Меню

Картины людей с головами собак

Откуда у святого голова собаки?

Говорят, что св. Христофор был кинокефалом – человеком с песьей головой. Почему? Версий много:

  • он родом из племени, где все люди имели собачьи головы
  • он был очень красив, но скромен и, устав от женских притязаний, попросил Господа изуродовать свою внешность
  • его прозвали так за свирепость и уродство
  • прозвище псоглавца он получил за собачью верность Христу
  • он был хананитом – выходцем из Персии, а переводчики слово «cananeus» прочли, как «собачий»
  • он был из Киноскефалии, где холмы похожи на собачьи головы, а толмачи опять напортачили
  • коптские христиане, на культуру которых оказывало влияние египетское искусство, трансформировали суровую внешность Христофора по образу и подобию привычного им шакалоподобного Анубиса
  • не исключено, что на самом деле бедняга Христофор болел редкой генетической болезнью – гипертрихозом, оволосением лица и тела, сделавшим его похожим на животное.

Так или иначе, но почитают св. Христофора и католики, и православные. Хотя у наших старообрядцев он по-прежнему псоглавец, а у титульной церкви с 1722 года он — либо воин с вполне человеческой внешностью, либо бородатый, но не страшный, великан, у которого под ногами бурная река, а на плечах сидит младенец-Христос. Католики рисуют его и так, и эдак, но чаще — человеком.

Кроме удивительной внешности, есть много и других не менее интересных фактов из жизни святого Христофора:

  • святой Христофор был человеком огромного роста и недюжинной силы
  • Христофор — дословно с греческого — носящий Христа
  • до крещения его звали Репрев – дурной, отверженный
  • чтобы захватить его в плен понадобилось 200 воинов
  • он служил в римской армии
  • он, подобно Христу, чудесным образом умножил хлебы
  • в его руках расцвел сухой посох
  • все, кто общался с ним, уверовали в Христа и обратились в христианство
  • его служением Христу была работа переносчиком путников через бурную реку
  • одним из его «пассажиров» стал младенец-Христос, оказавшийся ужасно тяжелым (он же уносил на себе тяготы всего человечества), но великан сдюжил и донес драгоценную ношу до берега
  • православные уверены, что глава святого хранится где-то в Благовещенском соборе в Москве, а католики, что она на острове Раб (Хорватия)
  • псоглавые изображения святого запрещены святым Синодом в 1722 году
  • большинство икон псоглавца в России было уничтожено или записано
  • он покровитель Вильнюса, Гаваны, нескольких городов в Германии, Испании и других странах
  • он помогает путешественникам, водителям, лодочникам, паромщикам, серфингистам, рыбакам
  • защищает от наводнений, ливней, молний и гроз
  • он оберегает людей от эпидемий.

Такой вот необычный, полумифический, но очень сильный святой.

Источник

Почему на иконах есть святой с собачьей головой

В средневековом искусстве людей, и даже святых, нередко изображали с песьими головами . Самым известным примером является икона святого Христофора , христианского мученика 3 века, чей лик добродушного пса заполонил весь интернет.

Людей с песьими головами называют кинокефалами или псоглавцами . В летописях псоглавцами называли особо зловредных варваров. Для очернения противников Христа их могли изображать песьеподобными. Эта учесть не обошла бесов и прочих представителей инфернального мира.

Вера в чудовищ с собачьими головами основывалась на восточных байках и легендах . Восток для средневековых авторов был территорией чудес и мифических существ. Поэтому старинные христианские миниатюры и картины пестрят сюжетами, где монстры являются полноценной частью изобразительного рассказа.

Легенда о святом Христофоре , которая появилась в Греции к 4 веку, гласит, что святой родился на севере Африки , на территории Ливии или Египта. Он был выше 2 метров, здоровый, но с безобразным лицом . Тогда его звали Репробусом , на славянский манер — Репревом .

Читайте также:  Бежит по улице собака такая черная собака такая рыжая собака она бежит без поводка

Сначала Репрев служил царю Ханаана. Но ему хотелось служить самому великому правителю. Он услышал о царе, которого нарекли самым великим, и пошел служить ему. Репрев увидел, как тот перекрестился при упоминании дьявола и понял, что дьявол покруче будет, ведь царь его боится. Репрев отправился на поиски дьявола.

Он встретил разбойников, среди них один называл себя дьяволом, и Репрев стал служить ему. Однажды он увидел, как разбойник испугался придорожного креста, тогда он узнал, что дьявол боится Христа . Тогда Репрев пошел искать Христа.

Репрев встретил отшельника и спросил: «Где найти Христа?» . Отшельник сказал, что нужно молиться и поститься, тогда Христос появится. Но Репрев отказался от столь тяжкой ноши. Тогда отшельник предложил громиле помогать людям перебираться через бурную реку, которая унесла много жизней тех, кто пытался ее перейти.

Некий ребенок попросил Репрева помочь ему перейти реку. Репрев согласился. На полпути дите стал таким тяжелым, что Репрев чуть было не упал. Перейдя реку, он сказал ребенку, что тот был тяжелым как весь мир. Ребенок возразил:

«На твоих плечах был не только весь мир, но и тот, кто его создал. Я — Христос. Царь, которому ты служишь.»

Вдруг ребенок исчез.

Позже Репрев отправился в Ликию, что на территории Турции, дабы помочь гонимым христианам. Тамошний царь пытался воспрепятствовать Репреву. Он послал ему красивых девиц, но Репрев обратил их в христианство. Затем последовали попытки убийства, в итоге Христофора обезглавили .

В православной церкви Христофора часто изображали с песьей головой. У католиков эта традиция не прижилась, хотя были случаи таких изображений. На Руси Христофора широко почитали, люди верили, что молитвы, обращенные к нему, исцеляют.

Также Христофор является покровителем путников. В православии его поминают 9 мая.

Почему Христофора изображали с песьей головой?

Восточные христиане в древности считали, что святой Христофор родился в легендарной стране песьеголовцев , поэтому изображали его с головой собаки. Выше я описал, что образ восточных стран у средневековых авторов был фантастичен, и это никак не противоречило христианскому взгляду на мир.

Изображения Христофора с песьей головой делали уже в 5-7 веке в Византии. Авторы, по всей видимости, действительно верили в зооморфных людей. Возможно, причиной мог быть распространенный у некоторых восточных народов гипетрихоз , когда лицо густо покрывается волосами. Или, когда путешественники видели человекообразных обезьян в Африке и на Востоке.

Предлагают версии, что слово «хананит » могли перевести как «песий», или у Христофора лицо было настолько обезображено, что он походил на пса. Есть версия, что Христофора уподобили с собакой из-за его верности Христу. Мне нравится вариант, что копты, откуда мог пойти культ Христофора, позаимствовали образ собаки с египетского бога Анубиса .

Однако в 18 веке Русская церковь подверглась влиянию европейской культуры, поэтому Синод запретил изображать Христофора с песьей головой. Некоторые иконы и фрески уничтожили, остальные списали.

Источник



Одна из загадочных картин Гойя. Собака

Франциско Гойя,Собака, 1819—23г.Мадрид,Прадо.

Вряд ли вам знакома эта картина.О ней говорят совсем немного.Может потому,что нет в ней красоты и ярких красок .
Но тем не менее, картина производит сильное впечатление на зрителя.

Читайте также:  Собака лает дома одна это нарушение

Был период в жизни Ф.Гойи,когда он оглох и переселился в дом,который называли»Дом глухого.»В этот период с 1819по 1823г он писал картины прямо на штукатурке своего дома.

15 картин,названные впоследствии» Мрачными картинами»,в сериях своих офортов Гойя изображал пороки людей,страхи,терзавшие его и многих других. Мрачные картины в» Доме глухого»-это эпогей обличения зла.

К таким картинам относится «Собака»,сначала написанная на сырой штукатурке,а потом перенесена на холст. В центре такой панорамы, рядом с дверью мы видим одинокую брошенную собаку.

Неизвестно изначальное намерение художника. Голова собаки то ли появляется из-за склона, то ли выныривает из мутной воды. Собака смотрит вверх пронзительным, почти человеческим взглядом, вызывая глубокое беспокойство, обостряемое огромным пустым пространством сверху.
Взгляд собаки особенно пронзителен.Возможно она просто не может выплыть и просит о помощи.

Это самая загадочная картина в серии Кинта. Мы видим только голову собаки на коричневом фоне. Трудно понять значение этой фрески. Где находится эта собака? Куда и на что она смотрит?

Становится не по себе ,глядя на эту тонущую собаку. Она прячется или специально поднимает голову, может она боится чего-то?

Предположений о смысле этой картины – бесконечное множество. Возможно, собака – символ заброшенности и одиночества?

Источник

Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.

В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.

Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.

И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то. кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использова­лись лишь для нахождения и преследова­ния зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобре­тения огнестрельного оружия их использо­вали для охоты с сетью.

Читайте также:  Что делать не могу забыть собаку

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.

В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности.

Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.

Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…

Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения не только для хозяев, а и для многих мастеров анималистической живописи. И любовь к ним со стороны всего общества возрастет с каждым годом.

Генриетта Роннер-Книп — бельгийская художница-анималистка, посвятившая более 30 лет написанию портретов котов и кошек, свою карьеру начинала с живописи собак.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник