Меню

Как ставят танцы с собаками

Правила по танцам с собаками.

Правила по танцам с собаками.

Утверждены Президиумом РКФ

От «25» ноября 2015 г.

ТАНЦЫ С СОБАКАМИ

I. Общие положения

Проводник с собакой ходе состязаний демонстрируют танец под музыку.

Танцы с собаками включают в себя две дисциплины: фристайл и движение рядом под музыку.

В зависимости от статуса, состязания по танцам с собаками проводятся по трём официальным классам сложности:

Организаторы состязаний имеют право включать в программу мероприятия дополнительные неофициальные классы, победители которых не участвуют в официальном подведении итогов.

II. УЧАСТНИКИ СОСТЯЗАНИЙ

Условия допуска проводников.

К состязаниям в официальных классах допускаются проводники, достигшие возраста 12 (полных) лет. Указанное количество лет проводнику должно исполниться на день начала состязаний. Проводники в возрасте до 14 лет должны предоставить в оргкомитет состязаний письменное согласие родителей на участие в мероприятии.

Допуск проводников в неофициальные классы осуществляется на основании Положения о проведения данных состязаний.

Допускается выступление одного проводника с несколькими собаками.

Условия допуска собак.

2.2.1. Общие требования.

К участию в состязаниях допускаются все собаки независимо от их размера, породы и наличия родословной.

Одна собака может выступать только в одном официальном классе в любой из дисциплин (в одной или двух).

С 1 января 2017 года собаки, выступающие в классах «открытый», «дебют», «прогресс» и «мастер» должны иметь рабочую книжку единого образца РКФ. Результат состязаний заносится в рабочую книжку в любом случае, контролируется и подписывается судьей и представителем Оргкомитета.

2.2.2. Требования к возрасту собаки.

К участию в состязаниях допускаются собаки, достигшие возраста 12 месяцев на день проведения состязаний.

К участию в состязаниях, имеющих статус отборочных на международные состязания, допускаются собаки достигшие возраста 18 месяцев на день начала отборочных состязаний.

2.2.3. Ветеринарные требования.

Течные суки имеют право участвовать. Они должны содержаться отдельно от остальных участников и выступать последними.

Беременные и кормящие суки не допускаются к участию в состязаниях.

Больные животные или животные с признаками заразных заболеваний не допускаются к участию во всех мероприятиях.

Собаки допускаются на состязания только при наличии ветеринарного документа с указанием полной даты рождения, клейма и (или) микрочипа, отметки о прививке от бешенства.

2.2.4. Минимальные требования к социальной адаптации и дрессировке (данные требования вступают в силу с 1 января 2017 года).

К участию в открытом (стартовом) классе и во всех неофициальных классах (за исключением класса ветеранов) допускаются собаки имеющие запись в рабочей книжке (или изготовленный рабочий сертификат) по одной из дисциплин: ОКД или мини-ОКД (не ниже II степени), BH/VT, Обидиенс, UPr1-3, тестирование поведения РКФ. При отсутствии соответствующей записи собака должна быть проверена на социальную безопасность непосредственно в день состязаний до своего первого выступления, запись об этом заносится в рабочую книжку собаки.

К участию в официальных классах на состязаниях любого уровня допускаются собаки, имеющие изготовленный сертификат по рабочим качествам внутреннего или международного образца или соответствующую запись в рабочей книжке о прохождении испытаний по одной из дисциплин: ОКД или мини-ОКД (не ниже II степени), BH/VT, Обидиенс, UPr1-3.

Экипировка и реквизит.

2.3.1. Экипировка проводников.

Проводник на состязаниях должен быть одет в костюм, соответствующий исполняемому танцу.

2.3.2. Экипировка собаки.

Из соображения безопасности собака, за исключением момента выступления и разминки, должна содержаться на поводке в течение всего периода состязаний. Запрещено надевать на собаку костюм, скрывающий корпус собаки. Использование декорированного ошейника или небольших повязок на теле разрешается. Если у проводника возникли сомнения относительно того, что разрешено, то необходимо задать соответствующий вопрос в судейскую коллегию перед началом состязаний. Противоблошиные ошейники и прочие атрибуты должны быть сняты до начала состязаний.

Реквизит может быть использован, если он соответствует выбранной музыке и обыгрывается в выступлении. Проводник ответственен за размещение реквизита в ринге до начала состязаний.

Не допускается использование в качестве реквизита строгих, электрошоковых и электронных ошейников, удавок, намордников, кликеров и подобного снаряжения.

Игрушка и отстегнутый поводок могут быть использованы в качестве реквизита, если они не используются для управления или поощрения собаки.

Необходимое оборудование.

Организаторы состязаний обязаны предоставить аппаратуру с возможностью воспроизведения музыкальных композиций с электронных носителей.

Организаторы состязаний несут ответственность за непрерывность звучания музыкальной композиции в случае, если нет повреждений на музыкальном носителе.

В преринге организаторы обязаны предусмотреть наличие места для хранения вещей выступающей пары (корзины, стола и т.п.)

IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СОСТЯЗАНИЙ

Жеребьевка

Порядок выступления танцевальных пар определяется жеребьевкой, проведенной Оргкомитетом состязаний.

Если два номера одного проводника, выступающего с двумя собаками, оказываются один за другим, устроители по соглашению с проводником могут поменять порядковый номер одного из его выступлений. Затем порядок выступлений заносят в оценочные листы и стартовый протокол.

Идентификационный контроль.

Во время идентификации контролируется номер клейма или номер чипа с помощью считывателя.

Собаки, не имеющие татуировки с номером клейма или родословной, обязательно должны быть чипированы. Судья должен отметить в документации состязаний, какой идентификационный контроль был проведен. Если знаки татуировки трудно читаемы, надо в любом случае записать те знаки, которые хорошо различимы. Номер клейма должен быть подтвержден ветеринарным документом или родословной собаки, представленной проводником. При возникновении затруднений (например, нечитаемый номер) в документацию состязаний вносится соответствующее замечание.

Если номер чипа не распознается считывающим прибором, в документацию состязаний также вносится соответствующая отметка. Собака допускается до состязаний, если можно доказать, что собаке был надлежащим образом поставлен чип (например, наличие соответствующая записи в ветеринарном паспорте). Собаки, которых не удается четко идентифицировать, к состязаниям не допускаются.

Музыка.

Стиль музыки для танца может быть любым. Музыка, выбранная для номера, должна демонстрировать взаимосвязь между проводником и собакой.

Музыкальное сопровождение может состоять из одного или микса нескольких музыкальных произведений.

Допускается использование музыки со словами, но она должна содержать ярко выраженный ритм и именно под него, а не под слова должен строиться танец.

В музыкальной композиции не допускается использование тем, демонстрирующих насилие, расизм или секс. Не допускается использование религиозной музыки.

Проверка музыки по желанию проводника может быть проведена перед началом состязаний. Громкость звучания проверяется проводником и организаторами до начала состязаний.

Во избежание конфликтных ситуаций, обязательным является соблюдение следующих правил и требований по отношению к музыкальному сопровождению:

· музыкальное сопровождение высылается вместе с подачей заявки на участие в состязаниях;

· если проводник выступает с несколькими собаками, необходимо переслать по почте музыкальное сопровождение на выступление с каждой собакой в каждой дисциплине;

· на состязания проводник приносит электронный носитель с музыкальным сопровождением на случай возникновения неполадок с присланным ранее музыкальным сопровождением;

· если музыка прерывается в процессе выступления, проводник может принять решение не продолжать танец, тогда оценка проводится исключительно той части выступления, которая была исполнена до остановки музыки. Проводник может дотанцевать свою композицию без музыкального сопровождения.

Начало выступления.

Перед началом исполнения своего номера проводник должен поприветствовать судей поклоном, реверансом или легким поклоном. По указанию проводника собака также может выполнить небольшой элемент в качестве приветствия, но его исполнение должно занять несколько секунд (не более 5 секунд).

Прочие замечания.

Допускаются любые движения любой продолжительности, если это не представляет опасности для проводника или собаки. Движения должны совершаться в такт музыке. Предпочтение отдается танцевальным движениям.

Команды и сигналы, подаваемые Проводником собаке, должны быть вписаны в хореографию и не отвлекать от выступления. Голосовые команды не должны звучать громко, поскольку это мешает восприятию программы.

Оценочные листы должны включать в себя всю информацию, связанную с состязаниями.

Итоговый оценочный лист должен быть выдан проводнику по окончании состязаний, после обработки в секретариате.

V. СУДЕЙСТВО СОСТЯЗАНИЙ

В зависимости от статуса состязаний судейство осуществляется судейской коллегией состоящей из трех или пяти судей, включая Главного судью.

Для работы на мероприятии формируется секретариат, численность которого зависит от статуса мероприятия во главе с Главным секретарем.

Кроме 3-5 судей осуществляющих непосредственное судейство мероприятия, необходимо наличие стюарда при участниках и стюарда-информатора.

Требования к судьям.

Судья не может участвовать в качестве проводника на состязаниях, которые судит.

5.1.1. Официальные классы

Главный судья в официальных классах на состязаниях по танцам с собаками должен быть аттестованным судьей Российской Кинологической Федерации (РКФ) по танцам с собаками или судьей по танцам с собаками страны-члена FCI.

Остальные судьи могут быть из числа проводников, имеющих квалификацию класса «Мастер» и выступающих на состязаниях не менее одного года, тренеров проводников, которые выступают в классе «Мастер», а также судьи РКФ по другим дисциплинам, прошедшие семинары по судейству по нормативу «Танцы с собаками».

5.1.2. Стартовый класс и неофициальные классы.

Все судьи в этих классах могут быть из числа проводников, имеющих квалификацию класса «Мастер» и выступающих на состязаниях не менее одного года, тренеров проводников, которые выступают в классе «Мастер», а также судьи РКФ по другим дисциплинам, прошедшие семинары по судейству по нормативу «Танцы с собаками».

Права и обязанности судей.

Места для судей должны располагаться вдоль ринга, в стороне от публики.

Судейство должно начинаться с началом движения одного из участников танцевальной пары, а не в момент начала музыки.

Каждый судья имеет право обсудить подход к судейству на состязаниях с Главным судьей до начала состязаний.

Любая проблема в судействе должна доводиться до сведения Главного судьи.

Судья не имеет права своим поведением мешать проводнику и его собаке.

Судьи не могут совещаться друг с другом или посторонними лицами до исполнения номера, в течение номера или во время оценки номера. Исключение составляет случай, когда один или несколько судей считают, что есть основания для дисквалификации проводника.

Баллы, выставленные судьями, суммируются, затем делятся на три в случае, если судейская коллегия состоит из трех судей. Если судей пять, то максимальная и минимальная оценка по каждому выступлению отбрасываются, а оставшиеся суммируются и делятся на три.

5.2.1. Главный судья состязаний.

Главный судья обладает всей полнотой судейской власти на состязаниях и имеет право принимать любые решения в соответствии с настоящими Правилами. При обсуждении решений с членами судейской коллегии решающее слово остается за Главным судьей. Решение Главного судьи является окончательным. Главный судья несет ответственность за организацию судейства и качество работы всех судей.

Главный судья обязан:

· проверить место проведения состязаний на соответствие их требованиям Правил и нормам безопасности, проверить наличие необходимого оборудования;

· контролировать правильность судейства, решать все спорные вопросы по толкованию Правил и положения о состязаниях, рассматривать все поданные заявления и протесты и выносить по ним решения на основании настоящих Правил;

· немедленно отстранять от работы судей, если они нарушают судейскую этику, нормы общественного поведения или правила проведения состязаний;

· совместно с главным секретарем состязаний подготовить отчет о состязаниях.

Главный судья имеет право:

· отложить начало состязаний, если место проведения не отвечает требованиям Правил или нормам безопасности для устранения выявленных недостатков;

· объявить перерыв в состязаниях в случае неблагоприятных метеорологических условий при проведении их на открытом воздухе;

· дисквалифицировать на время состязания проводников, представителей и тренеров по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами.

5.2.2. Главный секретарь.

Главный секретарь состязаний подчиняется Главному судье состязаний и руководит работой секретариата в части оформления ими протоколов судейства (оценочных листов) и занесения в них результатов выступлений участников.

Главный секретарь отвечает за правильность обработки протоколов, подсчета баллов, определения мест отдельных участников и награждения победителей и призеров состязаний.

Главный секретарь обязан:

· подготовить документацию и бланки, необходимые для проведения состязаний, обеспечить выдачу бланковой документацией судьям;

· перед началом состязаний провести инструктаж с секретарями, распределить между ними обязанности, контролировать их работу;

· провести жеребьевку участников и обеспечить оформление стартовых протоколов;

· на основании поступающих оценочных листов, обеспечивать подготовку сводных протоколов и определение результатов состязаний, проверять правильность заполнения поступающих оценочных листов;

· организовать работу секретариата, чтобы результаты выступлений обрабатывались аккуратно, правильно и без задержек;

· обеспечить подведение итогов состязаний, подготовку материалов для проведения церемонии награждения победителей (дипломы, медали, призы и т.п.);

· незамедлительно докладывать Главному судье о поступивших протестах и заявлениях.

5.2.3. Стюарды при участниках, стюарды-информаторы.

На состязаниях любого уровня необходимо наличие стюарда при участниках и стюарда-информатора. На состязаниях с небольшим количеством участников возможно совмещение данных должностей одним стюардом.

5.2.3.1. Стюард при участниках обязан:

· обеспечивать связь между проводниками и судьями;

· перед началом состязаний получить у Главного секретаря стартовый протокол состязаний;

· перед началом состязаний проверить предстартовую зону и зону ожидания проводников с собаками на соответствие требованиям безопасности и в случае обнаружения несоответствия доложить об этом Главному судье, а затем совместно с представителями организатора принять меры к устранению недостатков;

· доводить до сведения участников распорядок дня, время начала состязаний, порядок выступлений, изменения в распорядке проведения состязаний, информировать о решениях организаторов состязаний и Главного судьи, имеющих отношение к участникам;

· контролировать своевременное прибытие проводников с собаками в предстартовую зону;

· выпускать пары на старт в строгом соответствии со стартовым протоколом;

· без задержки подавать сигнал к вызову очередного участника (сразу же после выхода предыдущего участника в ринг), а в случае неявки проводника в течение 1-1,5 минут с момента его вызова в предстартовую зону выводить на старт очередного участника;

· проверять экипировку собак и реквизит на соответствие их Правилам;

· в случае несоответствия экипировки собаки и реквизита Правилам состязаний сообщать проводнику о необходимости устранения этого несоответствия и не допускать проводника на старт до устранения недостатков;

· в случае неустранения в течение 1-1,5 минут проводником несоответствий экипировки собаки и реквизита Правилам состязаний, сообщить об этом инциденте Главному судье состязаний, и вывести на старт очередного участника;

· вести учет проводников, допущенных к старту и не явившихся на старт;

· своевременно сдавать стартовый протокол со своими пометками в секретариат состязаний;

· по окончании состязаний сдать полученный инвентарь.

5.2.3.2. Стюард — информатор обязан:

· представлять пару зрителям, при выходе ее на ринг;

· по возможности сообщать зрителям основную идею выступления пары, автора музыкальной композиции, ее название и регалии пары;

· кратко поблагодарить пару после окончания выступления, без оглашения оценок;

· вести церемонию награждения в соответствии с поступившими данными из секретариата и указаниями Главного судьи.

5.3.4. Ответственный за музыкальное сопровождение.

На всех состязания назначается ответственный за музыкальное сопровождение, в обязанности которого входит:

· обеспечение своевременное включение и выключение звукового сопровождения;

· обеспечение бесперебойной работы звуковой аппаратуры на протяжении всего мероприятия.

VI. ОСОБЕННОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НОМЕРОВ в разных ДИСЦИПЛИНАХ ТАНЦЕВ С СОБАКАМИ

Фристайл (Freestyle)

В танцевальном номере дисциплины «фристайл» нет ограничений для движений рядом или других специфических движений.

Но выступление должно производить впечатление именно цельного танца, а не набора движений рядом, которые не могут составлять более 25% от всего выступления.

Общие принципы оценки.

Очень важно, чтобы собака работала с явным воодушевлением и желанием подчиняться командам.

Угнетенный вид, поджатый хвост, избегание зрительного контакта с проводником могут быть сигналами того, что собака находится в стрессе. В этом случае судья может серьезно оштрафовать пару, а в некоторых ситуациях подобное поведение (по решению главного судьи) может послужить причиной прекращения выступления.

Номер, который исполняет пара, оценивается по 3 параметрам: «общее впечатление», «уровень сложности и техника исполнения», «интерпретация музыки».

Каждый из этих параметров оценивается максимум в 10 баллов.

Итоговая оценка танцевальной пары по каждому параметру определяются как среднее арифметическое оценок всех судей, при условии работы на состязаниях 3-х судей, оценка при этом округляется до 0,01.

Если на состязаниях работает 5 судей, то максимальная и минимальная оценка по каждому параметру отбрасывается, а потом считается средний бал за параметр.

Читайте также:  До скольких лет можно случать собаку

Общая оценка выступления является суммой средних оценок за каждый параметр, оценка при этом округляется до 0,01.

Все движения исполненные парой после окончания музыки не оцениваются.

Если в оценочном листе проставлена отметка, что композиция превышает допустимое время, судья должен потребовать от организаторов четко обозначить момент превышения контрольного времени, чтобы иметь возможность выставить штраф.

Качественные оценки

Отлично – 24 -30 баллов

Очень хорошо – 22,5-23,9 баллов

Хорошо -18 – 22,4 балла

Удовлетворительно – 15-17,9 баллов

Недостаточно – ниже 15 баллов

Равенство баллов.

7.5.1. Движение под музыку рядом.

В случае, если две собаки получают одинаковые баллы, побеждает собака с высшим баллом за параметр «общее впечатление».

В случае если эти баллы равны, побеждает собака с высшим баллом за «уровень сложности и техника исполнения».

Если же эти баллы также равны, пары занимают одно место.

В случае если две собаки получают одинаковые баллы, побеждает собака с высшим баллом за параметр «интерпретация музыки».

В случае если эти баллы равны, побеждает собака с высшим баллом за «общее впечатление».

Если же эти баллы также равны, пары занимают одно место.

VIII. Апелляции

Апелляция в письменной форме должна быть передана через Главного секретаря состязаний Главному судье, который может передать ее, в случае необходимости, в квалификационную комиссию РКФ судей и специалистов по рабочим качествам и спорту.

Апелляция должна быть написана проводником, который ее подает, и должна быть подписана самим заявителем и двумя свидетелями.

Видеосъемка не рассматривается в качестве доказательства неправомерности судейского решения в выставлении оценки.

Любая критика оценки судьи может повлечь за собой указание покинуть место проведения мероприятия, а также дисциплинарные меры. В обоснованных случаях, связанных не с поставленной оценкой, а с нарушением судьей правил, апелляция принимается в течение 8 дней после окончания состязаний.

Принятие апелляции не ведет к автоматическому пересмотру оценки судьи. Решение по апелляции принимает квалификационная комиссия РКФ судей и специалистов по рабочим качествам и спорту, заключение которой будет являться решением последней инстанции.

Снятие с состязаний.

Судья может снять пару с состязаний по следующим основаниям:

— использование реквизита в качестве игрового предмета;

— если собака покидает ринг до окончания выступления (в открытом классе допускается единожды подача команды на возвращение);

— в дисциплине HTM: отход собаки от проводника дальше, чем на 2 м;

— если собака испражняется в ринге.

Кроме того, главный судья имеет право принять решение о снятии собаки, если это продиктовано заботой о здоровье и благополучии собаки: животное находится в сильном стрессе, травмировано или показывает явное нежелание работать (постоянно пытается покинуть ринг, не реагирует на команды проводника и т.п.).

Снятие с состязаний приводит к обнулению всех набранных баллов и невозможности продолжать выступление.

Однако снятие не является дисциплинарным наказанием, поэтому сведения о снятии заносятся только в рабочую книжку собаки, оргкомитет/судья не должен сообщать о снятии в вышестоящую организацию.

Проводник может продолжать выступать на данном состязании с другой собакой, если пара в таком составе была заранее заявлена (проводник регистрировался на состязания с несколькими собаками).

Дисквалификация.

Дисквалификация ведет к окончанию выступления и потере всех баллов. Пара не может продолжить выступление. Сведения о дисквалификации проводника/собаки подаются в Спорткомитет РКФ.

9.1. Дисквалификация собаки.

Если собака в любое время, даже после завершения выступления, пытается укусить, нападет или пытается напасть на человека или собаку, она дисквалифицируется.

Все присужденные баллы обнуляются, даже если проводник закончил выступление с этой собакой.

В состязаниях, которые проводятся на протяжении нескольких дней, дисквалификация собаки действительна на все дни.

Проводник может выступать на данном состязании с другой собакой (при условии, что он сам не подвергся дисквалификации), если пара в таком составе была заранее заявлена (проводник регистрировался на состязания с несколькими собаками).

9.2. Дисквалификация проводника.

Если за неспортивное поведение, жестокое обращение с животным или другое нарушение Правил дисквалификации подвергается проводник, выступающий с несколькими собаками (в т.ч. в разных классах), то он не может продолжать выступление ни с одной из других собак.

Результаты, полученными им на данных состязаниях со всеми его собаками, аннулируются.

.
Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДВИЖЕНИЕ РЯДОМ ПОД МУЗЫКУ»

Приложение 2.

Общие замечания.

Организаторы могут, но не обязаны, организовывать выступления пар во всех виды неофициальных классов, о чем заранее информируют в Положении о конкретных состязаниях.

Список неофициальных классов не является окончательным, организаторы могут вводить новые их виды.

Минимальный возраст участия собаки в любом неофициальном классе — 12 месяцев на день проведения состязаний.

Использование поощрения (лакомства, игрушек и т.д.) и вспомогательных средств (кликеры, поводок и т.д.) разрешается в любом неофициальном классе на усмотрение организаторов.

Класс «Ветераны» — для собак старше 8 лет

Класс «Дети» — для проводников-детей с 10 до 16 лет и для собак не моложе 12 месяцев.

Переходы из класса в класс.

Если пара, выступающая в классе «Дети», дважды набрала более 25.5 баллов, она должна перейти в класс «Дебют» соответствующей дисциплины, при условии, что проводнику исполнилось 12 лет на день проведения состязаний.

Если собаке в танцевальной паре, выступающей в классе «Мастер» или «Прогресс», исполнилось 8 лет, то данная танцевальная пара может, но не обязана, выступать в классе «Ветераны».

В класс «Ветераны» могут перейти только те танцевальные пары, которые ранее выступали в классах «Прогресс» или «Мастер».

Приложение 3.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Правила по танцам с собаками.

Утверждены Президиумом РКФ

От «25» ноября 2015 г.

ТАНЦЫ С СОБАКАМИ

I. Общие положения

Проводник с собакой ходе состязаний демонстрируют танец под музыку.

Танцы с собаками включают в себя две дисциплины: фристайл и движение рядом под музыку.

В зависимости от статуса, состязания по танцам с собаками проводятся по трём официальным классам сложности:

Организаторы состязаний имеют право включать в программу мероприятия дополнительные неофициальные классы, победители которых не участвуют в официальном подведении итогов.

Источник



Уроки танцев

Итак, вы со своим будущим партнером по танцам достигли полного взаимопонимания. Неважно, как вы его добились — прохождением курса послушания, занятиями аджилити или какими-нибудь собственными методиками. Главное, что собака способна чувствовать ваши движения и действовать им в такт. Она умеет ходить рядом, как на поводке, так и без него, освоила посыл вперед и повороты, знает «змейку» и всегда с радостью готова двигаться вместе с вами. Значит, пришло время разучить несколько простых па. К примеру, тех, что входят в число обязательных элементов во фристайле.

Первые па

«Слалом»

Не пугайтесь: слалом во фристайле — это все та же «змейка». Никаких снарядов на танцевальной площадке не будет.

Как это выглядит? Дрессировщик идет прямо вперед, собака проходит «змейкой» между ногами дрессировщика. Упражнение показывается в коридоре шириной 1,5 м и длиной 5 м. Допускается одна и та же голосовая или звуковая команда на протяжении всего упражнения (количество голосовых и жестовых команд не нормируется) и жестовые команды во время упражнения. Во время выступления прикосновения к собаке, направляющие и корректирующие ее, не допускаются. Оценивается работа собаки, непрерывность ее передвижения и общее впечатление от танцевальной пары.

До этого мы разучили только проход собаки «змейкой» между стоящими ногами дрессировщика. Теперь требуется усложнить задачу: сделать «змейку» во время его движения.

Для начала собака должна выполнять свою привычную «змейку» легко и быстро, без дополнительных прикосновений, проталкиваний, подтаскиваний и т. д. Делайте ее почаще, чтобы навык не утратился. Затем переходите к более сложной фигуре.

Вы стоите, а собака сидит у вашей левой ноги. Даете команду «змейка»: собака проходит между ногами и вновь собирается сесть в ожидании поощрения. До того, как она это сделает, шагните вперед и снова скомандуйте: «змейка» («слалом» или другая команда, придуманная вами, но всегда одна и та же). Если собака в недоумении замешкается, чуть подтолкните ее и повторите команду. Если упражнение проделывалось неоднократно, проблем обычно не бывает. Как только собака вновь скользнет между ваших ног, радостно похвалите ее, погладьте и сделайте еще шаг, вновь повторив команду. Постарайтесь таким образом пройти полный отрезок небольшого пути — скажем, от одной стены до другой. Если собака после пары проходов между ногами потеряет интерес, слегка придержите ее и вновь направьте командой и легким толчком. Не торопитесь и расставляйте ноги чуть шире обычного. Но и не останавливайтесь надолго.

Когда весь отрезок пройден, радостно похвалите собаку и дайте лакомство. Поворачивайте обратно и проделайте все снова, стараясь дойти до начальной точки движения вместе с собакой, вьющейся у вас между ног. Если все прошло удачно — немедленно похвалите, поощрите лакомством и отвлеките на что-нибудь другое. Спустя полчаса, если животное не спит и не устало, повторите. Выполняйте «змейку» в движении и дома, и на улице — весело, радостно, не раздражаясь, даже если не сразу будет получаться. Сделайте скидку и на размеры собаки — если вы невысокого роста, а собака достаточно крупная, ей будет трудновато быстро и изящно скользить между ваших ног. Не торопите ее, просто идите помедленнее и расставляйте ноги чуть пошире, чтобы ей было удобнее. Попробуем сопроводить «змейку» в движении музыкой. Не. выбирайте слишком сложных фрагментов: лучше, чтобы мелодия начиналась какой-нибудь выразительной нотой, чтобы у собаки сочетание команды, музыки и вашего движения вызывало нужную реакцию и подталкивало именно к «змейке». Если навык закрепится, не бойтесь, что собака будет делать «змейку» только под музыку. Ей будет достаточно команды и начала движения. Музыка послужит лишь дополнительным сигналом.

Поворот вокруг своей оси и его варианты

Во время выступления это выглядит так: дрессировщик стоит на одном месте, а собака, под его управлением, крутится перед ним вокруг своей оси — в любую сторону, на выбор дрессировщика.

Дрессировщик оставляет собаку перед собой на любом расстоянии. Упражнение начинается и заканчивается в положении лицом к лицу. Допускаются голосовые, звуковые и жестовые команды. Прикосновения к собаке, направляющие и корректирующие ее, не допускаются. Собака должна уметь показывать не менее трех и не более пяти кругов подряд. На выступлении оценивается скорость реакции собаки в этом упражнении и общее впечатление от танцевальной пары.

Разучим этот поворот.

Встаньте лицом к собаке и возьмите в правую руку «мишень» — что-нибудь такое, что очень нравится собаке. Это может быть, например, кусочек привлекательной для собаки пищи или ее любимая игрушка.

Привлеките внимание собаки к «мишени», а затем дайте команду, например «вертись» или «кругом» (можно придумать любую другую). Совершая круговое движение рукой с «мишенью», ведите за ней, подманивайте собаку. Движения рукой не должны быть резкими и быстрыми, иначе собака не поймет вашего желания или не успеет за рукой и поэтому потеряет интерес к «мишени». Ведите собаку за «мишенью» в прямом смысле этого слова, описывая рукой круг таким образом, чтобы она повернулась вокруг своей оси. Следуя за «мишенью», собака должна сделать полный поворот. Если она не понимает, что от нее требуется, используйте наталкивание.

Как только собака опишет полный круг, отдайте ей «мишень». Если «мишенью» была пища, еще подкормите собаку, а если игрушка, поиграйте ею с собакой.

Повторяйте описанное упражнение, как только у вас появляется свободная минута, постепенно усложняя его. На 5-7-м занятии попробуйте управлять собакой только движением руки, в которой не будет «мишени». Если это не получается, помогите собаке руками. Но как только собака сделает то, что нужно, обязательно подкрепляйте это игрой или лакомством. В итоге вы должны управлять собакой именно движением руки, а не «мишени».

Следующим усложнением является увеличение паузы между совершением поворота и подкреплением. Увеличивайте ее продолжительность постепенно.

Можно научить собаку переворачиваться 2-3 и большее количество раз подряд. Для этого увеличивайте число поворотов на один. Всякий раз после прибавки повторяйте упражнение 2-3 дня, оставляя достигнутое число поворотов без изменения.

Не торопитесь, не раздражайтесь, не переутомляйте собаку, и у вас все получится.

Способ наталкивания. Встаньте лицом к собаке, дайте команду «вертись» и, совершая круговое движение левой рукой, правой мягко подталкивайте ее до тех пор, пока она не окажется к вам задом. Можно повернуть собаку без толчка, мягким давлением ладони.

Когда собака повернется, повторите команду голосом и жестом, и мягко, без резких движений и рывков, поверните собаку так, чтобы оказаться к ней лицом. Дайте собаке лакомство и поиграйте с ней.

Со временем все меньше и меньше помогайте собаке, добиваясь от нее самостоятельных действий. За самостоятельные движения хвалите ее больше.

Если собака не очень крупная, можно попробовать разучить с ней поворот из положения стоя на задних лапах.

Для начала собаку учат сидеть на задних лапах (команда «служи» или любая другая — на ваше усмотрение). По этой команде собака должна оставаться в положении сидя на задних лапах, держа вертикально туловище и прижав к телу передние ноги.

Лучше всего обучать собаку этому приему в одном из углов комнаты. Собаку сажают на задние лапы по команде «сидеть». Затем, дав команду «служи», дрессировщик приподнимает собаку за туловище (а не за передние конечности) и прислоняет ее спиной к стенам так, чтобы собака имела опору. Повторно дав команду «служи», дрессировщик поддерживает собаку одной рукой под грудь, держа лакомство другой рукой. Если собака не может удержаться в таком положении, ее поддерживают за передние лапы, одновременно повторяя команду «служи» в строгой интонации. Если собаке удается хотя бы две-три секунды удержаться в требуемом положении, ее поощряют возгласом «хорошо», поглаживанием и лакомством.

Когда собака научится держаться прямо, сидя на задних лапах в углу комнаты, приступают к отработке этого навыка в таком месте, где нет дополнительной опоры. В дальнейшем удлиняют время выдержки, и дрессировщик прекращает помогать собаке удерживаться в требуемом положении, то есть не поддерживает ее.

Мелким собакам значительно легче овладеть этим навыком, чем крупным, которым гораздо труднее удерживать равновесие в вертикальном положении.

После того как собака хорошо усвоила команду «служи», можно научить ее передвигаться прыжками, стоя на задних конечностях и не выпрямляя их в скакательном суставе.

Собаке дают команду «служи», после чего осторожно поднимают ее за грудь так, чтобы в результате она стояла на вытянутых задних ногах. Сосредоточив все внимание собаки на поднятом над ее головой лакомстве, манят ее к себе, отодвигая руку с лакомством. Таким образом, заставляют собаку передвигаться небольшими прыжками, стоя на задних лапах. За каждый прыжок собаку поощряют лакомством и возгласом «хорошо».

Сначала эти упражнения не должны быть продолжительными, чтобы не утомлять собаку. В момент прыжков собаку поддерживают левой рукой за туловище, чтобы помочь ей сохранить равновесие. Чтобы обучить собаку стоя подпрыгивать на одном месте, поднимают и опускают руку с лакомством.

Собака тянется за дразнящим ее лакомством и подпрыгивает. Вращая рукой с лакомством или «мишенью» из стороны в сторону, можно заставить собаку, стоящую на задних лапах, вертеться на одном месте — вальсировать. Постепенно лакомство или «мишень» убираем, а поощряем и хвалим после завершения «вальса».

Хождение собаки у левой и у правой ноги

Дрессировщик идет вперед с собакой у его левой ноги на расстояние 10 м, затем поворачивается в обратную сторону (на 180°), и они оба идут к исходной точке.

Упражнение выполняется в коридоре 10х1,5 м. При передвижении плечи собаки находятся на одном уровне с ногами дрессировщика. Желательно, чтобы собака все время смотрела на дрессировщика. Прикосновения к собаке не допускаются, но при начале движения и повороте можно давать голосовые (или звуковые) и жестовые команды.

Оценивается точное следование собаки за дрессировщиком, перемещения в пределах заданной зоны и общее впечатление от танцевальной пары.

Читайте также:  Сколько литров мочевой пузырь у собаки

Для собаки, хорошо освоившей навык «рядом», разучивание этого па особого труда не составит. Главное, на что нужно обратить внимание, — чтобы собака не забегала вперед и не отставала, а шла у вашей ноги «как приклеенная».

Потренируйтесь заранее. Пробуйте ходить с ней в разном темпе и под музыку — весело и бодро. Старайтесь не делать остановок при прохождении дистанции, чтобы собака по ранее отработанному навыку не уселась с готовностью у вашей левой ноги, как вы ее учили на курсе послушания.

Более сложный вариант — когда дрессировщик идет вперед с собакой у правой ноги, затем поворачивается в обратную сторону (на 180°) и оба идут к исходной точке. Правила исполнения этого па те же, что и при хождении у левой ноги. В чем может быть проблема? Собака привыкла ходить слева. Как научить ее сделать то же самое, но с другой стороны?

Для понятливых собак, не сильно замуштрованных курсом послушания, достаточно перед началом движения встать слева, а не справа от собаки и в начале движения скомандовать «рядом». Если собака попытается перебежать на другую сторону, удержать ее заранее надетым поводком и снова скомандовать «рядом», похлопав рукой по своему правому боку. Неплохо, не зацикливаясь на послушании, заранее приучить собаку по команде «рядом» идти то справа, то слева — в зависимости от исходного положения и от одновременного жеста — хлопка дрессировщика по своему правому или левому бедру. На начальных этапах обучения команде «рядом» со щенячьего возраста носите соответственно лакомство или «мишень» то в правой, то в левой руке, предварительно показав щенку — так он сразу приучится при выполнении команды смотреть на вас, а не в сторону.

Учимся пятиться

На выступлениях этот обязательный элемент состоит из двух этапов. На первом этапе дрессировщик идет на собаку, а она пятится назад. Второй этап — собака идет назад у любой ноги дрессировщика, и он пятится вместе с ней. Этот элемент, как и все остальные, выполняется в коридоре 10х1,5 м.

Перед началом движения собака находится перед дрессировщиком. Дрессировщик начинает движение на собаку, а собака, соответственно, должна начать движение от дрессировщика задом, не спуская с него глаз. Можно давать команды голосом и жестами (голосом только в начале движения, жестами — на протяжении всего упражнения).

На втором этапе вы пятитесь вместе. Перед началом упражнения собака находится у левой или правой ноги спортсмена. Дрессировщик вместе с собакой начинает движение назад. При передвижении плечи собаки находятся на одном уровне с ногами дрессировщика, и собака все время смотрит на дрессировщика. Прикосновения к собаке, направляющие и корректирующие ее, не допускаются. При начале движения разрешается голосовая или звуковая команда, жестовые команды допускаются на протяжении всего упражнения. Оценивается точное следование собаки в заданном направлении и общее впечатление от танцевальной пары. Дополнительные голосовые или звуковые команды могут штрафоваться — по усмотрению судьи.

Как научить собаку пятиться? В дрессировке охотничьих собак этот прием отрабатывается специально. Иногда охотник нечаянно подходит слишком близко к дичи: не желая потерять ее из виду, он медленно отступает, оставаясь все время к ней лицом. Поэтому и собака должна изучить движение назад. Отступательное движение нелегко дается животному — оно для собаки неестественно. Обучение ходу назад происходит так: взяв поводок возле ошейника, дрессировщик тихо говорит собаке: «Назад». Потом пятится назад и тянет за собой собаку. Если она попытается развернуться или сесть, дрессировщик, переложив поводок в правую руку, левой немного поднимает задние ноги собаки и тянет поводок еще сильнее, повторяя: «Назад!» После успешного выполнения команды собака поощряется.

Можно попробовать по-другому, особенно если вы хотите освоить движение собаки задом в то время, когда вы движетесь вперед, на нее, а не пятитесь вместе с ней. Затейте веселую возню с игрушкой. Покажите ее псу, но не давайте, а уворачивайтесь, когда он пытается ее схватить: вертитесь, отбегайте, но так, чтобы пес не терял свою «мишень» из виду. Не затягивайте игру надолго, чтобы собака не устала. В самый разгар игры сделайте следующее. Повернитесь к собаке лицом, держа игрушку в правой руке. Правым боком прижмитесь к стене (идеально, если в узком коридоре). Держите игрушку достаточно высоко, но не так, чтобы собака решила, что от нее ждут прыжка. В такой позиции она сама развернется к вам мордой, чтобы не упускать игрушку из виду. Зайти сзади она не сможет — вы держите руку так, что сзади ей, во-первых, не видна игрушка, во-вторых, прижимаетесь к стене. Собаки хорошо ориентируются в удобных позициях, так что сзади она не зайдет. Начинайте идти на собаку, когда она не сводит глаз с игрушки и видит только ее — медленно, шаг за шагом. Если собака попытается прыгнуть, игрушку прячьте. Как только собака сделает первый шаг назад — активно похвалите — «хорошо», «назад» — и тут же отдайте игрушку. Пусть спокойно ее «загрызет». Затевайте такую возню несколько раз в день. Сначала отдавайте игрушку сразу, как только собака отступит на шаг, повторяя «назад», потом постепенно увеличивайте интервалы между ее шагами «задом» и получением желанной «мишени».

Как только собака освоит команду и будет выполнять ее легко и радостно (и, что важно для выступлений, не сводя с вас глаз), попробуйте увеличить расстояние между вами. Если собака тут же подбегает вплотную, прячьте игрушку и снова отступите.

Это трудный навык. Многие дрессировщики, долго занимающиеся фристайлом (в том числе и знаменитая Мэри Рэй), в разучивании сложных элементов, таких как этот, когда от животного требуется выбор нужного варианта движения, а не механическое исполнение команды, используют кликер-тренинг, или кликер-дрессировку. Используется кликер в трюковой и цирковой дрессировке. Что это такое?

Этот вид обучения пока мало известен в России. Однако последние несколько лет именно в связи с бурным развитием аджилити и фристайла интерес к нему постоянно растет.

Кликер-тренировки собаки с использованием условных рефлексов происходят следующим образом: она приучается повторять те действия, которые приносят позитивное подкрепление, и избегать тех действий, которые приносят негативные последствия. Сам кликер — это пластиковая коробка, в которой содержится металлическая полоска; когда ее прижимают и отпускают, раздается резкий щелкающий звук. Кликер — прекрасный инструмент для обучения с использованием условных рефлексов.

Для использования кликера приучите собаку ассоциировать его щелчок с хорошим поведением. Для этого во время сеансов обучения одновременно щелкайте кликером и вознаграждайте собаку лакомством, если она выполнила команду правильно. Звук кликера нельзя спутать ни с чем, и скоро он становится более характерным сигналом, чем ваши слова, и потому является более эффективным методом обучения (путем обеспечения условного отклика), чем простая словесная похвала. Начните с команды «сидеть» и используйте в качестве вознаграждения за правильное выполнение и лакомство, и кликер. Постепенно делайте все большую паузу до подкрепления команды щелчком и лакомством (все это время собака должна оставаться в положении сидя). Это приучит собаку сидеть до того, как она услышит щелчок.

Постепенно собака усвоит: щелчок означает, что она все сделала правильно и порадовала вас; увидев у вас в руках кликер, она будет ожидать очередной тренировки на послушание. Берите кликер с собой на тренировки на открытом воздухе и подкрепляйте с его помощью обучение на подзыв. Собака приучится в любой момент прибегать на ваш подзыв, если будет думать, что у вас в кармане кликер и лакомство для нее.

Сначала у собаки вырабатывается условная реакция — щелчок-корм. Несколько дней в самых разных ситуациях вы кличете и даете лакомство просто так. Выберите достаточно тихое место без посторонних раздражителей. Запаситесь кусочками лакомства, желательно такого, которое не нужно жевать и легко заглатывать целиком — сыр, мясо или печенка. Кусочки должны быть небольшими, размером с горошину.

Прохаживаясь по комнате, щелкните кликером и тут же бросьте на пол свое угощение (не все сразу, конечно). Проделайте так несколько раз. Когда реакция на щелчок кликера сформируется (собака, услышав щелчок, начинает суетиться в поисках лакомства), можно переходить ко второму этапу — поиск вариантов нужного поведения без всяких команд.

Например, вы хотите научить собаку выполнить кувырок лежа. Он состоит из нескольких движений: лежащая собака поворачивает голову, затем ложится набок, переворачивается на спину и снова на бок, уже другой, — кувырок закончен. Вначале щелчком кликера вы подкрепляете лишь поворот головы в сторону. Когда собака усвоит первое движение, вы перестаете кликать только за поворот головы. Дождавшись, когда после поворота головы собака делает такое движение, как будто пытается прилечь на бок, вы подкрепляете это движение щелчком. И так до тех пор, пока упражнение не будет выполнено от начала до конца.

Когда правильный вариант поведения уже сформируется, можно привязать его к команде или жесту. Главное — запомнить: вы можете щелкать или не щелкать, но если щелчок прозвучал — собака обязательно должна получить лакомство.

Пропагандист метода кликер-тренинга и автор многих книг Карен Прайор дает следующие советы тем, кто решил заниматься с собакой по этой системе.

«…Всегда сначала щелкайте, а затем давайте лакомство. В этом виде дрессировки вам не нужно держать лакомство перед собакой, каким-либо образом приманивая ее. Неважно, что делает ваша собака в тот момент, когда получает лакомство.

Ваша собака запомнит, что она делала в тот момент, когда услышала щелчок. После того как вы щелкнули, вы можете позволить собаке прекратить выполнение действия, дать лакомство, а затем вернуться к занятиям, не вызвав этим никаких проблем.

Всегда щелкайте в момент выполнения действия. Щелчок — это своего рода акустический указатель; он доходит до нервной системы животного, сообщая: «То, что делает твое тело в этот момент, только что поощрили». Используйте поощрение только тогда, когда собака действительно выполняет нужное вам действие. Например, если вы учите собаку прыгать, не щелкайте до того, как собака сделает прыжок. Не щелкайте после окончания прыжка. Не щелкайте, если вам кажется, что она собирается прыгнуть. Щелкайте, когда собака находится в воздухе. Когда собака научится прыгать, вы сможете улучшить ее приземление, например, щелкая в момент правильного приземления. Лакомство можно дать позднее; щелчок передает нужную информацию.

Всегда давайте только один щелчок. Боритесь с искушением сделать несколько щелчков (щелкщелк-щелк) за особенно хорошее выполнение навыка. Решающую роль играет время, когда прозвучал щелчок; именно он показывает животному тот момент, который вам особенно понравился. Если вы щелкаете снова и снова, животное не сможет сказать, какой из щелчков несет смысловую нагрузку, и выполнение навыка не улучшится. Более того, ваш питомец может решить, что имеет смысл работать только за многократные щелчки.

…Не пользуйтесь кликером для того, чтобы подбодрить собаку или в качестве сигнала к началу занятия. Вы всегда должны думать: «Что я на самом деле поощряю?» Если собака колеблется или отстает от вас, и вы щелкаете, чтобы подбодрить ее, вы поощряете колебание или медлительность. Щелкайте только в том случае, если вас устраивает работа собаки».

После того как сформирован рефлекс «щелчок кликера — лакомство» и собака после щелчка радостно настораживается в ожидании еды, переходим к следующему этапу — учим собаку эту еду зарабатывать. Здесь важно не звать собаку, не манить лакомством, не подсказывать ей даже телодвижениями. Собака сама должна открыть для себя способ, при котором она получит вознаграждение. А словесная команда прикрепляется уже после того, как собака стабильно начнет предлагать нужное нам поведение.

Попробуем разучить движение собаки назад уже с помощью кликера. Кроме него, нам потребуется таргет. Что это такое?

Таргет — это мишень, цель, до которой собака должна дотронуться носом или лапой. С его помощью проще объяснить собаке, что мы от нее хотим. Таргетом может быть все что угодно: тыльная сторона ладони, палочка-указка с мячиком на конце или просто лист бумаги.

Кусок лакомства вкладывается между средним и безымянным пальцами, и ладонь протягивается собаке. Как только она, потянувшись носом, тыкается в ладонь, звучит щелчок (и не забываем давать награду!). Когда собака начнет дотрагиваться носом осознанно, руку можно протягивать уже без зажатого в ней куска. Наученная таким образом собака начинает следовать за ладонью. Подобный навык облегчает обучение разных команд: от хождения рядом до вращения собаки вокруг себя.

Таргет телескопический представляет собой выдвигающуюся указку с шариком на конце. Максимальная длина таргета — 55 см. Научив животное дотрагиваться носом до шарика и следовать за ним, можно добиться очень многого. Например, научить своего питомца различать предметы по названиям, находить их.

Даже лист бумаги можно использовать для обозначения мишени. Чтобы собака заинтересовалась, сначала можно класть на него кусок лакомства. И щелкать каждый раз, когда она пытается его съесть. Потом сделать вид, что лакомство положено, и как только собака потянется носом к бумаге, щелкнуть и дать еду. Чтобы опять получить награду, собака опять потянется носом к мишени. Если нам нужно, чтобы собака вставала на мишень лапами, нужно щелкнуть в тот момент, когда она случайно на нее наступит. Вскоре собака начинает понимать, за что ей кликают, и встает на бумагу специально. В дальнейшем листок делают все меньше и меньше, до тех пор, когда от него можно будет совсем отказаться.

В случае, когда собаку нужно научить пятиться, укрепим игрушку на бумаге — это будет таргет. Вы стоите у стены, собака — «лицом» к вам, не сводя глаз с игрушки. Вам нужно добиться, чтобы ваш шаг вперед совпал с шагом собаки назад. Как только это произошло (собака именно отступила назад, а не отпрыгнула в сторону, не попыталась зайти сбоку и т. д.), — щелчок и лакомство. Игрушку отдавать не торопитесь — собака получила другое удовольствие. (Не забудьте, что собака не должна быть сытой в момент начала занятий — она зарабатывает свою еду, выполняя нужные вам действия.) Закрепляйте навык: в дальнейшем щелкайте, когда собака вместе с вами завершит движение: остановились вы — остановилась и она. Щелчок — лакомство — игрушку можете отдать.

Когда навык пятиться сформируется с помощью кликера, вводите команду («назад» или любую другую), подкрепите ее подходящим жестом (важно, чтобы он отличался от других жестовых команд).

Движение по кругу вокруг хозяина

Вам потребуется встать внутри круга (естественно, не очерченного мелом, а образованного какими-нибудь предметами). Скажем, стульями, составленными вокруг вас, с сиденьями, направленными к вам же. Собака остается снаружи. Если нужного количества стульев нет или размеры комнаты не позволяют соорудить такую баррикаду, встаньте на круглый стол или в детский манеж без дна (такой снаряд использует Мэри Рэй в отработке этого упражнения. Кроме этого, вам понадобятся лакомство, игрушка, таргет в виде кусочка тряпки или бумаги и кликер.

Итак, вы внутри, а собака — снаружи. Подзовите ее, но заранее позаботьтесь о том, чтобы она не могла пролезть внутрь круга. Покажите игрушку, прикрепленную к тряпке или бумаге. Когда взгляд собаки сфокусируется на игрушке, медленно ведите вытянутую правую руку с игрушкой влево. Не поворачивайтесь за своей рукой, а переложите игрушку в левую руку и заведите ее за спину. Собака должна следовать за рукой; точнее, за движением игрушки. Так обычно и бывает. Если так и есть, и собака бежит справа налево по кругу, переложите за спиной игрушку снова в правую руку и завершите движение в исходной позе: игрушка зажата в правой руке, собака находится напротив нее. Тут же щелкните кликером и дайте лакомство.

Если собака бежит неровно, скачет, пытаясь выхватить игрушку, или карабкается на вашу баррикаду, не щелкайте и не поощряйте. Добивайтесь ровного движения по кругу. Можно поощрять поэтапно: ровно, без прыжков и остановок пробежала полукруг — щелчок — лакомство. Затем щелчок и лакомство следуют только после завершения круга.

Читайте также:  Боли после антибиотика у собаки

Когда собака хорошо поняла, что от нее требуется, и выполняет действие легко и без запинки, закрепите его голосовой и/или жестом.

Поклоны собаки

Упражнение входит в число обязательных элементов на выступлениях по фристайлу. Дрессировщик стоит на одном месте, а собака, под его управлением, делает поклон и через некоторое время принимает исходное положение.

По голосовой, звуковой и/или жестовой команде дрессировщика собака прогибается в спине — ее холка должна находиться ниже крупа. Ей нужно оставаться в заданном положении не менее 5 секунд. На выполнение упражнения дается 3 попытки. Прикосновения к собаке, направляющие и корректирующие ее, не допускаются.

Оценивается скорость реакции собаки и правильное выполнение упражнения, общее впечатление от танцевальной пары. Большое количество голосовых, звуковых или жестовых команд штрафуется — на усмотрение судьи.

Итак, учим собаку кланяться. Тем, кто с самого собачьего детства подолгу и с удовольствием играл со своим зверем, знает, что такая поза в разных вариантах для собаки никакого труда не представляет. Это так называемое скрадывание. Выглядит это так: пес припадает к земле, чуть задрав зад, и вытягивает вперед голову с настороженными ушами.

Тело напряжено, хвост неподвижен, а пристальный взгляд направлен на кого-то впереди. В той же позе пес приближается к объекту скрадывания и вдруг бросается вперед. Это поведение часто предшествует игре молодняка во дворе или игре с хозяином, когда собака имитирует нападение.

Ваша задача — точно уловить нужную позу собаки и зафиксировать ее щелчком кликера и лакомством, а затем командой, например «поклон». Игрушка может и не понадобиться.

Начните игру, дождитесь скрадывания. Вам не нужно, чтобы собака совсем легла, или «свирепо» рычала, или рывком бросалась на вас, продолжая игру. Она должна припасть на передние лапы (задние могут быть чуть согнуты, но не прижаты к земле) так, чтобы ее холка оказалась ниже крупа. Тут же щелкните кликером и дайте лакомство. Сделайте так несколько раз. В следующее принятие позы постарайтесь задержать собаку в этом положении подольше: щелкните только тогда, когда она пробудет так несколько секунд, и только потом щелкайте, угощайте и закрепите навык командой «поклон» и соответствующим жестом.

Па разучены. Что дальше?

Итак, вы изучили основные па. Дальнейшее — дело вашей фантазии. Придумывайте свои движения (но помните, что собака должна выполнять их с удовольствием), а свои жестовые команды старайтесь привязать к музыке и включить в свой собственный танец. Приучайте к музыке (она должна быть одна и та же на протяжении всего вашего танцевального номера).

Вносите разнообразие. Делайте больше шагов. Попробуйте двигаться немного быстрее, немного медленнее. Не ругайте собаку, если она отходит в сторону, просто щелкните, когда она вернется.

Поощряйте собаку щелчком, если она остается у вашей ноги, когда вы поворачиваетесь или начинаете движение в противоположном направлении. Попробуйте останавливаться; щелкайте, если собака остается рядом с вами, когда вы останавливаетесь. Двигайтесь быстрее и медленнее. Поощряйте собаку щелчками каждые пять-десять секунд, но следите, чтобы поощрение всегда было заслуженным. Занятия должны быть короткими, нескольких минут более чем достаточно.

Заканчивайте занятия, пока вы делаете успехи. Всегда есть искушение, добившись хорошего результата, попытаться получить его снова и снова, пока объект не сделает ошибку и не произойдет срыв навыка. Научитесь останавливаться на положительном результате. Пусть ваш питомец почувствует успех. Если вы не достигаете успеха и хотите закончить занятие, вернитесь к какому-нибудь легкому заданию, где ваша собака точно заработает поощрение, и на этом остановитесь.

Пока собаку обучают элементам, можно начинать подбирать музыку для будущего танца. Для начала стоит брать композицию небольшой продолжительности — около 2 минут. При выборе музыки, конечно, стоит ориентироваться на темп выполнения собакой команд. Желательно, чтобы в музыке были интересные переходы, которые можно было бы в дальнейшем обыграть в танце. Еще один параметр, который нужно учесть при подборе музыкальной композиции, — музыка должна быть «на слуху» у многих людей. И последнее: чтобы музыка не приедалась самому дрессировщику, так как несколько месяцев подряд данный мотив будет его сопровождать многие и многие часы. Дрессировщик должен очень хорошо изучить музыку, запоминая основные акценты, чтобы в дальнейшем не путать своего питомца.

Следующим этапом является сборка танца. Для этого лучше всего на листе бумаги создать схему танца от начальных аккордов музыкальной композиции и до ее завершения, где расписываются очередность элементов, которые выполняет собака, переходы между ними. Параллельно этому процессу можно потихоньку приучать своего питомца к музыке, включая ее во время занятий с собакой. Также отдельные куски танца, то есть последовательность нескольких элементов, можно пробовать выполнять вместе с собакой.

Когда вся предварительная работа сделана, и пес очень хорошо обучен всем элементам, которые потребуются в танце, можно попробовать включить музыку и станцевать. Если возникают какие-то накладки, то лучше всего остановиться и исправить их сразу, чтобы четвероногий танцор приучался, что все танцевальные па он должен обязательно выполнить.

Если аккуратно сделана вся первоначальная подготовка, то собака может с первого раза оттанцевать очень хорошо.

Конечно, при работе с собакой могут возникать различные проблемы. К примеру, во время танца четвероногий друг не должен лаять и этому надо сразу уделять большое внимание и, если пес начинает лаять во время выполнения того или иного элемента, то всего лучше сразу остановиться и найти причину лая. Если собака сама по себе «очень разговорчива», то ее надо сразу приучать молчать, к примеру, по команде. Если собака отказывается выполнять какую-нибудь команду во время танца, то причин может быть несколько: пес не понимает или путает жесты дрессировщика, собаке по какой-либо причине не нравится данное движение, к примеру, физически тяжело ей выполнить этот элемент.

Так как танцы с собаками ориентированы на большую аудиторию, то надо сразу же учесть, что своего партнера по танцам дрессировщик должен приучить к помещению с большим количеством людей и собак, для этого рекомендуемся ходить с питомцем на выставки собак, где можно отрабатывать отдельные элементы, приучать собаку к шуму публики, аплодисментам.

Не забудьте подготовить удобный костюм и познакомить своего четвероного партнера со своим новым образом, чтобы он не сбивал собаку с толку.

Научить танцевать можно собаку любой породы, здесь главное — целеустремленность и большое желание дрессировщика и, конечно, огромная любовь к своему питомцу, тогда танец будет смотреться как единое целое.

Еще немного о кликер-тренинге

Кликер использовать не обязательно, но, как показывает практика многих дрессировщиков, работается с ним гораздо быстрее и легче. Есть многие зоомагазины, где его можно купить. Но это не волшебная палочка, и иногда с самого начала возникают проблемы. Одна из них — когда собака боится или настораживается от щелчка. Как быть в таком случае?

Собака боится кликера потому, что не знает, что он означает. Ей не хватает правильной информации, и это, возможно, делает ее подозрительной. Не переживайте по поводу страха; работайте над тем, чтобы предоставить собаке информацию. Вы можете несколько смягчить звук щелчка, щелкая в кармане или у себя за спиной. Вы можете на самом деле приглушить щелчок, обмотав металлическую часть «углубления» несколькими слоями скотча. Теперь щелкните (только один раз), когда вы даете собаке корм или когда бросаете ей особое лакомство, или даете особую игрушку. Щелкните (только один раз, в кармане), когда вы выпускаете собаку (или впускаете) или выходите с ней на прогулку. Найдите повод для того, чтобы сообщить: «Сейчас будет что-то хорошее» — с разными интервалами в течение всего дня и вечера.

Лучшее начало для отработки элементов с кликером — пятиминутные занятия, когда у вас есть время. Ученые доказали, что собаки и другие домашние животные, а также люди могут научиться большему за несколько коротких занятий, чем за одно длинное. Короткие занятия более увлекательны и не так утомляют, и, кроме того, для них проще найти время даже при самом загруженном расписании.

Вы можете в течение одного занятия отрабатывать один-два трюка. Перемена деятельности делает занятие более увлекательным. Чего не следует делать — это работать над несколькими элементами отдельно взятого навыка, используя только одно подкрепление.

Если собака ошибется при кликер-тренинге, просто не щелкайте. Не говорите «нет», не дергайте поводок, не толкайте собаку в нужном направлении. Добавив наказание, коррекцию или принуждение, вы не поможете своему питомцу понять, как заработать щелчок. Применение силы в дрессировке только делает собаку менее заинтересованной в обучении.

Помните: при кликер-тренинге команды надо давать, только когда у собаки сформируется навык. Сначала собака учится тому, что движение по кругу заслуживает щелчка и лакомства. Затем она учится, что бег по кругу приносит ей щелчок и лакомство, только если перед этим вы сказали «кругом». Слово становится сигналом, что именно в данный момент правильное кружение принесет поощрение.

В кликер-тренинге нет необходимости издавать непонятные собаке звуки, пока она не приобретет тот или иной навык. В традиционном понимании команда — это предупреждение. Сигнал же означает «зеленый свет» для того или иного действия, которое многократно поощрялось в прошлом.

Кликер и лакомство — это средства обучения навыку. К тому моменту, когда вы попадете на выступления по фристайлу (на выставочный ринг, соревнования по аджилити, послушанию и т. д.), процесс обучения уже должен будет завершиться. У вас уже будет установлен словесный заменитель щелчка, а ласка и похвала сменят лакомство, поэтому щелчок и лакомство на выступлении вам не понадобятся.

Чтобы дрессировка оставалась интересной, а также чтобы постоянно прогрессировать, а не стоять на месте, вам нужно добавлять новые требования: делать навыки более сложными, требуя от собаки большего, чтобы заслужить щелчок.

Источник

Танцы с собакой

Танцы с собакой невероятно сближают хозяина и питомца, тесный контакт в процессе тренировок и выступлений позволяет выстраивать доверительные отношения и заниматься любимым делом: животному активно проводить время, а хозяину танцевать. Не требуется для занятия затрат на оборудование. Заниматься можно в квартире или во дворе дома.

К преимуществам танцев можно отнести тот факт, что в процессе тренировок происходит равномерное развитие всех групп мышц. Ведь питомец может находиться по обе стороны от спортсмена, а не только с левой, как это принято в ринговой подготовке.

В танцах с собакой существует две дисциплины: фристайл и движение рядом под музыку. В соревновании участвует только один спортсмен и только одна собака. Один спортсмен может подготовить и показать несколько номеров с разными животными и показать их с каждой собакой в отдельности в рамках одного соревнования. Редко проходят командные соревнования из спортсмена и 2-х и более животных.

История развития

Своё развитие танцы получили в конце 80-х годов в Америке, как «движение рядом под музыку» (Heelwork to Music). В программе использовались традиционные движения, которые выполнялись под музыку. Позднее в программу стали добавлять сложные элементы, которые делали выступление более интересным. Существующее название потеряло свою актуальность и в отдельную дисциплину выделили фристайл. Фристайл официально признан видом спорта, набирающим популярность по всему миру.

В России развитие фристайла с собакой пришлось на 2000-е годы. Первые награды российская сборная завоевала в 2010 году, заняв 3-е место в международных соревнованиях. В 2016 году на чемпионате Европы-2016 в дисциплине движение рядом под музыку Ильина Полина и Малинуа Илим Ян заняли 1-е место.

Соревнования по фристайлу с собакой проводятся на региональном, общероссийском и международном уровнях. Регламентацию соревнований осуществляет Российская Лига Кинологов и Российская кинологическая федерация, а в основу российской системы правил вошли международные правила по кинологическому спорту, поддерживаемые WCFO и IFCS.

Какие собаки подходят для танцев

Основными качествами, которыми должно обладать животное в данном виде спорта, являются ловкость, гибкость, интерес к выполнению танцевальных движений, включающих хождение на задних ногах, прыжки, вращения. Обязательно животное должно обладать крепким здоровьем, не иметь проблем с суставами, спиной.

В основном в соревнованиях по танцам принимают участие бордер-колли, золотистый ретривер. Но строгого ограничения по породам в танцах с собакой не существует.

Движение рядом под музыку

Движение рядом под музыку (Heelwork to Music, сокращённо HTM) – танец, в котором танцевальные движения осуществляет спортсмен, а животное перемещается рядом, выполняя конкретные шаги и команды. Данная дисциплина направлена на демонстрацию выучки, навыков послушания питомца.

Фристайл с собакой

Данная дисциплина даёт больше свободы действий, позволяет продемонстрировать ловкость, силу, гибкость животного. Питомец может двигаться у ноги спортсмена в любом направлении, движения могут осуществляться в любой последовательности.

Выступления по фристайлу с собакой проходят в двух классах. В неофициальных классах допускается поощрять животное во время выступления и руководить его действиями при помощи вспомогательных средств, например кликером.

Официальный класс делится на:
Дебют для собак от 12 месяцев
Прогресс от 18 месяцев
Мастер от 18 месяцев
Неофициальный класс делится на:
Открытый от 12 месяцев
Дети для собак от 12 месяцев и детей до 16 лет
Ветераны для собак старше 8 лет

Судейство осуществляется 3-7 судьями, в зависимости от вида соревнования. Танцевальная программа оценивается по общему впечатлению от представления, уровню сложности и технике исполнения, музыке и интерпретации.

Костюм необходим для спортсмена, собаке же необязательно наряжаться. Допускается использовать реквизит, не являющийся тренировочным предметом.

В кинологическом фристайле выступление делится на два этапа:

обязательная программа, в ходе которой демонстрируются обязательные элементы (круги, змейка, поклон, хождение назад и у одной из ног спортсмена);

произвольная программа, содержащая как обязательные элементы фристайла, так и произвольные движения (кувырок, прятки, испанский шаг, хождение на задних лапах).

Обучение собаки танцам

Важным этапом, служащим началом обучения является прохождение курса послушания. Животное должно уметь слушать, подчиняться хозяину, выполнять базовые команды («лежать», «сидеть», «рядом», «вперёд»). Животное должно сосредоточиться на хозяине и не отвлекаться на внешние раздражители (других животных, суетливую и шумную обстановку). Сразу нужно быть готовым к тому, что обучение потребует терпения и времени.

Самым простым в обучении команд является хождение по прямой линии (вперёд и назад самостоятельно и с человеком).

Затем задания следует усложнять. Научить животное ходить назад по прямой линии в боковых позициях (слева и справа от спортсмена) и фронтальной позиции (лицом к лицу), тренируя движения на разной скорости.

На следующем этапе следует научить питомца крутиться вокруг собственной оси с левой и с правой стороны от спортсмена и перед ним.

Конечно, важно придумать и изучить движения, способные выделить питомца на фоне других танцующих животных, но движения должны быть естественными, изящными, а не акробатическими.

После освоения команд и движений, следует подобрать музыку, соответствующую естественному ритму собаки. Совершенно не влияет жанр и наличие слов, главное, чтобы музыка нравилась животному, и ритм совпадал с его движениями. Однако существуют некоторые требования к выбору музыки, в частности нельзя выбирать музыку религиозного характера, пропагандирующей расизм, насилие, секс.

В работе с музыкой можно чередовать быстрые и медленные движения, повторять элементы в разных ракурсах, но следует стремиться к плавным переходам и попаданию в ритм музыки. При этом движения собаки первостепенны, хозяин не должен переключать внимание на себя.

Репетиции не стоит затягивать, чтобы питомец не терял интереса к работе. Достаточно 10-20 минут за один подход. В течение дня можно повторять репетиции несколько раз. Время следует увеличивать постепенно и не нагружать питомца в начале обучения.

Рекомендуется проводить обучение собаки танцам в разных местах. Важно поощрять питомца за правильно выполненные действия, мотивируя его на работу и закрепляя достигнутые результаты.

Источник