Меню

Как вы поняли почему старик запретил собаке брать еду у молодых людей

Урок «Старик в станционном буфете»

урока литературы на тему:

«Роль художественной детали в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»» (6 класс)

1. Решаемые учебные проблемы:

развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной детали в произведении;

— подведение учащихся к понимаю принципов взаимоотношений между людьми разных социальных групп, отношений между людьми и животными;

— формирование общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;

— воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.

2. Задачи для учащихся:

познакомиться с содержанием рассказа;

— определить, какие проблемы поднимает автор произведения;

— находить художественную деталь и раскрывать ее роль в характеристике героев произведения, ситуациях и реализации авторского замысла;

— определить основные черты характера главного героя, принципы и правила его жизни;

— выявить значение второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла.

3. Планируемые результаты:

Личностные : развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного отношения к героям рассказа К.Г. Паустовского, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари и др.)

Познавательные : расширение представления детей о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Регулятивные : умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные : формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе (паре); проявление взаимопомощи, поддержки, умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

В познавательной (интеллектуальной) сфере : формирование компетенций грамотного читателя через выявление и осмысление художественной детали в произведении, лексическую работу; владение литературоведческой терминологией при анализе повести, различными формами творческой работы (кластер, синквейн).

В ценностно-ориентационной сфере : приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы, развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; воспитание любви к книге, чувств милосердия и отзывчивости, достойного поведения в сложной ситуации.

В сфере физической деятельности : восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог; понимание роли изобразительно-выразительных средств в создании образов рассказа; поиск и выделение необходимой информации.

Запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах работы с текстом рассказа К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

4. Учебный материал урока: текст рассказа К. Паустовского «Старик в станционном буфете», краткая информация о взаимоотношениях писателя и читателя, о книге К. Паустовского «Золотая роза», высказывание С.Е. Маршака, словари.

5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Виды деятельности: работы с эпиграфом, составление кластера, аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах, составление синквейна.

7. Тип урока по форме: диалогический.

8. Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

9. Форма оценивания результатов обученности: сертификат грамотного

10. Оборудования и наглядные пособия : компьютер, проектор,

презентация, книги (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев), текст рассказа, сертификаты.

11. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении,

повысить уровень визуализации изучаемого материала

12. Ресурсы сети Интернет:

Портрет К.Г. Паустовского.

Обложка К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Иллюстрации к содержанию рассказала.

13. Межпредметные связи:

Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

«Художник-автор берет на себя только часть работы.

Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель»

Предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап. Вхождение в тему урока:

Учитель объявляет тему урока, направляет работу учащихся по самоопределению деятельности на уроке (общие цели и задачи), знакомит с учебным материалом, объявляет виды деятельности на уроке.

Слайд 2 а) слово учителя «Книга — писатель — читатель» 2

а) объявление темы урока:

Тема нашего урока: «Художественная деталь в рассказе К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»» (запись в тетрадь учащихся).

б) самоопределение к деятельности (целеполагание):

Найдите ключевое слово в теме урока (деталь).

Знаком вам этот термин? (5 класс Чехов)

Подумайте, какой может быть цель нашего урока? (продолжить учиться быть грамотным читателем).

Что предстоит сделать, чтобы цель была достигнута? (познакомиться с содержанием рассказа, найти яркие детали в произведении, понять, для чего писатель их использовал).

в) работа с эпиграфом:

Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова С.Я. Маршака. Прочитайте их. Какова главная мысль? (Писатель всегда ждет умного грамотного читателя). Отвечает он поставленным вами задачам на сегодняшний урок.

2 этап. Актуализация ранее полученных знаний.

а) слово учителя «Книга — писатель — читатель»

В мире очень много книг. Зайдите в школьную библиотеку. Молча стоят они на полках: толстые и тонкие, в красивых и простеньких обложках. Молчаливые, бумажные. Автор, название произведения. А если бы они могли говорить? Они наперебой стали бы предлагать себя, потому что только они знают, какие муки творчества в поисках вдохновения и единственно верного слова преодолели их авторы.

Прочитай меня, — просил бы томик А.С. Пушкина, — мой поэт, совершенствуя стихи, менял слово в строке до 30 раз!

Прочитай меня, — умоляла бы книга Н.В. Гоголя, — сколько пережег он своих рукописей, бросал писать, чтобы я получилась!

— Лучше прочитай нас, — кричали бы романы великого французского писателя Флобера. — Создавая нас, он стал маяком. И их можно понять. Флобер был мучеником. Он писал так медленно, что с отчаянием говорил: «Стоит самому себе набить морду за такую работу». Он работал по ночам, а его окно в темные ночи стало маяком для рыбаков на Сене и даже для капитанов морских пароходов. Чтобы не сбиться с фарватера они «держали курс на господина Флобера». Но вряд ли моряки знали, что за окном великий писатель Франции, измученный борьбой за совершенство прозы.

И только книга И.С. Тургенева смущенно молчала. Её взял почитать ученик 5 класса. И когда его спросили, о чем рассказ «Муму», он ответил: «Да, там Герасим свою собаку утопил». Ничего он не понял, ведь за историей собачки и дворника скрывался трагический период в жизни нашего государства — крепостное право, отношение к которому хотел высказать И.С. Тургенев в своём произведении.

Конечно, книга ждет, чтобы её прочитали, а писатель ждет грамотного читателя, чтобы за словами и строчками тот услышал его голос, мысли, которые волновали и которыми хочется поделиться.

Чтобы приступить к работе с текстом художественного произведения, вспомните, что называется художественной деталью, дайте определение. (выразительная яркая подробность в произведении).

Вспомните, для чего автор использует этот художественный приём в своём произведении. Для этого выполним уже известную вам форму работы — составление кластера.

б) составление кластера:

Проверьте, все ли особенности такого художественного приёма, как деталь, вспомнили.

в) о сборнике «Золотая роза» К.Г.Паустовского:

Деталь как приём художественной литературы вам уже знакома. И сегодня на уроке постарайтесь воспользоваться своими знаниями и докажите, что вы грамотные читатели и в мастерской писателя не гости, а сотрудники. Поможет нам вам в этом презентация.

Рассказ «Старик в станционном буфете» входит в книгу К.Г.Паустовского «Золотая роза» — книгу «о прекрасной сущности писательского труда». В ней есть небольшой секрет, о нём вы узнаете в конце урока. А сейчас включаем воображение и в путь, дорогие художники-читатели.

Текстовый структурный элемент урока

3 этап. Вхождение в текст.

Учитель информирует учеников об основных учебных проблемах, связанных с анализом текста К. Паустовского «Старик в станционном буфете», конкретизирует задачи урока, уточняет формы работы (что и как будут делать школьники на уроке), предупреждает, с какой целью будет использоваться на уроке ИТК, как будут подводиться итоги урока и оцениваться результаты обученности.

а) чтение рассказа учителем (текст (см. Приложение 1) на парте у каждого ученика).

б) о бмен впечатлениями от прочитанного.

Понравился вам рассказ?

Какие чувства он вызвал? (жалость, сочувствие старику и собаке, неприязнь к молодым людям, стыд за их поведение, благодарность продавщице).

4 этап. Практическая работа с текстом. Анализ содержания через поиск и осмысление художественной детали.

В каком месте разворачиваются события, описанные в рассказе? (станционный буфет; нет постоянных посетителей завсегдатаев, трудно сформировать отношение к людям, но есть общепринятые правила взаимоотношений, культура поведения; не место красит человека, а человек — место).

Время действия? (зима — зимние шквалы, толстый лед, крепкая ледяная закраина).

Перечислите всех героев рассказа. Кто понравился больше всего?

Понаблюдайте, какими предстают герои рассказа К.Г. Паустовского.

а) описание героев:

Старик (неухоженный, одинокий, бесприютный, бывший рыбак).

Собачка (разделяет положение старика, голодная, замерзшая).

Какими в рассказе предстают «молодые люди»? (здоровые, но равнодушные) Какая деталь подчеркивает это?

Обратите внимание на словосочетание «тугие затылки». (возможна работа «дежурного по словарям») Объясните, что хотел сказать писатель, употребив этот эпитет. Есть ли описание продавщицы? (интересная деталь — отсутствие описания)

б) наблюдение над поведением и речью героев

Какой смысл автор вкладывает в слова, когда пишет, что собачка «как бы давала понять, что слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может»?

Читайте также:  Проплан гастро интестинал для собак дозировка

Согласны ли вы с тем, что домашнее животное способно испытывать такие сложные чувства?

Что заставляет хозяина так настойчиво убеждать собачку не клянчить еду у посторонних?

Почему чувство собственного достоинства старика вызывает такое озлобление у молодых людей? И др.

Обратите внимание на выделенную в тексте подробность. О чём она говорит?

Почему старик взял бутерброды? Ведь это тоже милостыня.

Как вы думаете, о чём говорит выделенная на слайде деталь?

Предположите, для кого оставлен второй бутерброд?

Согласны ли вы с Паустовским, что глаза старика слезились от ветра?

Посттекстовый структурный элемент урока.

5 этап. Выводы, достижение цели.

Для чего художник написал рассказ? (проблема)

Зачем была рассказана история Пети? (учит милосердию, отзывчивости, достойно выходить из сложной ситуации)

б) т ворческое задание. Синквейн на тему: «Милосердие»

Создайте синквейн на тему «Милосердие».

Слайд напомнит вам структуру синквейна.

Как будем работать, индивидуально или в парах?

Помогает, лечит, возвышает.

Милые сердцу чувства и поступки.

Заботится, радует, окрыляет.

Милосердие – это деятельная доброта.

6 этап. Рефлексия.

Понравился вам урок?

Оцените свою работу на уроке.

Чьи выступления понравились больше всего?

Поставьте оценки друг другу.

Можем мы назвать ребят, получивших «4» и «5», грамотными читателями?

Вручение сертификатов (см. Приложение 2).

7 этап. Домашнее задание:

1) Вам, конечно, захочется поделиться впечатлениями от рассказа с друзьями, родителями. Перескажите историю старика и собачки от лица присутствующего в буфете;

2) Помните, в начале урока я обещала вам рассказать секрет книги «Золотая роза». Каждый рассказ состоит из двух частей. Прочитайте вторую часть рассказа (размышление о художественной детали) и напишите мини-сочинение на тему «Значение художественной детали в прозе».

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

Пети! — тихо позвал старик. — Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

— Пети! — снова позвал старик. — А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».

— Эх, Пети, Пети! — шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.

— Просишь, стерва? — спросил он. — А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

— Что же это вы, гражданин! — сказал молодой человек. — Раз собаку держите, так должны кормить.
А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено
законом.

Молодые люди захохотали.

Ну и отмочил, Валька! — крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

Пети, не смей! — крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

Не смей брать у них ни крошки! — сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

— Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. — Какой независимый, скажи пожалуйста!

— А, брось ты его! На что он тебе сдался? — примирительно сказал один из молодых людей, наливая

Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.

Один бутерброд! — сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица
подала старику на тарелке два бутерброда.

Один! — сказал старик.

Берите! — тихо сказала продавщица. — Я на вас не разорюсь.

Палдиес! — сказал старик. — Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

— Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза — они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Зачем я ее рассказал?

Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности — без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.

А если выбросить и другие подробности — неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.

В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.

Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.

Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.

С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей — без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.

Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.

Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в «Хождении по мукам»:

«Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись».

«- Покуда спала, к нему пришла смерть. — сказала Даша, плача, Телегину. — Пойми же — у него волосики встали дыбом. Один мучился. Я спала.

Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью».

Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.

Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность — определяющей целое и, кроме того, обязательной.

В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:

«- Здорово, тетя Паша! — сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)

— Здравствуй, Алеша, — приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. — Что долго не заходил?

— Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.

Читайте также:  Как убрать запах во рту собаки

— Говоришь, всю неделю?

— Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? — спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.

— Нет. Он на производстве.

— Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.

— До свиданья, Алеша, — ответила тетя Паша. — Будь здоров.

Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой: — Бойковитый парень. Моторный».

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.

В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.

Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.

Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.

Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.

Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать «Каменного гостя», а в «Пире во время чумы» дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне — уроженцы этой туманной страны.

Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом — или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.

Остальное должен дополнить

своим воображением художник-читатель»

Настоящим сертификатом подтверждается, что

присваивается звание «Грамотный читатель»

Источник

Урок «Роль художественной детали в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»»

Технологическая карта урока.

Учитель: Демидова С.В.

Авторы УМК : Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Тема : Роль художественной детали в рассказе К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»

Тип урока : Урок «открытия нового знания»

Цель урока : достичь образовательных результатов:

Личностный результат : формирование духовно-нравственных качеств обучающихся: сочувствия, сопереживания,уважения к людям, доброго отношения к животным.

Метапредметный результат : уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательную задачу на основе анализа информации; работать в группе, слушать других, обобщать, анализировать, оценивать свои результаты.

Предметный результат : знать содержание рассказа, понимать авторскую позицию, уметь находить худ.детали в тексте, извлекать необходимую информацию( в том числе и подтекстовую) из художественного произведения.

Личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить;

Познавательные УУД : постановка и решение проблемы, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное

построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и воспроизведение текста художественного произведения;

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Содержание учебного материала

1.Мотивация к учебной деятельности.

Психологический настрой обучающихся на урок. Посмотрите видеофрагмент, который называется «Мир вокруг нас».

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, мотивирует к учебной деят-ти.

Готовятся к уроку, слушают мелодию

Л: внимание, самооценка готовности к уроку.

Р: самоконтроль, мобилизация сил и энергии;

К: согласованность действий со сверстниками, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Погружение в тему.

-Подумайте, почему мы начинаем урок литературы с этого ролика?

— Кто и что помогает нам открывать мир?

На доске появляется кластер.

Ответьте на вопрос:

-Как вы считаете, почему рассказ К.Г.Паустовского включен в этот раздел?

Организует подводящий диалог.

Мобилизуют свои знания и жизненный опыт, включаясь в диалог с учителем. Создают кластер.

Отвечают на проблемный вопрос.

П: умение находить и выделять необходимую информацию, анализировать, умение доказывать, осознанно и произвольно выстаивать речевое высказывание в устной форме;

К: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

3.Создание проблемной ситуации.

— Какие чувства вызвал у вас рассказ?

На доске появляются слова, выражающие чувства от прочитанного.

— В каких из них общая морфема? Что она означает?

А теперь послушайте, как пересказал эту историю ваш одноклассник.

В станционный буфет зашел старик. Он присел отдохнуть. Рядом пили пиво молодые люди.

Вместе со стариком была собачка. Когда один из молодых людей взял бутерброд, собачка подбежала к столику и стала выпрашивать поесть. Один из молодых людей сделал старику замечание: «Раз собаку держите, должны кормить».

Старик несколько раз сказал собаке, чтобы она перестала просить еду. Наконец, собака его послушала.

Старик подошел к буфетной стойке и попросил бутерброд. Продавщица дала ему целых два.

Выйдя из буфета, герой новеллы угостил бутербродом свою собаку.

-Какие чувства вызывает этот пересказ.

Какой вопрос возникает?

— Почему? (нет подробностей, мелочей)

— Как называется мелочь, подробность в худ. тексте?

Создает проблемную ситуацию.

Организует словарную работу, диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «худ. деталь.

Слушают, анализируют прослушанное, ставят проблемный вопрос.

Дают определение термина «худ.деталь».

Работают с учебником, используют ресурсы Интернета.

Л: умение сочувствовать и спереживать

Р: планирование, коррекция

П : формулирование проблемного вопроса, определение понятия «худ.деталь»

К : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками , постановка вопросов.

и планирование деят-ти на уроке.

О чем поговорим ( о худ деталях)

Спланируем деят-ть ( найти худ детали в тексте, выяснить роль их)

Совместно с уч-ся планирует деятельность на уроке.

Ставят цель, планируют деятельность на уроке.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов

5. Формулирование темы. Постановка учебной задачи.

Именно этот вопрос является темой урока: Роль худ. детали в рассказе..

Сегодня мы будем исследователями, литературоведами. Объект нашего исследования – текст рассказа. Каждая группа (а их 4) будет работать над своим мини-проектом.

Вспомним героев рассказа.

Сколько частей можно выделить в рассказе?

(Группы получают пакет с заданием)

Мини-проект№1 «Молодые люди»

1. Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали помогают раскрыть образы этих героев?

Мини-проект №2 «Собака»

Почему собака попрошайничает? ( найти детали)

Каковы отношения между собакой и стариком? (доказать текстом)

Мини-проект №3 «Старик»

Какой представляется жизнь старика, какие детали говорят об этом ( портрет, одежда, действия)

Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом? ( сначала шепотом говорит – неудобно, потом кричит -стыд и гнев, просыпается чувство достоинства)

Указывает объект исследования, организует работу в группах, проводит инструктаж.

Роль худ. детали в рассказе..

цель урока. Настраиваются на групповую исследовательскую работу. Знакомятся с учебной задачей, ищут способы её решения.

Л: самоопределение, побуждение к деятельности;

Р: умение составлять план и устанавливать последовательность действий;

6. «Открытие нового знания»

Исследование учебной задачи в группах. Создание мини-проектов.

1гр. Доп. вопросы

Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке?

Почему все-таки кидают ей еду?

Как себя при этом ведут? (для них это повод посмеяться)

2гр. Доп. вопросы

Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом? ( сначала – неудобно, потом стыд и гнев, просыпается чувство достоинства)

Почему собака не берет еду из рук молодых людей? (почувствовала недовольство хозяина)

3гр Доп. вопросы

-Почему тогда берет бутерброд от буфетчицы?

-Какова роль пейзажа в рассказе?

(помогает понять настроение героя, его душевное состояние, смену чувств).

Учитель консультирует обучающихся, оказывает необходимую помощь.

После выступления каждой группы задаёт вопросы и подключает к обсуждению класс.

Работа в группах: находят нужную информацию, анализируют текст, систематизируют материал, создают образовательный продукт, готовят выступление.

Находят описание пейзажа, определяют его роль в рассказе. Находят в Интернете значение слова «закраина»

Л: ценностно-смысловая ориентация. умение удерживать учебную задачу

П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Р : умение ставить цель и планировать деятельность, обсуждать предметные способы решения проблемы;

К: умение сотрудничать в группе, находить и собирать информацию; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить

7. Первичная проверка понимания.

Учитель показывает фрагмент фильма о Паустовском. Подумайте, как связан эпизод с темой нашего урока

В фильме рассказывается о том, как учился Паустовский видеть и писать, а в рассказе он учит этому читателя. учит замечать многое в жизни, чего мы раньше не замечали)

— В какой части рассказа особенно ярко это представлено?

Проверка домашнего задания.

— Что собой представляет 2 часть?

— Как можно ее озаглавить?

Какова основная мысль этого отрывка? (процитировать) 4 гр

Для чего в рассказ о собаке Паустовский вставляет рассуждение о худ. детали?

(худ детали, умение их замечать помогает правильно читать, учит замечать многое в жизни, чего мы раньше не замечали)

Показывает фрагмент док. фильма.

Смотрят фильм, находят связь с темой урока. Сопоставляют фильм и худ. произведение.

Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

К: у мение слушать, выделять подтекстовую информацию.умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

8. Обобщение полученных знаний.

Вернемся к 1 части. Какую деталь подбирает Паустовский, заканчивая рассказ о старике?. Есть ли точный ответ? Почему? (читатель должен задуматься)

«Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Читайте также:  Муж собака женщина лошадь

-Послушайте фрагмент песни В.Байкова. Подумайте, что общего в этих произведениях, что дополнил своим воображением музыкант.

Источник



2) почему старик запретил собаки брать у молодых людей? ​

Ответы

в лес -обстоятельство

с утра -обстоятельство

однородные члены предложения — это члены предложения, ко­торые характеризуются следующими обязательными при­знаками: 1) являются одинаковыми членами предложения, 2) связаны между собой сочинительной связью (при сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и 3) зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково «относятся» к одному и тому же члену предложения). однородными могут быть любые члены предложения (как главные, так и второстепенные) часто однородные члены предложения выражаются одной и той же частью речи, однако эта особенность не является для них обязательной. роль: в художественном стиле устраняют однообразное повторение одних и тех же слов, выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п., в научном стиле при построении различных классификаций возможность исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению. в публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая, так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средствy стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. последнее сближает публицистическую речь с художественной.

ответ: лето лучшее время года. летом можно делать всё что хочешь, например, ходить на , в поход, путешествовать. лучшее моё путешествие было прошлым лето, когда я с родителями ездил в турцию. но больше всего мне нравится лето потому что летом у меня день рождения и мне дарят подарки.

велосипедист и пешеход вместе проехали 68 км., за одинаковый отрезок времени, обозначим его за x. выходит, что велосипедист проехал 12x, а пешеход 5x, составляем уравнение.

Источник

«Душа о милосердии просила» Урок-размышление по рассказу К. Г. Паустовского » Старик в станционном буфете»

тип урока;размышление, проблемно-диалогический метод

вид урока;урок усвоения нового материала

Урок предполагает рабоу учащихся над содержанием текста рассказа, У учащихся формируетсянавык самостоятельной работы. В ходе урока воспитываются нравственные понятия;милосердие,отзывчивость, сострадание,щедрость,доброта.Урок сопровождает презентация, музыка, клип о доброте.

Просмотр содержимого документа
«»Душа о милосердии просила» Урок-размышление по рассказу К. Г. Паустовского » Старик в станционном буфете»»

Душа о милосердии просила….

по рассказу К.Паустовского

Сад скульптур Одесского литературного музея. Паустовский, изображенный в виде сфинкса, все в этой жизни ведающего и хранящего тайное знание: о мире, о людях, об Одессе, взирает на окружающих с философской мудростью.

«Сфинкс – это символ времени, хранитель мудрости».

Марлен Дитрих , посетившая Советский Союз, встала перед писателем на колени и поцеловала ему руку, хотя она читала только одну его новеллу – «Телеграмма». «Так может написать только великий мастер», – говорила актриса в интервью одной из советских газет.

  • Этот тихий уголок московский,Парк кузьминский, деревянный дом…Здесь не жил писатель Паустовский,Что же все вокруг поет о нем?Почему среди замшелых буден,Одурев от бесконечных бед,К дому этому стремятся люди,Словно бабочки из тьмы на свет?И не с любопытством ротозеев,А с надеждой, робкой как птенец,К истинно народному музеюМы идем, изверившись вконец.Чтобы душу отогреть с морозаИ живого слова зачерпнуть,Чтоб сквозь грозы Золотая РозаКаждому высвечивала путь.Этот тихий уголок московский,Парк кузьминский, деревянный дом…Здесь живет писатель Паустовский —
  • Приходите к чаю вечерком.

  • Константина Георгиевича называли волшебником. Онумел писать так, что у человека, читающего его книги,становились волшебными глаза.
  • О нем еще говорили, что «в казенном и скучном газетном море он был островом с цветущей травой»

  • На перроне горят фонари допоздна.
  • Мчатся мимо экспрессы и ветер…
  • Он весь вечер сидит и сидит у окна –
  • Человек в станционном буфете.
  • Кто ему это место его указал?
  • Есть ли где-нибудь братья и дети?
  • Безымянный посёлок. Пустынный вокзал.
  • Человек в станционном буфете.
  • Нет портфеля в руках, чемодана у ног,
  • Нет забот о плацкартном билете.
  • Словно он преступил отчужденья порог,
  • Человек в станционном буфете.
  • По программе «Орбита» идёт детектив.
  • Возле стойки измаялся «третий».
  • Он бесстрастен и сух. И как тень молчалив
  • Человек в станционном буфете.

«Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори».

«Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала».

«– Не смей брать у них ни крошки! – сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать её на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам . Пальцы у него дрожали».

  • Губительнее нет порока,
  • Чем равнодушье в сердце приютить
  • Чтоб излечить недуг сердечный этот
  • Не бойтесь сострадать,жалеть,любить.

  • Равнодушие- самая страшная болезнь души
  • Алексис Токвиль

  • Единственный человек, который проявил участие к старику, – продавщица.
  • Молодых людей можно назвать равнодушными, потому что они вели себя грубо, бестактно по отношению к пожилому, возможно, больному человеку, насмехаясь, унижая его.
  • И без того непростое положение старика от их насмешек усугубилось еще большим осознанием своего одиночества и беззащитности.
  • Однако, несмотря на это, можно отметить достоинство старика, его независимость, гордость.

  • Понуро сидел тихо позвал
  • Голос дрогнул от огорчения
  • Сидела, прижавшись к ноге, дрожала, не выдержала заискивая начала смотреть в рот
  • она его
  • слышит и извиняется, отвела глаза

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд

  • Добрая
  • Сердечная
  • Понимающая
  • Кормит
  • Сочувствует
  • Щедрая
  • Человек
  • Равнодушные
  • Грубые
  • Бездушные
  • Унижают
  • Оскорбляют
  • Пьют
  • Хамы

Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали помогают раскрыть образы этих героев?

  • Почему собака попрошайничает?
  • Каковы отношения между собакой и стариком?
  • Какой представляется жизнь старика, какие детали говорят об этом
  • Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом

  • Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке?
  • Почему все-таки кидают ей еду?
  • Как себя при этом ведут?

  • Почему собака не берет еду из рук молодых людей?
  • -Почему она берет бутерброд от буфетчицы?
  • -Какова роль пейзажа в рассказе?

  • Не злато и серебро,
  • А в жизни всего превыше
  • Ценилось в людях добро.
  • Добро И очаг под крышей.
  • И как бы кто ни хотел,
  • Пусть в сейфах оно
  • И не значилось,
  • Добро бескорыстных дел
  • Душевной данью оплачивалось.
  • И с верою этой простой,
  • Весь мир вдруг окинув оком,
  • Стань мудрым, как Лев Толстой,
  • Взрывным, как поэмы Блока.
  • И всяк твой отыщет след
  • (Всё доброе не убудет),
  • Бессмертье несут земле
  • Творящие радость люди…
  • Роняя волос серебро
  • И мчась в неоглядные дали,
  • Спешите творить добро,
  • Пока вы ещё не устали.

  • Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему?
  • Кто из героев проявил отзывчивость к старику?
  • Можно ли назвать молодых людей равнодушными? Почему?

  • В чем отличие отзывчивости от равнодушия?
  • Какие качества человека способствуют проявлению отзывчивости?
  • Приходилось ли вам сталкиваться с равнодушием?
  • К чему может привести равнодушное отношение к окружающим?

  • Немало встречается злого
  • В любой человечьей судьбе.
  • А скажут лишь доброе слово –
  • И легче на сердце тебе.
  • Но доброе слово такое
  • Не каждый умеет найти,
  • Чтоб справиться другу с тоскою,
  • Невзгоды осилить в пути.
  • Нет доброго слова дороже,
  • Заветного слова того,
  • Но редко, друзья мои, все же
  • Мы вслух произносим его.

  • Как легко обидеть старика!Скажешь ему что-то неуклюже —Сразу взгляд бездомного щенка:Никому-то я теперь не нужен!Ты уж позабыл, что ты сказал,А у него горит на сердце рана,Слезы набегают на глаза,Словно у ребенка от обмана.Жизнь ушла. И завтра придет ночь.Заберет. Ни встать, ни оглянуться.А ведь так легко ему помочь —Только, как ребенку, улыбнуться!Что нас ждет? Быть может РАЙ иль АД?Может быть, что ничего не будет.Старики над самой пропастью стоят.Помните всегда об этом, ЛЮДИ!

  • Формула и портрет доброты.
  • ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА

  • Научиться быть добрым трудно. Путь к доброте нелегок, поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных поступках и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
  • Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса.

Паустовского Таруса хоронила, На руках несла, не уронила, криком не кричала, не металась, лишь слеза катилась за слезою. Все ушли, она одна осталась И тогда ударила грозою…

  • Над высокой свежею могилойзастонало небо, гром загрохал,полыхнуло с яростною силой.Отпевала Паустовского эпоха.

Источник