Меню

Кличка собаки рассказчика некрасов крестьянские дети

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»

Разделы: Литература

Тип урока: изучение нового материала.

  • учить школьников анализировать поэтическое произведение
  • учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций
  • формировать представление об историческом прошлом
  • учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
  • учить рассуждать
  • обогащать словарный запас учащихся.
  • пробуждать интерес к истории своей Родины
  • развивать познавательную активность детей
  • развивать самостоятельность учащихся
  • развивать устную речь учащихся
  • формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины
  • воспитывать патриотизм
  • прививать интерес к книге, к чтению
  • раскрыть нравственный смысл произведения
  • воспитывать эстетические чувства
  • прививать навыки умственного труда.

I. Орг.момент.

II. Индивидуальные домашние задания.

Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщение о детстве Н.А.Некрасова (слайд 2,3,4); творчество Н.А.Некрасова (слайд 5,6,7,8).

Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика.

  • Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности.
  • Пересказать текст.
  • Прочитать текст выразительно.

III. Первичное знакомство с текстом. (Слайд 9)

Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими вами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста.

Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.

— Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студеную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение. (Если ученики затрудняются, поможем им вопросами).

— С чего начинается стихотворение?

(Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте).

— До каких слов идет рассказ об этом?

(«…Так рядом с Гаврилой…-т «Услышит. Молчи!»)

— Это значит, что со слов после черты «О, милые плуты! Кто часто их виде…» идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?

(Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».)

Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели.

— Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?

(Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену.

Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)

-Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.

— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

Важно, чтобы ребята представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик – слушатели.

На доске или в тетрадях можно оформить таблицу. Будем заполнять ее по ходу анализа.

Часть Содержание Рассказчик Слушатели
1 Встреча охотника с крестьянскими детьми. Охотник Друзья, гости.
2 Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом Журналист, публицист. Читатель из дворян, из общества образованных людей.
3 Обращение к крестьянским детям Гражданин, который думает о будущем народа. Крестьянские дети
4(1) Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости

— История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?

Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку или сравнить с домиком, где начало и конец – стены, а в нутрии есть комнаты. Мы рассмотрим образ дома. У нас есть стены дома – начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания.

Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения.

  1. Дети читают текст.(Слайд 11)

— Почему автор называет крестьянских детей «милые плуты»?

(Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)

— «О милые плуты!»- этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?

— В первом отрывке рассказчик- охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?

Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель, скорее всего, из привилегированного сословия – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого рода».

Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист. С публицистическим пафосом обращающихся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…»

— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «в их жизни так много поэзии слито»? (Слайд 12)

— Кого автор называет «балованными детками»?

— Как вы понимаете строки: « Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они»?

2.Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».

— Кто «делывал с ними грибные набеги»?

( Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.)

— Что значит «грибные набеги»? Почему автор употребляет слово «делывал»? Какой у него смысловой оттенок?

— О какой ситуации говорится в первых четырех строчках этого отрывка? (Слайд 10)

Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.

(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.)

— Савося – уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?

— Почему дети клали змей на перила моста?

(В русских народных сказках богатыри сражаются со змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.)

3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была…» до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ…»

— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит?

(Вологжанин – житель города Вологды. Лудильщик – рабочий, который лудит(покрывает специальным сплавом олова) посуду. Портной – мастер по шитью одежды. Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.) (Слайд 13)

— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?

— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?

Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда – то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни.

— Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — // Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»?

(Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» ( с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.)

— Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко. До полдня грибы собирали» до слов: «… Бояться смиреной лошадки своей?»

Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.

— Чем закончился поход за грибами?

— Что делают дети, вернувшись домой?

5. От «Грибная пора отойти не успела…» до «Живого в деревню тащат с торжеством…».

— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря // Закокав птенцам».

— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

(Из шести предложений четыре – восклицательные.)

— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

6. От «- Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до «Ванюша в деревню въезжает царем…».

— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.

— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.

(Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и « в деревню въезжает царем».)

-Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?

(Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай…)

7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста.

От «Однако же зависть в дворянском дитяти…» до «Зато ему рано знакомы труды…»

— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно, иронично?

— Автор хочет сказать , что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей?

— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?

— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.

— Поставьте логические ударения в строках:

«… Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему».

8. От « Однажды, в студеную зимнюю пору…» до «В которых так много любви!».

— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?

— Почему рассказчику сначала кажется, что « как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?

— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?

-Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?

Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление.

-Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка.

…Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

— Как вы думаете , что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»?

Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.

9. Читаем и комментируем последний отрывок. (Слайд 14,15,16)

От «…Играйте же, дети! Растите на воле. » до «…Проводит вас в недра землицы родной. »

— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого еще?

— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?

-Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт?

(«Вековое наследство»- это лучшие традиции народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)

— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего «дома», то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приеме они построены?

Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части(можно сказать – «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную» сторону жизни и трудную, тяжелую сторону.

Светлая сторона: 1-6-й отрывки.

Трудная сторона: 7-8-й отрывки.

Девятый отрывок- кульминационное обращение к детям- в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание

Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому приготовить выразительное чтение. Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой частям стихотворения: по два ученика на каждый отрывок.

Источник

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ «ОДНАЖДЫ, В СТУДЁНУЮ ЗИМНЮЮ ПОРУ. »
(из стихотворения «Крестьянские дети»)

Мужичок с ноготок

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — «Ступай себе мимо!» —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. » —
«Так вон оно что! А как звать тебя?» — «Власом». —
«А кой тебе годик?» — «Шестой миновал.
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, —
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
‎В которых так много любви!

Полное стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 1861 года

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко,
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи,
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то. а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье.
Чу! шепот опять!

Читайте также:  Упряжка для беговых собак

Первый голос
Борода!

Второй
А барин, сказали.

Третий
Потише вы, черти!

Второй
У бар бороды не бывает — усы.

Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.

Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко — часы!

Пятый
Ай, важная штука!

Шестой
И цепь золотая.

Седьмой
Чай, дорого стоит?

Восьмой
Как солнце горит!

Девятый
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные.

Третий (с испугом)
Глядит!

Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
«Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И, видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой. » — Услышит, молчи! —
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали,
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав — вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет!
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На господа бога во всем потрафлять.
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли. »
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали —
Что новый прохожий, то новый рассказ.
Ух, жарко. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом, и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра.
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка. у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились.
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, —
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился. ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством.
«Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!»
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем.
Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды.
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я. —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал.
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,
«Эй, воры идут! — закричал я Фингалу. —
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! «Фингалка, умри!» —
«Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!»
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей.
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Источник



Кличка собаки рассказчика некрасов крестьянские дети

Викторина по стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»
составили: Гайдаш Анна, Палажчук Диана
ученицы 5 «Б» класса МБОУ Кашарской СОШ

1.Где уснул уставший охотник, «утомлённый ходьбой по болоту»?
а) в сарае
б) на болоте
в) у костра
г) под мостом

2.Как звали собаку охотника?
а) Финка
б) Фингал
в) Ссадина
г) Ушиб

3.Куда складывали крестьянские дети загубленных змей, ожидая «за подвиги славы»?
а) на перила моста
б) в лодки
в) на дорогу
г) на крыльцо

4. Под какими деревьями, густыми и старинными, отдыхали рабочие люди, проходившие мимо деревни по «большой дороге»?
а) дубы
б) берёзы
в) вязы
г) осины

5. Почему осенней порой у крестьянских детей «чернёхоньки губы»?
а) ежевика поспела
б) черника поспела
в) малина поспела
г) облепиха поспела

6. Имя «мужичка в больших сапогах, в полушубке овчинном».
а) Фаддей
б) Гриша
в) Влас
г) Ванюша

7.Каков был возраст «мужичка»
а) пятый миновал
б) седьмой миновал
в) восьмой миновал
г) шестой миновал

8. С какими птицами сравнил поэт испугавшихся детей?
а) с воробьями
б) с голубями
в) с гусями
г) с грачами

9. На кого охотился рассказчик?
а) на медведя
б) на кабана
в) на дупелей
г) на зайцев

10. Что помешало представлению, устроенному собакой охотника?
а) жара
б) приход родителей
в) ночь
г) гроза

Источник

Краткое содержание поэмы «Крестьянские дети» Н. Некрасова

Поэма начинается с повествования о том, как усталый охотник прилёг отдохнуть в сарае. После пробуждения он замечает, что на него из щели смотрит не одна пара шустрых детских глаз.

Человек оказался богатым господином, который на лето остановился в деревне. Он проводит много времени с детворой, за чая то, на сколько разнообразна их жизнь, а дни пролетают незаметно. Ребятишки купаются в речке, няньчаются с младшими сестрами, помогают по хозяйству. Им некогда скучать, они счастливы.

Но вместе с тем, становится грустно, что они — дети, не учатся, а значит не постигнут грамоты и не вырастут «достойными гражданами» с хорошим будущем.

В поэме есть небольшой отрывок, в котором автор рассказывает, как небольшой мальчонка, в суровый мороз помогает отцу перевозить из лесу дрова.

Заканчивается поэма эпизодом, когда детвора разбегается, а на улице начинается гроза.

За долгое время охоты усталый охотник прилег в сарае не замечая, как него него через щели в стене глядят дети. Дети никак не могут понять живой мужчина или нет. Через некоторое время охотник просыпается и сразу же бросает взгляд на детей. Как оказалось это крестьянские дети, которые рассматривали, то его амуницию, то его собаку. Многие дети от страха убежали, а уже вечером стало известно, что это какой-то богатый господин.

Поселившись на летнее время барин постоянно проводит время с детьми. Автор хочет заметить, что игры деревенских детей отличаются от игр городских.

В тексте мы видим, как некоторые купаются в реке, другие нянчатся с детьми, третьи помогают по хозяйству. Дни для таких детей пролетают моментально. И все бы ничего, но Некрасов отмечает, что у таких детей не будет хорошего образования, а соответственно нет достойного и почитаемого будущего.

Далее Некрасов вставляет в текст пример, когда маленький мальчик в морозы помогает отцу везти дрова домой. А потом мы переходим в начало поэмы, где охотник показывает умения своего пса. Далее начинается гроза и все дети разбегаются по домам, а наш охотник уходит дальше.

Популярные сегодня пересказы

Молодой человек, мечтатель и интеллигент, проживающий в Петербурге 8 лет, в пору июньских белых ночей испытывает чувство глубокой тоски и одиночества, от того, что весь город едет на дачи

В один летний денёк Муми-тролль решил поймать мелких головастиков, плавающих в луже. Он взял банку и опустил её в воду, а когда достал, то увидел, что поймал самого настоящего дракона

Однажды в холодный и снежный день какой-то человек, что только что забрался на гору, сделал остановку, дабы недолго отдохнуть. Он оглянулся и заметил льдину, толщина которой равнялась примерно метру

В день повиновения Толгонай пришла в поле излить свою боль, накопившуюся у нее на душе. Ей больше некому пожаловаться на свою нелегкую судьбу. Ещё ребенком ее брали на поле, усаживали в тень и давали кусок хлеба

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Сейчас читают

Главного героя зовут Линдси Форд. Он сбежал из острога в Австралии и приехал в Бомбей. В Бомбее он познакомился с Прабакером, которого нанимает в качестве гида. Он показал работодателю Бомбей и нашел дешевый дом

Во время войны судьбы людей и деревьев чем-то похожи. Вот участок леса, исполосованный снарядами и усыпанный срезанными осколками стволов сосен, среди которых лежали изорванные в клочья трупы немецких солдат.

В книге рассказывается о поиске пиратского сокровища капитана Флинта. Рассказ начинается с трактира «Адмирал Бенбоу», находящегося чуть дальше от Бристоля. В трактир заходит пожилой мужчина по имени Билли Бонс

Читайте также:  Мокрый шов после стерилизации собаки

В этом историческом романе, автор рассказывает об известной афинской девушке – Таис, которая имела благосклонное отношение Александра Македонского. Повествование основывается на реальных событиях трехсотых годов до нашей эры

Книга написана в жанре комедии. Наименование книги в переводе означает «человеконенавистник». Главным героем комедийной эпопеи является Кнемон. Кнемон был простым крестьянином, который невзлюбил весь мир и потерял веру в людей.

«Крестьянские дети»

Некрасов Н., стихотворение «Крестьянские дети»

Главные герои стихотворения «Крестьянские дети», имена крестьянских детей.

  1. Автор. Охотник и поэт, знаток деревенской жизни. Человек добрый и отзывчивый.
  2. Гриша, один из шпионов.
  3. Савося, девочка с которой автор ловил змей
  4. Глаша, двухлетняя девочка.
  5. Ванюша, собирательный образ всех крестьянских детей.
  6. Влас, шестилетний возчик дров.
  7. Серега, один из шпионов
  8. Кузяха, еще один из шпионов.

План пересказа стихотворения «Крестьянские дети»

  1. Отдых в сарае
  2. Дети обсуждают автора
  3. Ему бы лежать на печи
  4. Грибные набеги
  5. Какое колечко
  6. Рассказы путников
  7. Купание и обед
  8. Обычные заботы детей
  9. Лесной урожай
  10. Ванюша помогает родителям
  11. Влас и лошадка
  12. Представление Фингала
  13. Гроза

Кратчайшее содержание стихотворения «Крестьянские дети» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор решает отдохнуть в сарае и слышит, как дети обсуждают его.
  2. Он вспоминает свои грибные набеги и ловлю змей.
  3. Автор описывает разговоры с прохожими путниками.
  4. Автор рассказывает как обычно крестьянские дети проводят свое время.
  5. Автор вспоминает встречу зимой с мальчиком Власом, который помогал отцу возить дрова.
  6. Собака дает представление, а когда начинается гроза дети разбегаются.

Главная мысль стихотворения «Крестьянские дети»
Детство у крестьянских детей очень вольное и счастливое, но они очень быстро приучаются к труду.

Чему учит стихотворение «Крестьянские дети»

Стихотворение учит любить детей, защищать и заботиться о них. Учит тому, что детство должно быть только счастливым. Учит тому, что каждый должен в труде добывать свой хлеб. Учит любить родную землю.

Отзыв на стихотворение «Крестьянские дети»

Мне очень понравилось это стихотворение, и особенно все те забавы крестьянских детей, в которых и я бы с удовольствием приняла бы участие. Но мне обидно, что в прошлом даже маленьким детям приходилось работать почти наравне со взрослыми и их детство так быстро заканчивалось.

Пословицы к стихотворению «Крестьянские дети»

Для кого труд радость, для того жизнь счастье. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы. Детство — время золотое. Отец рыбак, и дети в воду смотрят. За что батька, за то и детки.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Крестьянские дети»

Автор живет в деревне, пишет стихи и ходит на охоту. Однажды он забрел в сарай и прилег отдохнуть. Когда проснулся, то увидел вереницу глаз, которые подглядывали за ним сквозь щели. Автор понял, что это крестьянские дети. Он услышал, как дети обсуждают его. Детей удивляла его борода, ведь бары не носили бород, удивляли его часы на золотой цепочке, удивляло ружье и длинные ноги. Особенно удивляла детей собака. Они решили, что автор не похож на барина и не похож на охотника. Такому только на печи лежать. Автор признается в любви к крестьянским детям и зовет их счастливым народом, милыми плутами. Он часто совершал с ними грибные набеги, а однажды принял змею за кольцо и схватил ее. Девочка Савося очень смеялась над автором, но потом вместе с ним ловила и губила змей. Рядом проходила большая дорога, по которой постоянно шли люди. Иногда они присаживались отдохнуть под старыми вязами и тогда путников обступали дети. а те рассказывали им про Киев, про турок, про разные народы. Советовали уважать бога, потому что кто не уважает бога, ничего не имеет. А ребята брали инструмент, играли и иногда ломали. После сбора грибов дети шли купаться и оглашали реку довольным смехом. Потом их звали обедать и они рассказывали, что видели в лесу. Кто видел волка, кто зайчика, а кто-то поймал ежа. День крестьянские дети проводили по разному. Кто-то ловил пиявок, кто-то нянчился с младшими детьми, кто-то плел для себя венок. Одна девочка поймала лошадь и поскакала на ней, совершенно не боясь свою смирную лошадку. А когда отходят в лесу грибы, наступает пора черницы, малины, орехов. Иногда дети ловили глухаря. Далее автор обращается к Ванюше и говорит, что тому пора заняться делом. Он рассказывает, что сперва детей просто берут с собой родители на работу. те смотрят как садят пшеницу, как ее убирают и молотят, а потом едят свежевыпеченный хлеб и привыкают к крестьянскому труду. Но автор не советует завидовать крестьянским детям, которые растут свободно, но которых едят мошки, и которые рано знакомятся с трудом. Однажды зимой автор вышел из дому и увидел лошадку, которая медленно тащила воз с дровами. Рядом шел маленький мальчик Влас. Автор узнал, что тому всего шесть лет, а он уже помогает отцу, который в лесу рубит дрова. И мужиков в семье Власа всего двое — он и отец. Автор говорит, что детство этим детям дано, чтобы навсегда полюбить свою землю и любить трудовой хлеб. Он возвращается к детям у сарая. Заметив, что те стали смелее, автор кричит собаке Фингалу, что идут воры. И собака устраивает уморительное представление с закапыванием вещей. Дети смеются и сами отдают собаке команды. Но вдруг становится темно и гремит гром. Дети убегают, хлопает деревянная дверь под порывами ветра. Автор выглядывает и видит над сараем черную тучу, и бегущих к деревне под струями дождя детей. Переждав дождь, автор снова отправляется на охоту.

Размышления автора

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих.


Под старыми вязами отдыхали люди, ребятишки их обступали и слушали истории. Так узнали легенду про Валила. Живший всегда богачом, он как-то разозлил Бога. И с тех пор не было у него ни урожая, ни меда, только волосы в носу хорошо росли. Другой раз рабочий человек раскладывал инструменты и показывал заинтересованным детям, как пилить и рубить. Истомленный мужчина засыпал, а ребята давай пилить и строгать. Затем нельзя было сутки убрать пыль. Если говорить про истории, которые описывает поэма «Крестьянские дети», Некрасов как бы передает собственные впечатления и воспоминания.

Краткий пересказ крестьянские дети – Кредитный юрист

Поэма учит нас понимать, что, несмотря на то, что бедные люди трудились до изнеможения, этот труд приносил им не только мучения, но и радостность. Главная мысль заключается в уважительном отношении к труду простых людей, ведь у них тоже есть возможность радоваться жизни, только им необходимо много и долго работать. Краткое содержание Крестьянские дети Некрасова Читая первоначальные строчки этой поразительной поэтической работы, мы оказываемся в небольшом сарае, куда забрел усталый охотник и прилег отдохнуть.

Он крепко заснул, так как охотился длительное время, и не слышал, как сквозь щели на него глядят несколько пар пытливых детских глаз, которые никак не могут понять, мужчина лежит живой или бездыханный. Наконец он проснулся, и сразу же он услышал переливистое пение птиц. Ему удалось различить ворону и грача. И вдруг взгляд незнакомца наткнулся на крошечные шустрые глаза.

Внимание Затем рассказчик вспоминает о проведенном времени на реке. Воспоминания эти полны теплых эмоций. Здесь каждый из детей занимается чем то своим: «Кто ловит пиявокНа лаве, где матка колотит белье,Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,Кто тащит на пожню ведерко кваску,А тот, подвязавши под горло рубашку,Таинственно что-то чертит по песку,Та в лужу забилась, а эта с обновой…» Некрасов отмечает, что для крестьянских детей работа предстает медалью с другой стороной – им это в радость и удовольствие. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб. Завершение сюжетной линии Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Важно

Далее дети стали сами давать команды псу. Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь.

Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей. Образ природы в стихотворении Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы.

One more step

  • Краткое содержание Улицкая Сонечка Соня, девочка из еврейской семьи, с детских лет погружена в чтение. Превратившись в не очень складную и красивую девушку, она связывает свою жизнь с библиотекой.Когда начинается война, Сонина семья эвакуируется в Свердловск
  • Краткое содержание Герцен Доктор Крупов Повествование идет от лица главного героя – самого доктора Крупова. С самого детства он мечтал лечить и спасать людей. Но его отдали в семинарию, и отец даже слышать не хотел о том, что его сын будет кем-то кроме священнослужителя
  • Краткое содержание Обезьяний язык Зощенко Один человек, который пришел на собрание и считал себя неграмотным и темным, называл русский язык трудным и непонятным.Причина, почему мужчина не мог полностью понимать говорящих рядом с ним людей

Небольшой понятный пересказ крестьянские дети некрасова

Но зачастую уважаемые люди, малыши как губка впитывали в себя все знания окружающего мира. Возвращаясь домой после лесных прогулок, автор смотрит, кто какую нашёл себе забаву: кто-то ловит пиявок, кто-то нянчит младших сестрёнку или братика, а кто радуется только сплетённому венку на своей голове. В мыслях было только о том, что скоро грибов уже не будет, однако начнутся черника, малина, орехи и брусника. Вот же придёт кто-то домой с фиолетовыми губами! Наступила зима. Снова автор вышел в лес и теперь он видит только одного мальца – мальчика лет шести, который собирал хворост, помогая отцу. С непривычки, мальчик поначалу нагрубил писателю, но тот своей природной добротой убедил в праведности своих намерений. Оказалось, что семья у мальчика большая, но кроме него и отца – мужчин в доме никого нет. А дрова таскать, или хворост на худой конец, это дело как раз мужское.

Краткое содержание некрасов крестьянские дети

Быт народа всегда находится в гармонии с природой, которую автор рисует бережно и с любовью. В начале стихотворения перед нами предстает спокойная и счастливая жизнь, которая может быть у поэта только в деревне: он занимается любимым делом (пишет стихи), вокруг чудесная природа. Ему «живется легко». Автору всегда хорошо с детьми: он не раз бродил с ними по лесу, собирая грибы, ягоды, орехи. Но затем он размышляет, что ждет крестьянского ребенка в будущем.

Краткий пересказ ,крестьянские дети срочно

Воркует голубка, над крышей летая, Кричат молодые грачи, Летит и другая какая-то птица — По тени узнал я ворону как раз, Чу! шепот какой-то… а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей… Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»Мы оба нагнулись, да разом и хвать…

Краткое содержание крестьянские дети, некрасов читать

Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме. Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы. Введение в поэму через сюжет Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей. Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку.

Краткое содержание крестьянские дети некасова н.а

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,Пора за работу, родной! —Но даже и труд обернется сначалаК Ванюше нарядной своей стороной. Он видит, как поле отец удобряет,Как в рыхлую землю бросает зерно,Как поле потом зеленеть начинает,Как колос растет, наливает зерно…Итак, обернуть мы обязаны кстати Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребенок свободноРастет, не учась ничему,Но вырастет он, если Богу угодно,А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,Гарцует верхом, не боится воды,Зато беспощадно едят его мошки,Зато ему рано знакомы труды… * * * Однажды, в студеную зимнюю поруЯ из лесу вышел, был сильный мороз.Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз,И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведет под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах…

Некрасов, «крестьянские дети»: анализ и краткое содержание произведения

Но есть и другая сторона медали: слишком тяжел бывает этот труд. Не может не вызвать сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу. + 0 — лллооолллкккеееккк 14 дек. 2021 г. , 10:29:03 (3 месяца назад) хаааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааалк Ответить Текст вашего ответа Введите текст с картинки Другие вопросы из категории Yaroslav300182 / 18 марта 2015 г., 11:06:41 Какие НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ помогли Робинзону Крузо выжить на обитаемом острове? Напишите по пунктам : 1…. 2… 3… ………….

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением.

Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.


Такой русский дух в поэме, что написал Некрасов. «Крестьянские дети», анализ их образа жизни показывают всю ситуацию тогдашней России. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб.

Краткое содержание рассказа крестьянские дети некрасов

Довольно, Ванюша! гулял ты немало,Пора за работу, родной! — Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной. Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно… Итак, обернуть мы обязаны кстати Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребенок свободноРастет, не учась ничему, Но вырастет он, если Богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки,Зато ему рано знакомы труды… * * * Однажды, в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел, был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз, И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…

Читайте также:  Игорь скляр с собаками

Некрасов, «,крестьянские дети»,: анализ и краткое содержание произведения

Пишу мои вирши — живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка, над крышей летая, Кричат молодые грачи, Летит и другая какая-то птица — По тени узнал я ворону как раз, Чу! шепот какой-то… а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей… Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»Мы оба нагнулись, да разом и хвать…

Некрасов н.а. — крестьянские дети

Поэма учит нас понимать, что, несмотря на то, что бедные люди трудились до изнеможения, этот труд приносил им не только мучения, но и радостность. Главная мысль заключается в уважительном отношении к труду простых людей, ведь у них тоже есть возможность радоваться жизни, только им необходимо много и долго работать. Наконец он проснулся, и сразу же он услышал переливистое пение птиц. Ему удалось различить ворону и грача. И вдруг взгляд незнакомца наткнулся на крошечные шустрые глаза.

Краткое содержание поэмы крестьянские дети некрасова

Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели. Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя. А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день — то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших.

Краткое содержание рассказа некрасова крестьянские дети

Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб. Завершение сюжетной линии Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала.

Далее дети стали сами давать команды псу. Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь.

Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей. Образ природы в стихотворении Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме. Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы. Введение в поэму через сюжет Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней.

Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей.

По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей. Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку.

Богатый образ крестьянских детей

Будущий писатель родился в простой, небогатой, но уважаемой семье. Ребенком он часто играл со сверстниками. Ребята не воспринимали его как высшего и барина. Некрасов никогда не отказывался от простой жизни. Ему было интересно познавать новые миры. Поэтому, наверное, он один из первых ввел образ простого человека в высокую поэзию. Именно Некрасов заметил прекрасное в деревенских образах. Позже его примеру последовали и другие писатели. Сформировалось движение последователей, которые писали, как Некрасов. «Крестьянские дети» (анализ которого можно провести, основываясь на исторический период, в котором была написана поэма) заметно выделяются из всего творчества поэта. В других произведениях больше горя.

А эти дети полны счастья, хотя автор и не питает больших надежд относительно их светлого будущего. Малышкам нет времени болеть и размышлять над ненужным. Их жизнь полна разноцветья природы, в которой им посчастливилось жить. Они трудолюбивые и по-простому мудрые. Что ни день – то приключение. Вместе с тем дети по крупицам впитывают науку от старших.

Их интересуют легенды и истории, не чураются даже работы столяра, о котором говорится в поэме. Несмотря на все проблемы, они счастливы в своем уголке рая. Автор говорит, что таких ребят нечего жалеть и ненавидеть, им нужно завидовать, ведь дети богачей не имеют такого колорита и свободы.

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей. Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Размышления автора

Далее Некрасов отрывается от сюжетной линии и предается размышлениям. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто воспринимает их как «низкого рода людей», все равно когда-то им завидовали. В жизни бедноты больше поэзии, говорит Некрасов. Крестьянские дети делали вместе с ним грибные набеги, клали змей на перилах моста и ждали реакции прохожих. Под старыми вязами отдыхали люди, ребятишки их обступали и слушали истории. Так узнали легенду про Валила. Живший всегда богачом, он как-то разозлил Бога. И с тех пор не было у него ни урожая, ни меда, только волосы в носу хорошо росли.

Другой раз рабочий человек раскладывал инструменты и показывал заинтересованным детям, как пилить и рубить. Истомленный мужчина засыпал, а ребята давай пилить и строгать. Затем нельзя было сутки убрать пыль.

Если говорить про истории, которые описывает поэма «Крестьянские дети», Некрасов как бы передает собственные впечатления и воспоминания.

Будни крестьянских детей

Далее писатель ведет читателя к реке. Там кипит бурная жизнь. Кто купается, кто делится рассказами. Какой-то мальчик ловит пиявок «на лаве, где матка колотит белье», другой смотрит за младшей сестренкой. Одна девочка делает венок. Другая привлекает лошадь и скачет на ней верхом. Жизнь полна радости. Ванюшу отец позвал к работе, и парень с удовольствием помогает ему в поле с хлебом. Когда урожай собрали, он первый пробует новый хлеб. А после сидит верхом на телеге с соломой и чувствует себя царем. Другая сторона медали, что у детей нет права выбора будущего, и этим обеспокоен Некрасов. Крестьянские дети не учатся и счастливо растут, хотя им приходится трудиться.

Самый яркий персонаж поэмы

Следующую часть поэмы часто ошибочно считают отдельным произведением. Рассказчик «в студеную зимнюю пору» видит воз с хворостом, лошадь ведет маленький человечек. Он в большой шапке и огромных сапогах. Это оказался ребенок. Автор поздоровался, на что мальчик ответил, чтобы тот проходил. Некрасов спрашивает, что он тут делает, ребенок отвечает, что возит дрова, которые рубит отец. Парнишка помогает ему, поскольку в их семье только два мужика, отец и он. Поэтому это все похоже на театр, но мальчик реальный.

Такой русский дух в поэме, что написал Некрасов. «Крестьянские дети», анализ их образа жизни показывают всю ситуацию тогдашней России. Писатель призывает расти на свободе, ведь впоследствии это поможет любить свой трудовой хлеб.

Завершение сюжетной линии

Далее автор отрывается от воспоминаний и продолжает сюжет, с которого начинал поэму. Дети стали более смелые, и он закричал собаке по кличке Фингал, что приближаются воры. Нужно прятать пожитки, сказал псу Некрасов. Крестьянские дети были в восторге от навыков Фингала. Собака с серьезной мордой спрятала все добро в сено. Особенно она старалась над дичью, затем легла в ноги хозяина и зарычала. Далее дети стали сами давать команды псу.

Рассказчик наслаждался картиной. Стало темно, приблизилась гроза. Прогремел гром. Упал дождь. Зрители бежали. Босоногие дети мчались к домам. Некрасов остался в сарае и переждал дождь, а потом с Фингалом пошел искать дупелей.

Образ природы в стихотворении

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города. Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы.

Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб. Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь. Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.

Введение в поэму через сюжет

Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» начинается с описания нескольких предыдущих дней. Рассказчик охотился и уставший забрел в сарай, где и заснул. Его разбудило солнце, что пробивалось в щели. Он услышал голоса птиц и узнал голубей и грачей. По тени узнал ворону. В щель на него смотрели глаза разного цвета, в которых были покой, ласка и доброта. Он понял, что это взгляды детей.

Поэт уверен, что такие глаза могут быть только у деток. Они тихо между собой комментировали то, что видели. Один смотрел на бороду и длинные ноги рассказчика, другой на большую собаку. Когда мужчина, вероятно сам Некрасов, открыл глаза, дети бросились прочь, как воробьи. Как только поэт опустил веки, появились снова. Далее заключили, что он не барин, ведь не лежит на печи и ехал с болота.

Образ природы в стихотворении

Невозможно не воспеть богатство и красоту русской природы. Поэтому наряду с темой любви к детям произведение Некрасова «Крестьянские дети» прославляет прелести жизни за серыми стенами города.


Уже с первых строк автор тонет в ворковании голубей и щебетании птиц. Затем сравнивает цвет детских глаз с цветами в поле. Образ земли преследует поэта в лесу, когда он собирает грибы. Из леса ведет читателя к реке, где купается детвора, из-за чего вода будто смеется и воет. Их жизнь неотделима от природы. Дети плетут венки из бледно-желтых цветов, их губы черные от черники, набившей им оскомину, они встречаются с волком, подкармливают ежа.

Важна роль хлеба в поэме. Через взгляд одного из мальчишек рассказчик передает всю святость выращивания зерна. Он описывает весь процесс от бросания семени в землю до выпечки хлеба на мельнице. Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» призывает вечно любить поле, что дает силу и трудовой хлеб.

Присутствие природы добавляет поэме мелодичности.

Освещение образовательного вопроса

Кроме этого, возникает проблема образования в поэме, которую поднимает Некрасов. Крестьянские дети лишены возможности учиться. Они не знают книг. И рассказчик волнуется за их будущее, ведь знает, что только Богу известно, вырастет ребенок или умрет.


Но рядом с бесконечной работой дети не теряют жажды к жизни. Они не разучились радоваться мелочам, что попадаются на их пути. Их будни полны ярких, теплых эмоций.

Поэма — ода простым детям. После ее опубликования в 1861 году весь богатый мир узнал — чудны крестьянские дети. Некрасов возвысил простоту бытия. Он показал, что во всех уголках страны живут люди, которые, несмотря на свой низкий социальный статус, отличаются человечностью, порядочностью и другими благодетелями, о которых уже начали забывать в крупных городах. Произведение имело фурор. А его актуальность остается острой и по сей день.

Тяжелая жизнь некрасовских детей

Судьба крестьянских детей намертво привязана к труду на земле. Сам автор говорит, что они рано познают труды. Так, Николай Алексеевич приводит в пример маленького мальчика, который рано повзрослел. Шестилетний малый вместе с отцом работает в лесу и даже не думает жаловаться на свою жизнь.


Уважение к работе прививается с детства. Смотря на то, как их родители уважительно относятся к полю, дети им подражают.

Источник