Меню

Интересные проекты с собаками

Проект «Собака-друг человека!» (старший дошкольный возраст)

Марина Мурашова
Проект «Собака-друг человека!» (старший дошкольный возраст)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 — ЦРР»

Проект

«Собака — друг человека

(старший дошкольный возраст)

Мурашова Марина Васильевна

Тип проекта.

Вид проекта.

Дети 6 — 7 лет, воспитатель группы, родители.

Средней продолжительности (3 месяца).

Актуальность «Мама, купи собаку — знакомая фраза для детей и родителей. Особенно, для детей, для них она многое означает. Собакаи ребенок во многом похожи: они очень доверчивые и открытые, любят подвижные игры и чрезвычайно любопытны. Если ребенок захотел собаку, это очень хорошо, значит, он гармонично развивается и растет. Наукой доказано, что дети, выросшие в доме, где есть собака, быстрее адаптируются в обществе, они более ответственные и организованные, чем их сверстники. Собаки способны научить вашего ребенка рано вставать, отвечать за свои поступки, делать зарядку, и даже, читать. Если у вас есть собака, то ваши дети никогда не будут страдать от излишнего веса, прогулки и игры с собакой способствуют улучшению обмена веществ и нормализуют работу пищеварительной системы. Если ваш ребенок замкнут в себе, или капризен, или не может найти общий язык с другими детьми, то вам просто необходимо завести собаку. Психологи советуют, чаще читать таким детям литературные произведения, где главным героем является собака, и обсуждать их с детьми. Вы удивитесь, насколько ваш ребенок станет открытым для общения, и будет взахлеб рассказывать вам истории о своей, пусть пока будущей, собаке. Особенно полезны для детей стихи о животных, они не только прививают вашему ребенку любовь к домашним животным, но и тренируют его память и развивают чувство ритма. Особую значимость так же имеет и экологическое воспитание детей, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия. В связи с этим. Итак, познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Современные дошкольники получают большой объём информации о животных из телепередач, книг, собственных наблюдений. Однако эти сведения разрозненные. Задача педагогов – направить познавательную активность ребёнка на самосознание, сопровождать ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, поддерживать у детей мотивацию к познанию. Решить данную задачу поможет популярный и востребованный в настоящее время – проектный метод. Представляем вашему вниманию проект на тему «Собака-друг человека. В рамках одного проекта часть детей выбирает поисковую исследовательскую деятельность (подбор интересной информации по данной проблеме, загадок, примет, скороговорок и т. д., часть детей принимает участие в подборе иллюстраций и оформление страничек портфолио т. д. Работа над проектом включает совместную деятельность нас, педагогов, и детей, самостоятельную деятельность родителей, педагогов и родителей.

Домашнее животное — собака.

Цели проекта развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

1. Формировать интерес к познавательной деятельности.

2. Развивать творчество, креативность, любознательность участников проекта.

3. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, о жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания домашних животных.

4. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с животными.

5. Воспитывать заботливое и ответственное отношение к домашним животным.

6. Дать детям представления о жизни домашних животных — собаках: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой.

7. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память.

8. Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.

Собаку называют другом человека, потому что она живет рядом с человеком и помогает ему.

Общение детей старшей группы с домашними животными – собаками, затруднено незнанием правил этого общения.

В основе работы с детьми по проекту, лежат принципы,направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым способствующего саморазвитию.

2.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать,делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач: стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

3. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

4. Принцип дифференциации, учета индивидуальности направлен на обеспечение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения познавательной деятельности, с учетом накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

Формы работы по проекту:

1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.

2. Поиск информации в интернете и литературе.

3. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

4. Инсценировки сказок, этюдов.

5. Пополнение предметно — развивающей среды группы.

8. Творческая деятельность.

Работа с детьми:

1. Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.

2. Проведение словесных, сюжетно – ролевых игр с детьми.

3. Проведение игровых занятий.

4. Проведение мероприятия-развлечения КВН «Что мы знаем о собаках».

5. Пополнение предметно – развивающей среды группы.

6. Проведение анкетирования среди детей.

Работа с родителями:

1. Подбор материала, представляющих в журналах, брошюрах, энциклопедиях о домашних животных (собаках)

2. Оформление фотовыставок и альбомов домашних животных.

3. Участие в анкетировании.

4. Консультация «Почему дети обижают животных»

5. Памятки «Правила обращения с кошками и собаками»; «Несколько советов по выбору и уходу за щенком»

6. Родительское собрание на тему «Собаки и кошки – наши соседи».

Структура в содержании проекта.

В данном проекте представлены:

1. Перспективный план работы на 3 месяца;

2. Беседы с детьми, работа с познавательной литературой;

3. Иллюстративный альбом «Порода собак«;

4. Сборник художественной литературы о собаках;

5.Дидактические игры: «Придумай кличку», «Что изменилось», «Угадай породу», «Разрезные картинки», «Что лишнее»

1. Дать детям понятие, как можно ухаживать за домашними животными.

2. Привить детям любовь и бережное отношение к животным.

3. Способствовать возникновению желания у родителей завести домашнее животное.

Этапы реализации проекта.

Деятельность педагога Деятельность

детей Взаимодействие с родителями

I. Подготовительный этап 1.Прослушивание с детьми аудиозаписей: «Пропала собака» муз В. Шаинского, «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковской.

2. Чтение детям художественной литературы «Дворняжка» Т. Новицкая, «Как собака друга искала» (мордовская сказка)

3.Беседа с детьми на тему: «Собака – друг человека»

— познакомить детей с особенностями поведения собак различных пород, какой урон причиняют бродячие собаки;

— учить к ответственному отношению к домашним животным.

4. Проведение игрового занятия с детьми. Тема «Мой пес»

— расширить представление детей о собаке, домашнем животном и друге человека.

— познакомить с различными породами собак;

— обогащать словарь детей.

5. Демонстрация и обсуждения альбома «Жизнь собак».

6. Выставка детских рисунков «Мое любимое животное»

— выявить отношение детей к домашним питомцам;

— умение рисовать животное, изображать строение и величину.

7. Чтение художественной литературы произведения Г. Остера «Середина сосиски»

— знакомить детей с особенностями жизни бездомных собак;

— показать на примере художественного произведения особенности и взаимоотношений животных.

8. Проведение сюжетно – ролевой игры «Ветеринарная больница»

— закрепление знаний о профессии ветеринара

— развивать умение принимать на себя главную роль в игре

9.Проведение дидактических игр: «Разрезные картинки», «Каждому свой домик», «Что лишнее».

— расширить знания о предметах ухода и обитания, продуктов питания животных;

— закрепить коммуникативные навыки

1.Прослушивание с воспитателем аудиозаписей: «Пропала собака» муз В. Шаинского, «Не дразните собак» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковской.

2. Прослушивание художественной литературы «Дворняжка» Т. Новицкая, «Как собака друга искала» (мордовская сказка)

3.Активное участие в беседе с воспитателем на тему: «Собака – друг человека»

4. Активное участие на занятие. Тема «Мой пес»

5. Рассматривание и обсуждение альбома «Жизнь собак».

6. Участие в выставке детских рисунков «Мое любимое животное»

7. Прослушивание художественной литературы произведения Г. Остера «Середина сосиски»

8. Активное участие в сюжетно – ролевой игре «Ветеринарная больница»

9.Активное участие в дидактических играх: «Разрезные картинки», «Каждому свой домик», «Что лишнее».

1. Анкетирование родителей (Приложение 1).

«Почему дети обижают животных»

3. Активное участие и помощь детям в сборе информации в интернете и дополнительной литературе.

4. Консультация для родителей на тему «Роль домашнего животного в жизни вашего ребенка».

— информировать родителей о том, какую пользу приносит домашний питомец в развитии эмоционального качества, трудолюбия, сдержанности ребенка.

5. Просмотр с детьми мультфильмов, документальных фильмов о домашних питомцев.

— чтобы привлечь внимание детей к разнообразию пород собак, расширение кругозора детей.

Практический этап 1. Проведение игрового занятия «Мой друг»

— учить детей к ответственному отношению к домашним животным.

— дать знания, о том какой урон причиняют бродячие собаки.

— воспитывать отзывчивость за приученных собак.

2. Проведение беседы «Почему собаки кусаются«

— правила безопасного общения с собаками;

— умение поддерживать диалог с ребенком;

3.Проведение индивидуальных и групповых занятий:

— Странички из истории собак и кошек.

-Наблюдай – ка (народные приметы).

-Дополняй – ка (пословицы и поговорки).

-Угадай – ка (загадки).

-Знаете ли вы что (Копилка Знайки).

-Психогимнастика «Ласка», «Бульдог боится»

4.Подборка иллюстраций по теме и оформление страничек альбома совместно с детьми:

Породы собак и кошек.

Как собаки помогают человеку.

5. Подбор стихов на тему «Собаки» Совместное оформление альбома с родителями.

6. Составление с детьми творческих рассказов «Если я нашёл щенка.», «Если бы я был щенком…»

7. Проведение занятия рисования на тему «Мой маленький друг».

8. Ознакомление всех детей со страничками альбома.

9.Чтение художественных произведений:

З. Александрова «Дозор»

Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» и т. д.

10. Ознакомление детей с песнями «Пропала собака», «Не дразните собак», «Есть где-то кошачья планета», «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Читайте также:  Имя для собаки крис

11. Организация инсценировки сказок «Усатый – полосатый» С. Маршака, «Кошкин дом», «Котёнок по имени Гав» (фрагмент)

12. Заучивание с детьми стихов, пословиц, скороговорок о собаках.

13. Презентация проекта в форме КВН, представление продукта деятельности – накопленные знания детей в ходе проекта.

Цель– выявить, обобщить и закрепить полученные знания в ходе проекта, воспитывать доброе и осторожное отношение к домашним животным.

14. Проведение игрового занятия «Собака со щенком«

— учить лепить домашних животных (собаку с щенятами, передовая их характерные особенности;

— закрепить, умение лепить предметы из целого куска и отдельных частей;

— воспитывать внимание и терпение.

15. Организация выставки «Макет площадки для выгула собак «Наш пес Барбос»

— закрепить знания о правилах и местах выгул собак.

— воспитывать умение договариваться о содержании совместных игр.

1. Участие в игровом занятии «Мой друг».

2. Участие в беседе «Почему собаки кусаются«.

3.Участие в индивидуальных и групповых занятиях:

— Странички из истории собак и кошек.

-Наблюдай – ка (народные приметы).

-Дополняй – ка (пословицы и поговорки).

-Угадай – ка (загадки).

-Знаете ли вы что (Копилка Знайки).

-Психогимнастика «Ласка», «Бульдог боится»

4.Оформление совместно с воспитателем альбома:

Породы собак и кошек.

Как собаки помогают человеку.

5. Подбор стихов на тему «Собаки» совместно с родителями. Совместное оформление альбома с родителями.

6. Составление с воспитателем творческих рассказов «Если я нашёл щенка.», «Если бы я был щенком…»

7. Активное участие на занятии рисования на тему «Мой маленький друг».

8. Ознакомление со страничками альбома.

9.Прослушивание художественных произведений:

З. Александрова «Дозор»

Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» и т. д.

10. Ознакомление с песнями «Пропала собака», «Не дразните собак», «Есть где-то кошачья планета», «Мордочка, хвост и четыре ноги».

11. Участие в инсценировке сказок «Усатый – полосатый» С. Маршака, «Кошкин дом», «Котёнок по имени Гав» (фрагмент)

12. Заучивание с воспитателем стихов, пословиц, скороговорок о собаках.

13. Участие в тематическом КВН.

14. Участие в игровом занятии «Собака со щенком«

15. Активное участие совместно с родителями в выставке «Макет площадки для выгула собак «Наш пес Барбос»

1. Подбор загадок, пословиц, стихов о собаках.

— желание оказывать помощь в проведении мероприятий по проекту «Собака-друг человека.

2. Беседа с детьми дома «Осторожно злая собака»

— повторить правила безопасного обращения с собаками.

3. Помощь в подборе иллюстраций по теме и оформление страничек альбома совместно с детьми.

4.Чтение художественных произведений с детьми:

З. Александрова «Дозор»

Л. Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка» Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» и т. д.

5. Участие совместно с детьми в выставке «Макет площадки для выгула собак «Наш пес Барбос».

6. Подбор стихов на тему «Собаки» совместно с детьми. Совместное оформление альбома.

Заключительный этап 1. Проведение беседы с детьми на тему «Осторожно злая собака«

— повторить правила безопасного обращения с собаками;

— развитие умения поддерживать диалог с детьми.

2. Проведение словесной игры «Будь внимательным».

— активизировать память и слуховое восприятие;

— развивать быстроту реакции.

3. 3. Проведение игрового занятия.Тема: Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки«.

— расширить знания детей о том, какую помощь собаки приносят людям;

— учить связно. выразительно пересказывать текст;

— воспитывать любознательность, развивать кругозор.

4. Проведение игрового занятия.Тема: «Собачья площадка«

— учить детей рисовать собак разных пород в движении, правильно передовая строение и величину;

— закрепить умение работать в коллективе. согласовать действия.

5. Чтение художественного произведения Г. Остера » Середина сосиски»

— продолжать знакомить с особенностями жизни бездомных собак;

— показать на примере художественного произведения особенности взаимоотношений различных животных.

15. Чтение и рассматривание энциклопедии Лохматый друг»

— развивать интерес к познавательной литературе;

— побуждать детей проявлять инициативу в приобретении новых знаний.

7. Организация выставки на две темы на выбор

Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»

Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»

8. Организация тематического итогового собрания с родителями и детьми, и показ презентации об итогах и результатах работы проекта. 1. Участие в беседе на тему «Осторожно злая собака«

2. Участие в словесной игре «Будь внимательным».

3. Участие в игровом занятии.Тема: Пересказ художественного произведения Л. Толстого «Пожарные собаки«.

4. Активное участие в игровом занятии.Тема: «Собачья площадка«

5. Прослешивание художественного произведения Г. Остера » Середина сосиски»

6. Чтение и рассматривание энциклопедии Лохматый друг»

7. Участие в выставке совместно с родителями на две темы на выбор

Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»

Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»

8. Участие в тематическом итоговом собрании с родителями, и просмотр презентации об итогах и результатах работы проекта. 1.»Наши друзья» — оформление портретной галереи, выставки репродукций и открыток с животными.

2. Участие с детьми в выставке совместно на две темы на выбор

Изготовление макета площадки для выгула собак «Собачий дворик»

Изготовление макета жилища для собаки (будка) «Укромное местечко Грея»

8. Участие в тематическом итоговом собрании с детьми, и просмотр презентации об итогах и результатах работы проекта.

Проект, реализованный в 2016 учебном году, показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями об особенностях внешнего вида собак. О жизненных проявлениях, повадках и условиях содержания животных, знаниями о безопасном поведении с животными; владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, расширился словарный запас, проявляют заботливое и ответственное отношение к собакам.

1. «Как обеспечить безопасность дошкольников», М., Просвещение, 1998.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)

3. Почему обижают животных// Обруч, 1997. №2, с. 19-21.

4. Заграфова М Метод проектов в детском саду/ В помощь воспитателю – «Монтессори – клуб», №1 – 2007.

5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1998 – 159с.

Познавательная игровая программа «Огонь — друг или враг?» (старший дошкольный возраст) «ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?» познавательно-игровая программа (старший дошкольный возраст) Составила: воспитатель 1 квалификационной категории,.

Примерное тематическое планирование кружковой работы «Огонь-друг, огонь-враг» (старший дошкольный возраст) Сентябрь «Огонь — судья беспечности людей» «Огонь друг или враг» Октябрь «Пожарный номер — 01» «Пожарный – герой, он с огнем вступает.

Проект «Любимый мой Саратов» (старший дошкольный возраст) Проект: «Любимый мой Саратов» Проблема: Что ребёнок 6 -7 лет может знать о своём городе? Цель: Развитие познавательной активности детей,.

Проект «Мой город» (старший дошкольный возраст) ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД» (подготовительная к школе группа) Выполнила: Чикуленко Мира Николаевна г. Махачкала ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД» (старший.

Проект по ПДД «Безопасная дорога» (старший дошкольный возраст) Слайд 1. Проект по ПДД «Безопасная дорога» группа №3 «Каруселька»(2015г.) Руководитель проекта: воспитатель 1 квалификационной категории.

Проект «Собака-друг человека» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад №36 Артёмовского городского округа Проект «Собака.

Проект «Собака-помощник и друг человека» Проект «Собака — помощник и друг человека» Возраст детей: 6-7 лет Тип проекта: познавательно- игровой, творческий По продолжительности:.

Проект «Волшебный мир бумаги» (старший дошкольный возраст) ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ» (старший дошкольный возраст) Участники: Дети, воспитатели, родители. Цель: Дать детям знания о мире бумаги.

Сценарии праздника к Дню пожилого человека (старший дошкольный возраст) Цели:- знакомство детей с истоками русской народной культуры, разнообразием народных жанров; — продолжать знакомить детей с русским фольклором;.

Источник



Проект «Собака — друг человека» в средней группе для детей 4–5 лет

Елена Шубина
Проект «Собака — друг человека» в средней группе для детей 4–5 лет

Цель:Формирование представлений о роли собаки в жизни человека.

Однажды, находясь на прогулке дети увидели бездомную собаку.Я спросила у них: «Что вы знаете о собаках?». Ответы детейменя немного огорчили: «Собаки живут в конуре. «, «Собаки едят кости«, «Собаки охраняют дом«, «Собака — это зверь«. И всё. После этого у нас начался интересный проект «Собака — друг человека«. Всё началось с развивающей среды. Дети стали приносить игрушки, книги, картинки.

Ребятам очень понравился рассказ «Алый» Ю. Коваль. Они впервые узнали о пограничных собаках.

Мною были подготовлены познавательные беседы, увлекательные рассказы, презентация, развивающие карточки по теме

С большим удовольствием дети занимались художественным творчеством: рисовали, лепили, клеили, складывали оригами.

В свободной деятельности дети играли с собаками, лечили их, строили им жилище.

Ребята попросили родителей сделать лото «Собаки» и с большим удовольствием играли в группе

Итогом проекта стал конкурс стихов о собаках.

Самое главное, итоговый опрос детей показал, что знания детей о собакахнамного стали глубже: «Собаки водят слепых людей«, «Собаки носят сумки«, «Собаки помогают пасти коз и овец», «Есть пожарные собаки«. «Собаки достают людей из под обломков», «Собаки служат на границе«, «Собаки спасают людей из воды» и др. Ребята приняли участие в областном конкурсе рисунков. Очень многие из детей стали вместе с родителями подкармливать бездомных собак.

«Собака — друг человека» Конспект организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему «Собака – друг человека» во второй младшей группе.

Детский проект «Собака-лучший друг человека» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 465 комбинированного вида «Золушка».

Комплексное занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Собака — друг человека» [Конспект организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему «Собака – друг человека» во второй младшей группе.

Конспект НОД «Собака — друг человека» Цель: воспитывать интерес к собакам, любовь и уважение к ним, умение правильно общаться с ними. Материалы: две картины «Собака – друг и.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе с детьми ОВЗ «Собака — друг человека» Лепка «Собака — друг человека» с детьми ОВЗ подготовительной группы. Образовательные задачи: • закреплять знания детей о домашних животных.

Конспект занятия «Собака — друг человека» Конспект занятия на тему: «Собака – друг человека» Задачи: Закрепить представления детей о домашних животных (собаке); Воспитание культуры.

Лэпбук «Собака — друг человека» Лепбук «Собака- друг человека» Воспитатели Катунян Лариса Степановна и Жарова Светлана Александровна, учитель -логопед Рябоконь Юлия Сергеевна.

Непосредственно образовательная деятельность «Собака — друг человека» Подготовительная группа. Программные задачи: Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет,.

Фотоотчет «Проект для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Собака — друг человека» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Линевская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Проект «Собака — друг человека» детский сад «Одуванчик» Алтайский край Немецкий национальный район село Протасово Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Читайте также:  Сравнить корм для собак по составу таблица

Источник

Проектная работа по теме «Собака-друг человека»
проект по чтению (4 класс)

В работе рассказывается история одомашнивания собак с научной точки зрения.Полностью раскрыта тема «Собаки на службе у человека.»Автор описала все основные породы собак.В практической части, на основе анкет, предложенных детям, доказала, что собака очень хороший друг.Автор предлагает памятку по уходу за собаками для желающих завести четвероногого друга.Также работу можно использовать на уроках литературного чтения, как дополнительный материал, при изучении произведений о животных.

Скачать:

Вложение Размер
sobaka-drug_cheloveka.docx1_.docx 39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

«Немецкая школа «Иоганн-Гете-Шуле»

Петроградского района Санкт-Петербурга

Городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы

Тема работы : «СОБАКА-ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»

Выполнила: Нолл Николь, ученица 4 класса

Руководитель:Косюк Надежда Анатольевна

учитель начальных классов ЧОУ «Немецкая школа

2.1Происхождение и история одомашнивания собак……………………….4

2.2Собака на службе у человека……………………………………………. 5

б)Собаки на службе в мирное время…………………………………………6

в)Собаки-спасатели и водолазы………………………………………………6

Собака — друг человека. Конечно, с этим известным фактом глупо спорить. Роль собак трудно переоценить в современном мире. Будь то сторожевая собака или маленький шпиц — у каждого свои предназначения. Собаки порой единственное существо, которое позволяет скрасить одиночество одиноким людям. Собаки защищают нас от недоброжелателей на улице, охраняют наши дома. Специально обученные собаки ищут наркотики, взрывчатку, тем самым спасают тысячи жизней.

Я очень люблю собак. У нас дома пока нет собаки, но я решила узнать все про жизнь собак, чтобы потом уговорить родителей завести собаку. Я их очень люблю. Хочу больше знать о наших меньших четвероногих друзьях. Поэтому я взялась за такую работу.

Актуальность работы :. Многие тысячелетия собака доказывает человеку свою верность и преданность.В современном мире собаки имеют большое значение, так как большинство достижений человека взаимосвязаны с собаками.

Цель работы : Перед началом работы я ставила себе цель: собрать максимально возможное количество информации о собаках, изучить их и понять почему же именно собака является другом человека, и почему именно собаку так любят люди, создать инструкцию по уходу за собаками тому, у кого она уже есть или тому, кто хочет ее завести.

  1. Проконсультироваться с учителем по поводу необходимой литературы.
  2. Посетить школьную библиотеку и найти все нужные материалы.
  3. Поработать с Интернетом в поисках информации о собаках.
  4. Провести анкетирование среди учеников начальных классов в нашей школе.
  5. Все результаты моих изысканий представить в виде исследовательской работы «Собака- друг человека».
  6. Создать инструкцию по уходу за собаками .
  7. Подготовить слайдовую презентацию изученного материала.

Предмет и объект исследования :Предметом исследования являются собаки

Гипотеза исследования: если мы будем больше знать о роли собак в жизни людей, то лучше будем относиться к нашим любимым питомцам.

Анализ, наблюдение, анкетирование одноклассников, сбор информации из разных источников.

В процессе работы над проектом мы познакомимся с историей приручения собаки человеком. Соберем информацию о пользе, которую приносят людям собаки. Узнаем , на какие группы можно поделить все породы собак Проведем анкетирование для своих ровесников и сделаем его анализ, нарисуем рисунки, просмотрим телепередачи, добудем информацию в интернете . Этим обусловлена новизна и практическая значимость проекта.

2.1 Происхождение и история одомашнивания собак

Соба́ка ( лат. Canis lupus familiaris) — домашнее животное , одно из наиболее популярных (наряду с кошкой ) « животных-компаньонов ».

Собака — это первое прирученное человеком животное. С незапамятных времен она служит человеку: охраняет его дом, сообщает о приходе гостя, помогает охотиться, возит сани и телеги, пасет стада, спасает людей.

Собака принадлежит к древнейшим из всех домашних животных. До сих пор в научной среде ведутся поиски временного отрезка доместикации собаки и причины. Наскальные изображения, рисунки и находки археологов позволяют ученым делать некоторые выводы и предположения.

Ископаемые останки доисторических собак найдены в человеческих пещерах по всему миру. На основании археологических находок чаще всего учеными называются даты доместикации собак 13—15 тыс. лет до н. э. Однако последние исследования на основании останков найденных у Алтайских гор в Сибири говорят о более раннем периоде (около 33 тыс. лет до н. э.), исследования же на молекулярном уровне определяют период в 100—135 тыс. лет. Научное изыскание на основе молекулярно-генетических методов Роберта К. Уэйн и его коллег из Калифорнийского университета об изменчивости ДНК показала, что отделение общего предка собак от волков произошло в ходе эволюции около 135 тыс. лет назад.
Шведский биолог Петер Саволайнен с коллегами из Королевского технологического института в Стокгольме , Швеция , проанализировав ДНК собак разных пород с разных континентов, считают, что процесс одомашнивания происходил в южной части Китая от реки Янцзы и Юго-Восточной Азии, приблизительно 16 300 лет назад. Американский биолог Роберт Уэйн полагает, что это произошло минимум 40 тысяч лет назад

Останки доисторической собаки, найденные в Бельгии в пещере Гойе, возраст которых оценивается в 31,7—36,5 тыс. лет до н.э. значительно отличаются от доисторических волков по строению черепа. Возраст домашней собаки из алтайской пещеры Разбойничья , найденной ещё в 1975 году .

В многочисленных раскопках древних человеческих поселений были найдены останки разных видов первобытных собак, которые могли бы быть предками современных собак.

Ученые выделяют несколько первоначальных типов собак, от которых произошли основные группы пород. Во-первых, это так называемая торфяная собака, скелеты которой находят в раскопках времен неолита. Этот тип собак был распространен по всей Европе и Азии. Возможно, эти собаки дали начало множеству современных пород шпицев, пинчеров и терьеров. Общим признаком этих пород являются живой темперамент, чуткость, злобность, небольшой (ниже среднего) рост.

Во-вторых, в раскопках у Ладожского озера были обнаружены останки собаки, которая отличалась от торфяной собаки более крупным размером и некоторыми другими признаками. От этой собаки возможно, произошла группа северных волкообразных собак и собаки пастушьих пород.

Третий, самый многочисленный тип собак — овчарки. Их предком была собака, останки которой обнаруживают в раскопках бронзового века. Этот древний тип собак сохранился до нашего времени в виде примитивных пород пастушьих собак Центральной Европы (например, швейцарская пастушья собака). Современные европейские пастушьи собаки, по всей вероятности, представляют собой результат целенаправленного отбора с незапамятных времен.

Пока точно нельзя сказать, одомашнивание человеком волка вызвало расхождение собаки с её предком, или это расхождение стало результатом эволюционного пути собаки, предшествующего одомашниванию человеком. У второй точки зрения есть свои сторонники, такие как биологи Раймонд и Лорна Коппингеры.

Культурный процесс одомашнивания собак начался, когда животные стали интегрироваться в социальную структуру человеческого общества. Как только люди перешли к оседлости и начали заниматься сельским хозяйством, они начали разведение своих собак для различных целей: пасти стада, охранять жилища и различных видов охот.

Антропологи считают, что основным фактором доместикации собак является её охотничьи качества. Древние люди в борьбе за выживание искали наиболее совершенные методы добычи пищи. Гипотезу об использовании собак для повышения эффективности охоты древним человеком экспериментально была подтверждена в 2004 году финскими учеными.

В поселениях человека собака кроме предупреждающей функции (лай при приближении чужих) играла также санитарную роль, поглощая остатки человеческой пищи, в холодные ночи служила как источник тепла. Таким образом, для ранних человеческих групп совместное проживание с собаками повышало шансы выживания.

Антропологи Пол Такон биоархеолог Колин Пардо, которые изучают совместное прошлое человека и собаки считают, что тесное сотрудничество ранних групп людей с животными повлияло на психологию людей, территориальное поведение, люди стали отмечать свою территорию и переняли групповые методы охоты.

2.2. Собака на службе у человека.

Собака от природы лекарь. Её слюна обладает бактерицидными свойствами.

Собака принимала активное участие в освоении космоса.

Животные по неким неизвестным нам признакам предчувствуют землетрясение и поэтому убегают их домов. Очевидцы утверждали, что за полчаса – час перед землетрясением в Ашхабаде и в Армении комнатные собаки будили спящих, тянули их к выходу. В зоне повышенной сейсмичности некоторые собаки своим необычным поведением предупреждают о предстоящих толчках в 3-4 балла.

Собака обладает отличным нюхом. Она в состоянии различать до полумиллиона различных запахов, поэтому её используют в практике уголовного розыска, она служит на границе, контролирует утечку газа, разыскивает полезные ископаемые, проверяет на таможнях грузы (незаменима в поисках наркотиков).Сегодня первое место по числу подготовленных и аттестованных собак занимает Швейцария. Их здесь более 100.

Тонкое чутьё, умение предугадывать приближающуюся опасность, способность выдерживать огромные нагрузки, смышленость и храбрость, безграничная вера и преданность своему хозяину ставят собаку на первое место среди четвероногих друзей человека, что подтверждает наше предположение.

а) Собаки на войне

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч собак, которые спасли жизни многим солдатам. Не случайно 24 июня 1945 года на Параде Победы по красной площади прошли батальоны военных собаководов со своими питомцами. Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в

окружение бойцам. Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин.

За годы войны было подготовлено более 6.000 минно-розыскных собак, на счету которых более 4 миллионов найденных мин. Собаки были и взрывниками: неся на себя взрывчатку, бросались под танки. В Сталинградской битве собаки сожгли 63 танка врага — целую танковую бригаду. Диверсионные собаки подрывали и эшелоны врага. Собак мобилизовали у мирного населения, невзирая на возраст и породу.

Благодарные англичане установили в центре Лондона животным, погибшим в человеческих войнах, памятник с надписью «У них не было выбора.»

Пожалуй, самой маленькой и известной собакой Второй мировой войны стал Йоркширский терьер Смоки (англ. Smoky). Смоки числился в составе 26-го разведывательного авиаполка 5-й Армии ВВС США. За боевые подвиги он был награждён 8 звездами, ему было присвоено звание капрала. После войны Смоки работал в госпиталях качестве собаки-терапевта.

Боевых псов использовали в военном деле многие древние государства. Так Карфагенское войско имело целый собачий легион.

б) Собаки на службе в мирное время

По сей день собаки исправно несут военную службу.

Военные направления дрессировки собак в двадцатом веке сформировали современный (по данным на 2010) год курс дрессировки, называемый Защитно-караульная служба (ЗКС). По нему готовят собак, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. В профессиональном собаководстве применяется к собакам служебных пород. Включает в себя:

выборку чужой вещи — опознание человека по запаху его вещи;

охрана предмета или территории;

задержание с окарауливанием и конвоированием;

обыск местности на предмет вещей или человека.

в) Собаки-спасатели и водолазы

Первые собаки-спасатели появились несколько веков назад и использовались для поиска сбившихся с пути во время снежной бури. Чтобы быстро обнаружить человека под толщей снега, монахи высокогорного монастыря Сен-Бернар использовали крупных собак, названных

впоследствии сенбернарами. Когда на перевалах начиналась пурга, на шею животным привязывали небольшие бочонки с ромом и отправляли их на поиски людей. Учуяв под снегом человека, собаки мощными лапами отрывали его, приводили в чувство и отправлялись за помощью к людям.

В наши дни для спасательных работ после схода снежных лавин и землетрясений чаще всего используют немецкую овчарку, она легче поддается самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используется ньюфаундленд, который может успешно действовать даже в самый сильный шторм на море.

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей под двухметровым слоем снега. Легендарной собакой спасателем стал пес по кличке Аякс, который в 1954 году спас 11 школьников и учителя, занесённых лавиной в горах Дахштейна. Овчарка работала 96 часов без отдыха.

Сегодня спасательную службу собаки несут не только в горах, но и в разных уголках мира, регионах, подверженных землетрясениям.

г) Собака-ассистент, собака-поводырь

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам.

Другие натренированы для того, чтобы помогать людям с эпилепсией. Нейробиологи из университета Флориды (США) обнаружили, что 11 процентов собак, принадлежащих эпилептикам, по каким-то им одним заметным признакам могут определить, что вскоре начнётся приступ, и дают сигнал хозяину, чтобы он успел подготовиться или принять лекарство: лают или осторожно прижимают зубами ладонь.

Незрячие люди использовали собак-поводырей для своей защиты в путешествиях. Первым человеком, тренировавшим собак специально в качестве поводырей слепых, был Йохан Клейн, основатель Института тренировки слепых в Вене. В 1960 году центральным правлением Всероссийского общества слепых (ВОС) была создана Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых.

11 сентября собака-поводырь по кличке Дорадо спасла своего слепого хозяина, проведя его с 70-го этажа горящего здания Всемирного торгового центра к выходу.

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:

Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахару кусочекНо труд артиста, ох, не сладок!

Сенсорная способность собак всё чаще используется для лечения и диагностики больных людей. Специалисты из кинологического центра в британском городе Эйлсбери обучают 17 собак-спасателей чуять гипогликемию носом.

Ян Олвер, руководитель Австралийского совета по борьбе с раком, сообщил, что в ходе научного эксперимента собаки безошибочно определили рак лёгких, принюхиваясь к дыханию человека, таким образом, удалось «вынюхать» 83 человек с онкологическим заболеванием.

Кроме диагностики болезней, собаки также широко используются для реабилитации больных. Лечение людей при помощи собак получило название канистерапия, одно из направлений петтерапии.

Собаки способны не только на трюки.

А верно служили нашей науке.

Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?

Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

з ) Гужевые(ездовые) собаки

В крестьянских дворах собаки были незаменимы не только в качестве охранников, охотников на крыс, но и широко использовались для транспортировки. В северных условиях собаки в упряжках применялись для передвижения людей, что послужило возникновению ездового спорта.

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. В пургу собаки стремятся к жилью, их чутье и

инстинкт заменяют компас, тогда как олени стараются бежать по ветру, часто прочь от дома. Собаки едят то же, что и люди, и потому на них можно уходить с запасом пищи далеко во льды. Именно благодаря собачьим упряжкам человек исследовал Северный и Южный полюса.

В 1907 г.Ф. Кук и в 1909 — Р. Пири на собачьих упряжках достигли Северного полюса. Полярный исследователь Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном, пройдя на собаках лайки и само) в тяжелейших условиях Антарктиды за 99 дней 2980 км.

В 1742 г. штурман Российского флота Семен Иванович Челюскин совершил беспримерное путешествие на собачьих упряжках. Пройдя около 4 тыс. (!) верст с территории Якутии до Таймырского полуострова, он впервые достиг северной оконечности Азии — современного мыса Челюскин.

Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях. Ещё в эпоху неолита на побережье Северо-Восточной Азии, на территории современной Якутии, Чукотки и Камчатки, собак начали использовать для езды. Вплоть до 1960-х годов собачьи упряжки были важным, кое-где даже единственным, видом зимнего транспорта северных регионов России. Ими пользовались не только местные жители, но и все государственные службы, включая пограничные войска, почтовую службу и научные экспедиции.

2.3 Памятники собакам

Благодарное человечество издавна ставит памятники своему самому верному и бескорыстному другу — собаке.

Известны множество таких памятников, точное количество никто еще не подсчитал.

Самыми известными считаются следующие:

• Памятник собаке в саду Института экспериментальной медицины, сооружен по инициативе И.П.Павлова, Санкт-Петербург.

• Памятник собаке и И.П.Павлову в Сухуми на территории института экспериментальной патологии.

• Памятник собаке Хачико, которая 9 лет ежедневно ходила на станцию встречать своего умершего хозяина Х.Уэно, в поселке Сибуи (Япония).

• Памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах. По легенде, Барри был по ошибке застрелен при спасении 41 жертвы Альп. Памятник стоит в Париже, на р.Сене.

• Памятники 15 ездовым собакам Второй антарктической японской экспедиции, которых не смогли вывезти из Антарктики, сооружены в городах Вакканае и Сакаи в Японии.

• Памятник собаке-проводнику слепых, установлен в зоопарке Берлина (Германия).

• Памятник ездовой собаке-вожаку Болто, который в 1925 в составе ездовой упряжки в ураганную ночь доставил в г.Ном на Аляске противодифтерийную сыворотку, что позволило предотвратить эпидемию дифтерии. Эта драматическая история легла в основу знаменитого рассказа. Памятник установлен в Сентрал-Парке (Нью-Йорк).

• Памятник выдающейся розыскной собаке Дойре, установлен пограничниками войсковой части Северо-Западного пограничного округа в 1971г.

• Памятник с барельефом собаки и надписями, установленный 350 лет назад в честь собаки Штуцель ее любящими хозяевами фон Вангейхаймами в Германии. По легенде, именно это захоронение послужило причиной возникновения поговорки «Вот где собака зарыта»

2.4 Разнообразие пород

Порода — это группа животных, характеризующихся общим происхождением, сходными экстерьерными, конституциональными и хозяйственно полезными признаками, стойко передающимися по наследству, а также определенными требованиями к условиям жизни.

В настоящее время насчитывается свыше 400 пород собак, различных по облику, величине, повадкам и назначению. Ни одно из домашних животных не имеет такого разнообразия и несхожести, как собаки.

По производственно-хозяйственному назначению все современные породы собак подразделяются на: охотничьих, служебных и декоративных.

В ходе выполнения работы я обратилась к одноклассникам с просьбой: «Те, у кого есть дома собака, напишите, пожалуйста, небольшое сочинение о своем питомце». Все дети откликнулись на мою просьбу. Я предлагаю небольшие отрывки из сочинений.

Вовина Варвара : « У бабушки с дедушкой есть рыжая собака Макс. В основном, он сидит в квартире, но утром и вечерм его отпускают погулять. Летом он купается в речке и гуляет с нами по лесу. Я очень люблю гулять и играть с Максом»

Песенникова Анна: «Я очень люблю собак, особенно маленьких щенков. Они такие забавные. Пушистые и любят играться. Глаза у них похожи на бусинки. Добрые и ласковые они быстро привыкают к людям. Из таких щенков вырастают верные питомцы. У нас дома живет собака -шпиц.Я часто играю с ней.»

Масловский Александр:« У нас дома живет замечательная собака-Марс породы доберман. Он очень красивый, но самое главное в нем-это его добрый и веселый нрав. Марс очень любит играть, но в то же время он очень послушный. Он никогда не искушался украсть что-нибудь со стола, только преданно смотрел в глаза. В это время все сами хотят его угостить. Я очень люблю Марса и часто провожу время с ним. »

Решетов Илья: «Мою собаку зовут Фея. Её порода-мопс. Эта порода была выведена в Китае. Фея очень умная, веселая и дружелюбная. Я люблю с ней играть и гулять.У Феи есть подружка Тося. Тося-это моя кошка. Они очень забавные .»

Шаройко Ярослав: « Эта собака появилась у нас , когда мы поехали к родственникам. У них дома были щенки.Они предложили нам взять одного из них, которого мы назвали Ник. Теперь он живет у нас. Ник очень красивый ;весь черный, как угольный, а хвост крючком. Шерстка у него блестящая, а глаза умные и ласковые. »

Отрывки из сочинений свидетельствуют о том, что мои одноклассники любят четвероногих друзей. Любят с ними играть.

Также своим одноклассникам я предложила анкету:

1. Есть ли у тебя собака ( если есть, то какая у неё кличка и какой она породы)

2. Знаешь ли ты для чего была выведена порода твоей собаки

3.. Какую роль играет твоя собака в жизни твоей семьи

4. Твоё отношение к собакам вообще

Я сделала вывод из анкет моих друзей и поняла , что многие дети любят собак и что они играют важную роль в их жизни, так как собака лучший и преданный друг человека.А также составила памятку по уходу за собаками.

по уходу за собаками

1.Прежде чем завести собаку в доме, надо узнать, все ли члены семьи согласны. Животное в доме должно быть желанно для всех.

2.У собаки должны быть следующие вещи:

1)миска для еды и питья;

2)щетка для шерсти;

3) шампунь для мытья;

4) игрушки(кость,мяч и др.)для того,чтобы грызть,играть;

5)поводок с ошейником и намордник для прогулок;

6) коврик для сна и корзина, чтобы носить собаку к ветеринару (если собака небольших размеров).

3.Не забывайте кормить питомца , вовремя убирать за ним .

4.Ухаживайте за шерстью, следите за гигиеной животного.

5.Играйте со своим питомцем.

6.Животным нужен свежий воздух, не забывайте о прогулках

7.В цивилизованном мире принято убирать на улице за своим питомцем(в пакетик)

Собака — верный друг человека, который не посмеется и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным нашим любимцам за их преданность и отвечать им тем же самым. Обычно люди хорошо относятся собакам, заботятся о них, начиная от питания и заканчивая модными сейчас походами в собачьи салоны красоты! Интересно, что собаки не требуют много. За доброе отношение они рады и мягкой подушке в квартире, и обычной будке во дворе. Они согласны прожить жизнь в неволе ради того, чтобы быть нужными. Поэтому, по моему мнению, самое важное — это не обижать животных, потому что у них тоже есть чувства, а своего хозяина они любят. Любая собака, при всем их разнообразии, даже самая декоративная, остается собакой, любящей и преданной своему хозяину. Плохих пород среди собак нет, ведь любая собака, в том числе даже самая простая дворняга, достойна уважения или хотя бы сочувствия.

Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

3.Канлифф Дж. «Собаки», АСТ-Астрель,.2009

4.Ларкин П.,Стокман М. «Все о собаках.Практическая энциклопедия», Мартин,2009

5.Лехари Г. «Породы собак:большой справочник», ЭКСМО,2010
6.Петер Тайхман «Собаки». Издательство «Мир книги». М. 2008 г.

7.Иллюстрированная энциклопедия собак, СПб СЗКЭО Кристалл,2011

8.Мини-энциклопедия.Собаки Санкт-Петербурга, СПб СЗКЭО Кристалл,2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для закрепления темы «Доли» была выполнена проектная работа под названием «Чудо-человек». Проблемный вопрос: каков был бы человек , с размерами, равными сумме наших параметров? Какова доля.

Проектная работа учащихся 4 класса.

С этой работой мои ученики заняли 3 место на Региональной научно-практической конференции научного сообщества «Искатель» (МИОО) 2014г.

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах.

Проект по произведению Б. Полевого выполняли ученики 5 — 8 классов МБОУ СОШ № 10 п. Каменский.

Классный час проводится с целью расширить представления учащихся о профессиях, воспитать трудолюбие, уважение к труду всех людей.

В ходе учебно-воспитательного процесса было выявлено отсутствие у слабослышащих младших школьников знаний о различных народностях России. Поэтому, необходимо проводить работу.

Источник