Урок-викторина по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»
Сегодня у нас обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» ,и мы проведём его в игровой форме. Класс делится на две команды, проводится три тура, игра с болельщиками после I -го тура, вопрос от жюри командам после II -го тура.
Давайте вспомним: какие произведения И.С.Тургенева вы прочитали?
(«Муму», «Русский язык», «Бежин луг», «Бирюк»).
– Что мы знаем о герое-рассказчике?
(Что он охотник и что он заблудился).
– А случалось ли вам заблудиться?
– Если да, то, какие чувства вы испытывали?
– Какие чувства испытывал наш герой?
(Герой сначала испытывает недоумение, «дивясь своей ошибке», потом ему становится «жутко». Когда совсем стемнело, он «отчаянно устремился вперед», опять не узнал местности – «странное чувство овладело» им, «сердце сжалось», понял, что окончательно заблудился и пошел «по звездам – наудалую»).
Итак, давайте перейдем к первому туру игры.
Каждой команде задаю по 13 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. На размышление даю полминуты.
В о п р о с ы д л я I -ой к о м а н д ы.
1)Определите время года, в которое происходит действие рассказа.
2) Как звали собаку рассказчика?
3) Как называется луг, на котором оказался наш, герой-рассказчик.
4) Скольких мальчиков встретил у костра охотник.
5) Были ли сидевшие вокруг огня гуртовщиками?
6) А кто это были?
(Крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли
7) Кто такие гуртовщики?
(Хозяева и погонщики гуртов; гурт – стадо скота, которое гонят на
8) Какого цвета были глаза у Павлуши?
9) У кого лицо было в веснушках?
10) Чей это портрет?
(Стройный, с красивыми тонкими, немного мелкими чертами лица,
кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной,
полувеселой, полурассеянной улыбкой.)
11) Опишите рубаху, которая была на Феде.
(Пёстрая ситцевая, с жёлтой каёмкой.)
12) Опишите Павла.
(Волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо
бледное, рябое; рот большой, вся голова огромная, тело
13) Как звали брата Ильюши.
В о п р о с ы д л я II -ой к о м а н д ы.
1)В каком месяце происходило всё это действие?
2) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?
(Лошадей выгоняли на ночь, так как днём мухи и оводы не дали бы им
покоя, а мальчики стерегли табун.)
3) Как звали мальчиков, и по сколько лет им было?
(Феде – 14, Павлуше и Ильюше – 12, Косте – 10, Ване – 7.)
4) Кто из мальчиков самый богатый? Как вы узнали?
(Федя. По одежде.)
5) Что готовили мальчики?
6) Какого цвета у Феди был пояс?
7) А что висело на поясе?
8) Сколько собак было у мальчиков?
9) Как звали собак?
10) Чей это портрет?
(Лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Желтые почти белые волосы торчали из-под войлочной шапочки.)
11) Сколько раз была перевита верёвка вокруг стана Ильюши?
12) Опишите Костю.
(Лицо его невелико, худо, в веснушках, внизу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; большие, чёрные, жидким блеском блестящие глаза. Маленького росту, сложения тщедушного т.е. хилого, слабого.)
13) Как звали сестру Вани?
И г р а с б о л е л ь щ и к а м и.
(Если болельщики не знают ответа, то одна из команд может ответить. За правильный ответ команда получает 5 баллов.)
– Сколько всего историй рассказали мальчики, сидевшие вокруг огня?
Назовите эти истории?
(Всего они рассказали одиннадцать историй:
2-ая – о Гавриле, слободском плотнике.
3-ая – о Ермиле и барашке.
4-ая – о покойном барине Иване Иваныче.
5-ая – о бабе Ульяне.
6-ая – о Солнечном затмении.
7-ая – о Тришке – антихристе.
8-ая – о Акиме – леснике.
10-ая – о Акулине – дурочке.
11-ая – о Васе и его матери Феклисте.
В т о р о й т у р.
Отвечает та команда, которая первая поднимет красный кружок. За правильный ответ команда получает три балла.
1)Кто рассказывает историю о домовом?
2) Как проявляет себя домовой?
(Невидимый домовой пугает людей на фабрике: ходит, шумит,
открывает двери, двигает чаны, кашляет.)
3) Кто рассказывает историю о Гавриле?
4) Что случилось с Гаврилой?
(Гаврила «невеселый стал» после встречи с русалкой.)
5) Профессия Гаврилы.
6) Какого цвета глаза у русалки?
7) Кто такой Ермил и что с ним случилось?
(Ермил – псарь, нашёл на могиле утопленника барашка, который
повторил обращённые к нему ласковые слова Ермила: «Бяша».)
8) А кто эту историю рассказывает?
9) Кто искал разрыв-траву и зачем?
(Покойный барин Иван Иваныч ищет разрыв-траву, потому что
его давит могила, и ему хочется вон из нее.)
10) Кто встретил барина Ивана Иваныча?
11) Кого увидела на кладбище баба Ульяна и что с ней потом
(… в родительскую субботу … стоит только ночью сесть на
паперть (крыльцо перед входом в церковь) на церковную да
всё на дорогу глядеть. Те и пройдут мимо тебя по дороге, кому
умирать в этом году. Ульяна видела умершего прошлой весной
Ивашку Федосеева, а потом саму себя, и теперь «в ней чуть
12) Что такое «предвиденье небесное»?
13) Кто такой Тришка?
(Антихрист – противник Христа, который должен явиться перед
14) Почему баба-стряпуха в Шаламове стала бить горшки ухватом?
(«Кому теперь есть, – говорит, – наступило светопреставление».) 15) Варнавицы – что это за место?
(Варнавицы – «нечистое место», где по рассказам Ильюши, часто
происходят встречи людей с нечистой силой.)
16) «Староста наш в канаву залез, Старостиха в подворотне
застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так
запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес».
(Увидев человека с «удивительной головой», народ подумал, что
Тришка идет. А на самом деле это был бочар Вавила, купивший
новый жбан (кувшин) и надевший его себе на голову.)
17) Как объясняет Павел стоны, которые Костя в овраге слышал?
(Павел выдвигает две «версии»: одну в духе Ильюши («жалобится»
душа утопленного в болоте Акима-лесника), другую – объясняя
непонятное через определенное природное явление («есть такие
лягушки махонькие, которые так жалобно кричат…»)
18) Кто и где утопили Акима-лесника?
19) Что знает про лешего Ильюша?
(«Леший немой, … он только в ладоши хлопает и трещит…»)
20) Почему Акулина кинулась в реку и рехнулась?
(Её полюбовник обманул, а рехнулась, как в воде побывала. Водяной
её испортил, говорят прежде красавица была.)
21) С каких пор Феклиста не в своём уме?
(С тех пор как утонул её сын Вася.)
22) Какими событиями прерываются истории, рассказанные ребятами?
(Стряпают, едят варёную картошку. Лают собаки, и Павлуша
проверяет, не волк ли обеспокоил их. Повествование прерывается
описанием природы, авторскими замечаниями.)
23) Почему Ильюша беспокоится, когда Павел уходит за водой?
(Боится, что водяной его к себе утащит)
24) Что рассказывает Павел, вернувшись к костру?
(Что слышал голос, зовущий его из воды.)
25) Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?
(Павел. Он не боится поскакать на волка. Он же идет за водой,
несмотря на рассказы об утопленниках.)
26) Кто из ребят лучше всех знал сельские поверья?
27) Кто является основным действующим лицом «Бежина луга»?
(Автор-рассказчик, непосредственный свидетель и участник
28) Какие сказочные существа упоминаются в этом произведении?
(Леший, водяной, русалка, домовой.)
В о п р о с к о м а н д а м о т ж ю р и.
1)Какие рассказы мальчиков вас заинтересовали и кто из них лучший
(Мнения могут разделится: некоторым ученикам может нравится
Ильюша, так как он знает больше историй, привлекает обилие
информации. Другим нравится Павлуша. Он лидер.)
2) Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков?
(Рассказ Ильюши, скорее всего, напугал мальчиков, они со страхом
слушают его историю. Рассказ Павлуши вызывает общий смех, страх
исчезает. Историю про бочара Вавилу, который надел на голову жбан
3) Как вы считаете, верили ли мальчики в то, о чём рассказывали?
(Ильюша верит в Тришку, рассказывает взахлёб, переживает свой
рассказ, старается поразить слушателей, испугать их. Павлуша
более спокоен, он тоже верит в приход Тришки, но относится к
своему былому страху с иронией. Павел старается объяснить все
странное в природе с позиций здравого смысла. Так, когда Костя
рассказывает о «болезном голосе», доносящемся «из бучила»,
Павлуша замечает: «А то, говорят, есть такие лягушки махонькие,
которые так жалобно кричат». Он придерживается трезвого
4) Чему в рассказах мальчиков вы верите?
5) Как вы объясните финал рассказа «Бежин луг»?
(Печальный финал – повод высказать авторскую симпатию к
Павлуше, выделить его среди всех мальчиков. Гибель Павлуши была
предсказана в разговоре о водяном. Павлуша рассказывал, что ему
послышалось, как его звал голос утонувшего Васи. На слова Ильюши,
что это дурная примета, Павлуша решительно произносит: «Своей
судьбы не минуешь». Вот он и не миновал своей судьбы.)
6) Сбывается ли дурная примета?
(Дурная примета сбывается лишь отчасти: Павел не утонул, но
7) Почему рассказ называется «Бежин луг»?
(В сознании автора есть воспоминания о том, как он заблудился,
картины природы в разное время суток, образы мальчишек, судьба
Павлуши – всё это связано с Бежиным лугом.)
8) Что ещё, кроме бедности, удалось показать автору?
(Тургеневу удалось показать не только их обездоленность, но и
одарённость, духовную красоту.)
Цель урока: закрепление, обобщение рассказа «Бежин луг»;
развитие речи учащихся.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оформление: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу
«Бежин луг», сделанные учениками.
Учительница русского языка и литературы
Мусаева Заира Ахиятовна.
Номер материала: ДБ-844242
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Тест по произведению И.С. Тургенева «Бежин луг»
Тест по творчеству И.С. Тургенева.
Кто из пяти мальчиков в рассказе «Бежин луг» был старше всех?
а) Павлуша, б) Илюша, в) Костя, г) Федя.
Кто из мальчиков «лучше других знал сельские поверья»?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
Как звали собаку охотника?
а) Ветка, б) Жучка, в) Бианка, г) Дианка.
Что такое «разрыв-трава»?
а) горькая трава, б) колдовская трава, в) сухая трава, г) волшебная трава.
а) стадо скота, б) стадо скота, которое гонят на продажу,
в) стадо овец, г) стадо коров, которое гонят на водопой.
Кто такие «козюли»?
а) козы, б) козлы, в) лягушки, г) змеи.
О ком эти слова: «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы»?
а) о Косте, б) о Павлуше, в) о Феде, г) об Илюше.
Кто из мальчиков рассказывал у костра историю о русалке?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
Кому принадлежат слова: «А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варновицах приключилось?»
а) Косте, б) Павлуше, в) Ване, г) Илюше.
«Я с версту крюку дал». Чему равна верста?
а) 1,06 км, б) 1 км, в)1,5 км, г) 2 км.
Что такое «пейзаж»?
а) словесное описание красивого места,
б) словесное изображение природы,
в) картина природы в художественном произведении,
г) жанр изобразительного искусства.
Какой рассказ не входит в книгу И.С. Тургенева «Записки охотника»?
а) «Бирюк», б) «Скворцы», в) «Певцы», г) «Хорь и Калиныч».
1-г, 2-г, 3-в, 4-в, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б.
А.Н. Замышляева. Литература. 6кл.: система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: Учитель, 2014- с.132-133.
Номер материала: ДБ-004646
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Тест с ответами: “Бежин луг” И.С.Тургенев
1. Произведение Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в этом году:
а) 1851 +
б) 1853
в) 1861
2. Как называется сборник, в который вошло произведение:
а) “Пометки лесника”
б) “Записки охотника” +
в) “Дневник браконьера”
3. Жанр произведения:
а) повесть
б) роман
в) рассказ +
4. Черты какого литературного направления есть в произведении:
а) романтизма +
б) сентиментализма
в) классицизма
5. Черты какого литературного направления есть в произведении:
а) сентиментализма
б) футуризма
в) реализма +
6. Повествование ведется от лица:
а) Ильюши
б) рассказчика +
в) Феди
7. Каким образом рассказчик оказался на Бежином лугу:
а) рядом с лугом находилось поместье рассказчика
б) он всегда ночевал на Бежином лугу
в) заблудился и случайно вышел к нему +
8. Больше всего народных примет и поверий о «нечисти» знал:
а) Ильюша +
б) Федя
в) Павлуша
9. Плотник Гаврила стал невеселым после этого события:
а) Гаврила с малых лет был хмурым
б) он встретил покойного отца
в) он встретил русалку +
10. «Говорящий» барашек, который пристально смотрел в глаза, достался Ермиле таким образом:
а) барашка Ермиле дала русалка
б) он подобрал барашка на могиле утопленника +
в) он нашел животное у церковной паперти
11. Призрак покойного барина искал:
а) разрыв-траву +
б) цветок папоротника
в) своих родственников
12. О ком следующие слова:
«только в ладоши хлопает да трещит»
а) о лешем
б) о лешем +
в) о домовом
13. Когда набирал ночью воду из реки, Павлуша услышал:
а) будто его звал Вася +
б) хохот русалки
в) крики цапли
14. В каком месяце происходили события:
а) июнь
б) август
в) июль +
15. Каким был день, описанный Тургеневым:
а) прекрасный +
б) прохладный
в) пасмурный
16. Как звали собаку автора:
а) Ульянка
б) Дианка +
в) Найда
17. Необходимо указать, как называется приём изображения, представленный в данном фрагменте:
«Но вот опять хлынули играющие лучи, и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило»
а) авторская характеристика
б) интерьер
в) пейзаж +
18. Где происходит действие произведения:
а) в Тверской губернии
б) в Тульской губернии +
в) в Саратовской губернии
19. Сколько мальчиков увидел автор у костра:
а) 7
б) 3
в) 5 +
20. Что делали деревенские ребятишки на лугу:
а) охотились
б) стерегли табун лошадей +
в) играли в прятки
21. Самым старшим мальчиком был:
а) Федя +
б) Ильюша
в) Костя
22. Возле какой речки находился Бежин луг:
а) Донец
б) Снежедь +
в) Хопер
23. В каком уезде охотился автор:
а) в Черновском
б) в Черничном
в) в Чернском +
24. На кого охотился рассказчик в произведении»:
а) на лисиц
б) на тетеревов +
в) на зайцев
25. Большая сплошная масса кустов в тех местах, где охотился рассказчик, называлась:
а) елань
б) пойма
в) площадь +
26. Сколько собак было у мальчишек:
а) пять
б) две +
в) семь
27. Кому из мальчиков было около десяти лет:
а) Косте +
б) Ильюше
в) Феде
28. Кто из мальчиков работает на бумажной фабрике:
а) Павлуша
б) Федя
в) Ильюша +
29. Кого из сельских жителей приняли за Тришку:
а) бочара Вавилу +
б) плотника Гаврилу
в) кузнеца Никиту
30. Кто такие казюли:
а) суслики
б) змеи +
в) мыши
Источник
Тест по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»
тест по литературе (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_bezhin_lug.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по творчеству И.С. Тургенева.
- Кто из пяти мальчиков в рассказе «Бежин луг» был старше всех?
а) Павлуша, б) Илюша, в) Костя, г) Федя.
- Кто из мальчиков «лучше других знал сельские поверья»?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
- Как звали собаку охотника?
а) Ветка, б) Жучка, в) Бианка, г) Дианка.
а) горькая трава, б) колдовская трава, в) сухая трава, г) волшебная трава.
а) стадо скота, б) стадо скота, которое гонят на продажу,
в) стадо овец, г) стадо коров, которое гонят на водопой.
а) козы, б) козлы, в) лягушки, г) змеи.
- О ком эти слова: «Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы»?
а) о Косте, б) о Павлуше, в) о Феде, г) об Илюше.
- Кто из мальчиков рассказывал у костра историю о русалке?
а) Костя, б) Павлуша, в) Ваня, г) Илюша.
- Кому принадлежат слова: «А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варновицах приключилось?»
а) Косте, б) Павлуше, в) Ване, г) Илюше.
- «Я с версту крюку дал». Чему равна верста?
а) 1,06 км, б) 1 км, в)1,5 км, г) 2 км.
а) словесное описание красивого места,
б) словесное изображение природы,
в) картина природы в художественном произведении,
г) жанр изобразительного искусства.
- Какой рассказ не входит в книгу И.С. Тургенева «Записки охотника»?
а) «Бирюк», б) «Скворцы», в) «Певцы», г) «Хорь и Калиныч».
1-г, 2-г, 3-в, 4-в, 5-б, 6-г, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б.
А.Н. Замышляева. Литература. 6кл.: система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: Учитель, 2014- с.132-133.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые вопросы направлены на понимание учащимися идейного содержания рассказов и особенности поэтики А.П.Чехова.
Тест предназначен для учащихся 6 класса. Цель: осуществить контроль за уровнем владения читательской компетенцией.
Тест проверяет знание композиции рассказа, используемых автором художественных средств, понимание идейного содержания рассказа, его проблематики, тематики.
Два теста по два варианта.
Задания закрытого типа проверят знание учениками текста рассказа Распутина.
тест проводится в 6 классе коррекционной школы VIII вида.
Тест на знание текста рассказа И.С.Тургенева «Муму». Состоит из 20 вопросов. Предназначен для учащихся 5 — х классов.
Источник