змея. Их взгляд обладает сверхъестественной силой.
Вырколаки в румынской мифологии связаны с луной и солнцем. По некоторым поверьям считалось, что они живут на луне, на небе. Когда идёт дождь, они приходят пить в виде радуги. Лунные и солнечные затмения вызваны тем, что вырколаки поедают светила, откусывая, отрывая или отщипывая от них кусочки. Луна и солнце при этом наливаются кровью, из них льётся на землю красная вода. Причём, в этом действии вырколакам покровительствует святой Пётр. Однако светила всегда восстанавливаются, либо так как вырколаки едят медленно, либо из крошек, упавших из их рта. По другому объяснению, они вызывают затмения, просто усаживаясь на диск солнца или луны. Чтобы прогнать вырколаков, люди должны были поднимать громкий шум: звонить в колокола, стрелять из ружей и пистолетов, громыхать вёдрами, подносами, медными или чугунными сосудами, треножниками и другой металлической посудой, бить в барабаны, щёлкать кнутом. Считалось, что особо вырколаки боятся людей, родившихся в субботу.

Гарм (др.-сканд. Garmr) — в германо-скандинавской мифологии огромный четырёхглазый пёс, охранявший Хельхейм, мир мёртвых, хтоническое чудовище.
Считается, что Гарм зачат великаншей Ангрбодой от бога Локи. Гарм привязан к скале в подземной пещере, названной Гнипа (Gnipahellir). Считается, что вся пещера покрыта кровью. Гарм — крупнейший из псов. Вой Гарма будет одним из признаков начала Рагнарёка. Во время Рагнарёка Гарм вырвется на свободу и в этой битве он загрызёт бога Тюра, но и сам погибнет.
В некоторых интерпретациях мифов образ Гарма смешивается с образом Фенрира.
В античной мифологии существует аналог Гарма — страж подземного царства мёртвых пёс Цербер (Кербер), чьё имя, возможно, родственно имени «Гарм»

Источник



Самые страшные собаки в мифах и легендах

Дорогой читатель, знаешь ли ты, что волки и собаки — одни из самых популярных персонажей мифов и легенд в культуре разных народов. И представлены они могут быть как положительными героями, так и отрицательными.

Например, в армянской мифологии известны аралезы — крылатые собаки, которые воскрешают павших воинов, зализывая им раны. В этой же культуре, кроме преданий о аралезах, известны также и истории о мердагайлах.

Мердагайлы — это женщины-оборотни, принимающие человеческий облик в дневное время. Ночью же они превращаются в волков, поедающих сначала своих детей, затем детей родственников. После этого они начинают питаться малышами незнакомцев.

Существуют еще более странные представители четвероногих в эпосе. Например, в американском фольклоре Миннесоты и Висконсина есть легенда о топороголовой собаке, питающейся рукоятками топоров.

Из древнегреческой мифологии нам известны два брата-пса: Цербер и Орф . Первый имел три головы и охранял вход в царство Аида. А у Орфа на одну голову меньше и охранял он коров Гериона до тех пор, пока не был убит Гераклом. Стоит отметить, количество голов может отличаться в зависимости от мифографа к мифографу.

В скандинавской мифологии обитают Фенрир (интерпретацию образа которого, можно увидеть в фильме «Тор: Рагнарёк») и два других варга — Сколль и Хати .

Волк Фенрир — порождение союза Локи и Ангрбоды. Он вырос настолько мощным и огромным, что его пришлось сковать волшебной цепью.

Отважился пленить Фенрира только бог воинской храбрости Тюр. Чтобы это сделать он пожертвовал своей рукой, вложив ее в пасть волка.

Фенрир лишил бога конечности и был закован. Согласно скандинавскому приданию, во время Рагнарёка волк разорвёт оковы и убьёт Одина.

Варги Сколль и Хати , согласно некоторым источникам, сыновья Фенрира. Эти огромные волки охотятся за солнцем и луной. Когда они приближаются к своим жертвам слишком близко, происходят солнечные или лунные затмения. Согласно преданию, в день Рагнарёка они наконец смогут догнать и съесть Соль и Мани (Солнце и Луну).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Афоризмы (188)
  • История вещей (61)
  • (0)
  • Весна и лето (40)
  • Гороскопы и гадание (89)
  • Достопримечательности (282)
  • Необычные памятники, дома (120)
  • Еда, фрукты (127)
  • Здоровье и красота (217)
  • Диеты (27)
  • Лекарства и витамины (21)
  • Зима (82)
  • Знаменитые люди (377)
  • Игры и головоломки (99)
  • Интересное (528)
  • Интересные сайты (133)
  • Камни (38)
  • Интернет и компьютер (202)
  • Искусство (678)
  • Современное искусство (94)
  • Архитектура (76)
  • Екатерина Рождественская (8)
  • Живопись (188)
  • Прикладное искусство (54)
  • История (379)
  • История России и СССР (83)
  • Календарь (44)
  • Картинки (158)
  • Кино (210)
  • Коллекция ссылок (114)
  • Кошки (123)
  • Красота и мода (114)
  • Креатив (57)
  • Кулинария (300)
  • Выпечка и сладкое (56)
  • Мясо и рыба (45)
  • Салаты, закуски (55)
  • Украшение блюд (20)
  • Легенды о цветах (33)
  • ЛиРу (187)
  • Оформление дневника (55)
  • Литература (335)
  • Библиотеки и списки (46)
  • Литературные герои (40)
  • Слова (92)
  • Мифы и легенды (166)
  • Символы года (70)
  • Музыка, песни (148)
  • Наука, техника, космос (182)
  • Научные опыты и знания (13)
  • Необычное (60)
  • Новый год (228)
  • НГ рецепты (18)
  • Новый год в мире (5)
  • Новогодние традиции (22)
  • Осень (56)
  • Петербург (333)
  • Мой Петербург (114)
  • Полезное (202)
  • Флайледи и дом (27)
  • Праздники (152)
  • Природа (256)
  • Сады и парки (83)
  • Притчи (43)
  • Психология (152)
  • Разное (83)
  • Рамки и фоны (49)
  • Справочники (77)
  • Стихи (381)
  • Классика (43)
  • Советская поэзия (22)
  • Стихи детям (14)
  • Стихи женщинам (41)
  • Страны и города (329)
  • Замки и дворцы (36)
  • Тесты (214)
  • Рейтинги и Топы (169)
  • Чудеса света (24)
  • Удивительное (30)
  • Факты (79)
  • Фотоподборки (169)
  • Фотопрогулки (100)
  • Цвет (42)
  • Цветы (194)
  • Юмор (298)
  • Явления природы (30)
Читайте также:  Как понравится чужой собаке

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Собаки в мифах, легендах, историях

Четверг, 22 Февраля 2018 г. 19:05 + в цитатник

В Продолжим разговор о символе этого года — собаке.

Самое полное представление о роли собак в человеческой жизни содержится в мифах и легендах.
В мифологии собаку часто связывали с богами и проводниками подземного Царства Мертвых.

Проводники душ изображаются с головой собаки, как Анубис или имеют собаку в качестве спутника греческие Геката и Гермес. Во многих мифологиях собака — страж подземного мира.

Египет

В Древнем Египте бог Инпу (Анубис по-гречески) представлялся в виде человека с головой собаки или шакала. Такие божества или люди с головой собаки назывались кинокефалами.

Анубис сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной.

В подземный мир введет на суд Отца

Сын, Ястреб-Гор. Шакал-Анубис будет

Класть на весы и взвешивать сердца:

Бог Озирис, бог мертвых, строго судит.

Я погребен, как раб, в песке пустынь.

Пройдут века — и Сириус, над Нилом

Теперь огнем горящий, станет синь

Да светит он спокойнее могилам.
Бунин

.
Центром культа Анубиса был Кинополь — «город собак».

Когда в семье египтянина умирала собака, домочадцы погружались в траур. Тело умершей собаки бальзамировали и хоронили на специальном кладбище.
На кладбище недалеко от пирамиды Хеопса в Гизе археологи нашли надпись о погребении собаки.
На табличке выбито: «Абутью, охранник владыки».

Предположительно, имя переводится как «Остроухий».Это одно из первых домашних животных, чье имя известно.

Греция
В Греции собака является атрибутом бога медицины Асклепия (Эскулапа) и покровителя путников и проводника умерших душ Гермеса (Меркурия).
Собаки содержались в храме Асклепия, ибо онимогли исцелять, а их верность переживала смерть.

Гермес появляется в качестве посланника бога, сопровождаемый псом Сириусом. Сириус сопровождает и охотника Ориона.
Трехголовый Пес-чудовище Цербер, на шее и хвосте которого шевелились змеи, — порождение Ехидны и Тифона. Цербер стережет вход в подземный мир, царство Аида, страну теней.

Повелительница ЦербераГеката богиня Луны, привидений и мрака. Эта хтоническая богиня мрака и чародейства появлялась в сопровождении своры собак. Собаки Гадеса олицетворяли неприветливость сумерек, опасного времени, когда бродят враждебные силы.

Как богиня ночных видений, Геката насылала на спящих людей кошмары и тяжелые сны. Но, это и лунная богиня(темной стороны Луны), близкая Селене и Артемиде (Диане).
Артемида — охотница, покровительница леса и диких животных, ее тоже сопровождает собака.

В одном из греческих мифов рассказывается, как ‎ Орфей, пытаясь вернуть Эвридику из царства мертвых, заворожил Цербера своим пением. В другом — пророчица Сибилла покровительствовала бежавшему из Трои Энею и помогла ему спуститься в царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой.
А двухголовый пес, брат Цербера, Орф пас коров чудовищного великана Гериона. Цербери Орф произошли от индо-арийских Шарбаров.

Философская школа киников сделала собаку своим символом. Родоначальник школы — ученик Сократа Антисфен, яркий представитель — Диоген Синопский, известный философ.
Картина Уотерхауса

Киники
проповедовали личную свободу, естественность поведения и презрение к большинству потребностей, аскетизм. Образцом свободы им служила жизнь бродячей собаки.
…………

Греки держали собак в домах и как развлечение, и как охрану, и как участника охоты.

По преданию древнегреческие собаки спасли от врагов город Коринф. В одну из ночей, когда гарнизон спал, приплыла неприятельская флотилия, и на подступах к городу завязалось сражение с псами. Помощь людей подоспела, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке Сотер. Неприятель был разбит и цитадель спасена, а Сотер получил в награду за храбрость серебряный ошейник с надписью «Сотер защитник и спаситель Коринфа». В его честь был воздвигнут мраморный памятник
.
Гомер о встрече вернувшегося Одиссея его верным псом Аргусом.
Одиссей вернулся скрытно, его никто не узнал через 20 лет.
Кроме старого Аргуса!

«…Уши и голову, слушая их, подняла тут собака Аргус; она Одиссеева прежде была, и ее он

Выкормил сам; но на лов с ней ходить не успел, принужденный Плыть в Илион

Но Одиссееву близость почувствовал он, шевельнулся,

Тронул хвостом и поджал в изъявлении радости уши;

Близко ж подползть к господину и даже подняться он не был

В силах И, вкось на него подглядевши, слезу, от Евмея

Скрытно, обтер Одиссей, …В это мгновение Аргус, увидевший вдруг через двадцать

Лет Одиссея, был схвачен рукой смертоносною Мойры…»

Римляне также почитали своих собак. Их изображали на фресках, воспевали в стихах.

Особой популярностью пользовались в Риме комнатные собачки, которые были так любимы в домах патрициев, что Юлий Цезарь однажды поинтересовался: не перестали ли римские матроны рожать детей, отдав предпочтение собачкам.

В древнем Риме собаку посвящали ларам и пенатам, божествам-хранителям частных и общинных владений. Лары и Пенаты изображались двумя юношами в собачьих шкурах и с псами у ног.

Уотерхаус. Домашние боги

Их изображения помещались в закрытом шкафчике возле очага.
.
Если верить легендам, пес Перитас, сопровождавший Александра Македонского, отдал свою жизнь за хозяина в битве со слоном. Македонский рыдал над телом любимого пса, он основал в честь него город, который назвал Перит.

Астрономия — «звездные» собаки на небе

На ночном небосклоне виден Большой Пёс — созвездие, конфигурацией звёзд напоминающее собаку. Оно включает Сириусярчайшую звезду ночного неба.

Сириус или Сотис(Звездный Пес) был главной звездой Древнего Египта. Есть легенды, что именно пришельцы с Сириуса были основателями древнеегипетской цивилизации и первыми фараонами. Вот как!

Для египтян собака — священное животное, так как связано с Сириусом.
По восходу Сириуса определялся разлив Нила и строился календарь.

Год в Египте делился на три периода в соответствии с режимом Нила. Четырехмесячный период разлива Нила считался первым временем года и назывался «ахет», «разлив».
Начало подъема воды в Ниле совпадало с днем летнего солнцестояния и гелиакическим восходом Сириуса (появлением перед самым восходом солнца).

Египтяне приписывали Сириусу (Сотис) некую мистическую силу:
«Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих».

Сириус часто изображали как Исиду-Сотис, стоящую в небесной лодке, со звездой над головой, справа стоит Осирис (который, ассоциировался со звёздами Ориона).

Интересные факты
Слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так греки называли Нил. Позже этим словом греки стали обозначать и всю страну на Ниле.
Существовал Нилометр— устройство для измерения уровня Нила (да!да!). Это колодец с градуировкой на стене или колонне, соединявшийся подземным каналом с Нилом.

Сириус — это двойная звезда. Меньший компонент — Сириус B — белый карлик.

Созвездие изображено на флаге Бразилии вместе с рядом других звезд южного полушария

………………

В Греции и Риме

Восход над горизонтом до того невидимой в лучах Солнца звездыСириуса у афинян и римлян знаменовал начало летней жары. Сириуссамая яркая звезда,ее имя означает «сверкающий». Сириус входит в созвездие Большого Пса — одной из собак Ориона. По-латыни собака будет «канис», а маленькая собака — Каникула.
Жаркая часть года, открывающаяся появлением Собачьей звезды, называлась собачьей порой. Или каникулами. И период отдыха в это жаркое время (а потом — в любое время) стал называться каникулами.

Существует и созвездие Малого Пса, с главной звездой «Процион». Это также одна из ярчайших звёзд. Процион означает «перед собакой», так как она предшествует «Собачьей звезде» Сириусу при движении по небосклону.

А вот какая именно собака из мифов попала на небо, в эти созвездия, есть разночтения.

Мифы повествуют о собаке Лелап (Лайлапс), которую изготовил и оживил Гефест для Зевса, а позже тот превратил её в созвездие Большого Пса. Называют прототипом небесного Пса Сириуса, собаку охотника Ориона (созвездие рядом) или собаку Икария Меру.

Лелап(Лайлапс, др.-греч. «ураган») — Чудесный пёс, от которого не мог убежать ни один зверь. Сначала Зевс приставил его стражем к Европе. После других хозяев собака досталась Прокриде, а потом Кефалу
Лелап на картине Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды»

В Фивах царь Амфитрион упросил Кефала поохотиться на Тевмесскую лисицу.
Кефал согласился.
Но лисица эта была неуловима божественной волей. А Лелап не упускала добычу божественной волей. Охота все продолжалась и не могла окончиться!
Этот парадокс вызвал такие дебаты на Олимпе, что Зевс в раздражении превратил обеих в
.Или согласно Овидию, в мраморные статуи. По одной из версий, лиса превратилась в камень, а пёс стал созвездием Большого Пса.
.

Другая известная по мифам собака – это Майра, или Мера, собака Эригоны-вакханки, почитавшей винодельца Диониса. Отец Эригоны Икарий как-то угостил пастухов виноградным вином. Они, опьянев, подумали, что старик отравил их, и убили его. Собака Мера нашла его захоронение. Эригона от скорби повесилась, а преданная собака бросилась в источник..
Зевс за преданность поместил Меру среди звездного неба.

Виновных в гибели Икария пастухов нашли и повесили, потом учредили ныне отмечающийся праздник вина с жертвенными возлияниями в честь Икария и Эригоны.
Девушки во время этого праздника перекидывали через ветви веревки и крепили к ним небольшие дощечки. Так были изобретены качели!

С 1690 года на звёздной карте значится созвездие Гончих Псов.

В созвездии изображены две гончие собаки Астерион и Хара, ведомые Волопасом.

Скандинавские мифы

У скандинавского верховного бога Одина есть две собаки и два ворона в качестве советчиков.

По мифологии викингов, жена Одина Фригг, богиня мира и космического порядка, ездила на колеснице, запряжённой собаками.

.
Дикая охота в скандинавской мифологии группа призрачных всадников-охотников со сворой собак.Согласно легенде, бог Один со свитой носится по земле, собирая души людей.

В Британской версии, охоту возглавляет королева эльфов. Они похищали встретившихся детей и молодых людей.

Призрачной скачки неистов пыл,

Кто нас увидел, навек пропал:

Он позабудет, о чём мечтал,

Всё позабудет, чем прежде жил.
.

Пес — чудище Гарм охраняет у скандинавов вход в подземный мир.
Надо отметить, что «волк» и «собака» отождествляются в народных сказаниях, во всех мифах о волке характерно сближение его с мифологическим псом.

Фенрир — в германо-скандинавской мифологии огромный волк, сын Ангрбоды и Локи, бога огня и хитрости.
Волк вырос среди асов (богов), но стал слишком велик и ужасен. Он был очень сильным и таким огромным, что мог шагать по горам и мерить лапами озёра.

Чтобы обезопасить себя, асы решили сковать Фенрира, но могучий волк рвал самые крепкие цепи. Асам с трудом удалось сковать Фенрира волшебной цепью Глейпнир.
Но в день Рагнарёка, последней битвы, Фенрир разорвёт свои оковы и убьёт Одина, но за Одина отомстит его сын Видар — бог мщения.

Читайте также:  Как нарисовать собаку несложно не сложно

Хати и Сколь — сыновья Фенрира
Волки, преследующие Соль и Мани». Картина Джона Доллмана(1909).

Хати — в скандинавской мифологии волк, каждую ночьпреследующий Мани(луну), пытаясь его проглотить. Лунные затменияпроисходят, когда Хати слишком приближается к Мани.

В кельтской мифологии собака сопровождала богов охоты, войны, а также бога-целителя Ноденса. Одним из атрибутов солнечного бога Луга был волшебный непобедимый пес, знаменитый и тем, что «. стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком«.

Ирландцы, обожествлявшие собаку, дали имя Кухулин (Пес Куланна) одному из героев своих саг.Кухулин чтобы не опоздать, убивает чудовищного пса кузнеца Куланна, после чего охраняет дом, пока не вырастет щенок убитого пса.
Удивительная внешность у Кухулина. «В глазах — по 7 зрачков, и в каждом — по семь драгоценных камней. На щеках по четыре ямочки: голубая, пурпурная, зелёная и жёлтая».

Символически подчёркивая свою преданность царю, опричники Ивана Грозного,- государевы псы использовали голову собаки для «выгрызания измены»

Восток

«Умом собаки держится мир», — так говорится в «Авесте» — древнейшем собрании легенд и священных книг. «Собака сторож и друг, данный тебе».

В зороастрийской культуре собаку сотворил Ахура Мазда («Господь Мудрость») для борьбы со злыми духами.
В древней мифологии славян в крылатую собаку мог воплощаться солнечный бог Семаргл, он же Руевит — бог войны, входивший в число семи божеств древнерусского пантеона.

Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния.

Образ крылатых собак встречается и в армянской мифологии, псы — аралезы — зализывали раны воинов на поле битвы.
………………..…

В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама, которой посвящен один из гимнов в «Ригведе«. Индра посылает Сараму на поиски пропавших коров, а затем освобождает их из плена. Сарама — мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы, Бога мертвых.

У китайцев собака означает верность, преданность. Китайский бог-врачеватель Вэй-Шан-Цзюнь всегда являлся со своей собакой по кличке Черный Дракон.

В буддизме имеет большое значение Священный лев. А так как львов в Китае нет, это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва — пекинес, лхаса апсо, ши-тцу, чау-чау. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы. И в Запретном городе.

Пекинес
Эта порода собак была выведена при дворе китайского императора и долго хранилась в тайне.
Вынос их за пределы дворца карался смертью, они по преданию сопровождали в странствиях Будду и Конфуция.
Императоры, их дети и жены использовали пекинесов для самообороны. Эти собачки находились в рукаве знатных особ и в случае опасности, выскакивали оттуда и бросались на обидчика.


Л
егенды о происхождении пекинеса
Король львов
полюбил обезьяну, но чтобы быть с возлюбленной, он должен был пожертвовать своей силой и размерами. Любовь оказалась сильней власти и славы, а плодом ее явилась «львиная собачка» пекинес.

А вот другая легенда:
Злой чародей разлучил любящих принцессу и принца. Она стала цветком лотоса, могущим жить только в воде, а он – белкой, живущей лишь на суше. Но великий Будда пожалел их, и хотя чары не позволили принцу с принцессой обрести человеческий облик, у них родилось существо, прекрасное, как лотос и пушистое, как белка.

Ши-тцу (собака-лев, собачка-хризантема)
Будду сопровождала в пути маленькая собачка, готовая в любой момент превратиться в огромного льва. С китайского Shih Tzu (шицзы) переводится как львёнок.


Но ши-тцу в глубине души не маленькая собачка, а – большой и грозный лев. Их называют Хризантемными собачками потому, что шерсть на их мордочке напоминает цветок хризантемы.
Являясь символом Тибета, снежные львы ( именно так их там зовут) изображены на государственном флаге Страны снегов. Ещё их называют «Львы Будды», иногда — «собаки Будды».

У чау-чау синий язык. Старинная китайская легенда гласит: когда бог творил небо, любопытная чау-чау лизнула его край. С тех пор язык этих собак стал синим.

.
Индейцы
Схожий по зооморфному виду с египетским Инпу бог существовал и у ацтеков. Ксолтль (Шолотль),
брат-близнец Кетцалькоатля,бог Смерти и Заходящего Солнца, имеет голову собаки. Ксолотль, сопровождая Солнце в его путешествии в подземном мире, проводил и умерших к месту вечного пребывания.
У майя собака, несущая факел, олицетворяет грозу.

Европа. Средние века
Эпоха древних цивилизаций подходила к концу, и собака, занимая все большее место в человеческом сердце, переходила из мифологии в область легенд.
В символизме христианства собака означает верность, бдительность. А иногда как хранитель стад, как эмблема священника, «доброго пастыря».
Но, черная собака, олицетворяяла колдовство, дьявольские силы, смерть.

В алхимии собака с волком олицетворяют дуальную природу Меркурия, философской ртути,

Собака являлась эмблемой знати, а также многих святых, в том числе монаха из ордена августинцев св. Бернара, св. Доминика, св. Губерта.

Легенда о Святом Губерте
Был в Арденнском лесу небольшой городок, и охотился близ него веселый рыцарь Франсиск Губерт. И вот на охоте псы загнали роскошного оленя, и Губерт увидел меж его рогами сверкающее распятие. «О, Губерт! – раздался голос – Доколе из-за страсти к охоте будешь ты забывать о своем духовном спасении?!»

Потрясенный Губерт стал священником, а на месте встречи с оленем построил монастырь.
Собаки его стали называться гончими святого Губерта, и он стал покровителем охотников.
И сейчас бладхаунды, которых разводили монахи монастыря св. Губерта в Бельгии, сохранили второе название «собака святого Губерта».

Величайшим делом всей жизни св. Бернара стало создание приюта для путников в горах Швейцарии. Именно здесь августинцы вывели знаменитую породу собак — сенбернар.

Эти собаки обучены спасению людей в горах.

Орден доминиканцев назван по имени основателя, св. Доминика. Традиция связывает эмблему доминиканского ордена — бегущую собаку с пылающим факелом в зубах — со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына.

Эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes«псы Господни» и символизирует охрану христианства. Черные и белые собаки — знаки ордена Доминиканцев.
……….
В христианстве существует необычный образ св. Христофора — Псоглавца. Он был киноцефалом (с пёсьей головой). Для греко-римской ойкумены той эпохи было нормой описывать людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, со звериными головами.
По другой легенде красавец Репрев был красив, и во избежание соблазнов попросил Бога обезобразить его. Святой получил имя Христофора и собачью голову, став воплощением верности.


Возможно, у человека, ставшего прообразом Христофора, была генетическая мутация, — гипертрихоз или синдромом оборотня. В результате тело и лицо человека покрывается густыми волосами. Таких людей и считали оборотнями.
Но церковь была недовольна таким образом святого. И с XVIII века Христофор изображался только в образе человека. А с 1969 года этот святой исключен из всех календарей.

Святой Гинфорт-чудотворец
Уникальный народный святой XIII века, покровитель младенцев — не человек.
о борзой, которая принадлежала лионскому рыцарю, Виллар-ан-Домбе. Однажды хозяин отправился на охоту, оставив младенца-сына на попечение верного пса. Вернувшись, лорд ужаснулся: колыбель перевернута, ребенок исчез, а пасть Гинфорта была окровавлена.

Зарубив пса, рыцарь услышал плач. Живой и здоровый, сын лежал рядом с телом огромной перекушенной гадюки. Местные жители верили, что могила пса-мученика чудотворна.

Похожая легенда — о верном Геллерте
В 1210 году Иоанн Безземельный подарил пса Геллерта принцу Уэльскому. Как-то принц уехал на охоту, а маленького сына оставил под присмотром верного Гелерта. Вернувшись домой, принц увидел, что ребенка нет, а морда пса в крови. Разъяренный принц зарубил собаку мечом – и только после этого увидел волка, загрызенного Гелертом, и услыхал лепет сына. Горько раскаялся принц и приказал воздвигнуть верному Гелерту памятник.

Ближайшее от могилы поселение он назвал Беддгеллерд – это место стало памятником преданности.

Легенда о собаке, нашедшей убийцу хозяина и доказавшей его вину перед судом короля.
XIV век. Два друга, Шевантье и Маршан охотились в Булонских лесах, а с охоты Маршан вернулся один. Но любимая гончая пропавшего выла при виде друга своего хозяина, и пыталась вцепиться ему в горло.
Мудрый король повелел устроить поединок Божий, испытание, в котором Господь укажет виновного. На королевском дворе вышли друг против друга человек и собака. Едва пса спустили с цепи, как он сбил Маршана с ног и вцепился ему в глотку. Убийца успел сознаться в смертоубийстве и умер.
……………..
О собаке Ньютона
У Ньютона на столе была куча бумаг, на которых были расчеты за 20 лет. Однажды он вышел из комнаты, а когда вернулся, обнаружил, что его собака Алмаз опрокинула свечу и подожгла драгоценные бумаги, от которых остался только пепел.
Тогда он воскликнул: «О, Алмаз! Алмаз! Ты не знаешь, какой вред ты сделал!».
.
Этот старый памятник с барельефом собаки и надписями, установлен еще 350 лет назад в честь собаки Штуцель её любящими хозяевами фон Вангейхаймами в Германии.

По легенде, именно это захоронение послужило причиной возникновения поговорки «вот где собака зарыта».
.
Оказывается, не только белки бегали в колесе.
.Вертельная собака, также кухонная, или поварская собака (лат. Canis vertigus) — собака, предназначенная для бега в колесе, вращение которого передавалось на вертел.

.

О роли собаки в истории — Грейхаунд Уриан и англиканство
Неизвестно как бы сложилась судьба англиканской церкви, если бы не собака по кличке Уриан.
В начале 16 века король Генрих VIII принял решение развестись с Екатериной Арагонской. Он послал кардинала на встречу с римским Папой Климентом за разрешением. Кардинал взял с собой любимого грейхаунда. Прибыв к Папе, он по традиции должен был поцеловать ему ногу и уже приклонился.
А увидев это, пес подумал, что хозяину угрожает опасность и укусил Папу.
И Папа отказался дать разрешение на развод.
Король в итоге разругался с Ватиканом, что стало толчком для основания собственной церкви – Англиканской.
.
Еще легенда (или быль) о верности
Цезарь, так звали собаку водил своего слепого хозяина, бывшего наполеоновского солдата, за подаянием из дома в дом. Но солдат заболел и надолго слег в постель.

Рубрики: Мифы и легенды/Символы года

Метки: символ года мифы мифы и легенды собаки

Процитировано 1 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник