Меню

Играющие собаки основная мысль

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Публикация включает в себя технологическую карту урока литературного чтения по теме «Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки» и презентацию к уроку.

УМК системы развивающего обучения Л.В. Занкова, 2 класс

Скачать:

Вложение Размер
k.d._ushinskiy._igrayushchie_sobaki.doc 88.5 КБ
igrayushchie_sobaki.pptx 548.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:_ Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки» ________________

Учитель:_ _Мамченко Татьяна Евгеньевна

Дата проведения: «____»_____20___г.

Тип урока: открытия новых знаний

Тема: «Уроки этики в произведении К.Д. Ушинского «Играющие собаки»

Цель: знакомство с произведением К.Д. Ушинского «Играющие собаки» и его этической стороной.

— Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов.

— Анализ произведения с этической точки зрения

— Владение смысловым чтением.

— Познакомиться и проанализировать другие произведения К.Д. Ушинского.

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-анализировать объекты с целью выделения признаков;

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;

— учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;

— учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; — и др.

— совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

-учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать во всем разнообразии.

— развитие любознательность и интереса к приобретению новых знаний и умений;

-ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Оборудование: проектор, экран; доска;

Зрительный ряд: иллюстрация

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

— Проверьте вашу готовность к уроку.

— Какой у нас сейчас урок?

— Давайте проведем дыхательную гимнастику и подготовимся к чтению.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Занимают свои места, проверяют готовность к уроку.

Проводят дыхательную гимнастику.

  • Уметь выполнять упражнения для развития речевого и дыхательного аппаратов.
  • учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2. Определение темы урока. Целеполагание. (4 мин)

— Посмотрите на доску, что на иллюстрации?

— Что делают герои иллюстрации?

— Обратите внимание на собак, что делают они?

— Попробуйте представить, как будет называться произведение, которое мы будем сегодня читать? (Играющие собаки)

— А где мы можем проверить, так ли называется произведение?

— Посмотрите, кто автор произведения? Вы уже встречались с ним ранее?

— Какую цель мы можем поставить на урок?

Рассматривают иллюстрацию, называют изображенных героев и говорят, что делают герои на иллюстрации.

Высказывают предположения о названии произведения на уроке.

Работают с учебником. Выводят тему урока «Играющие собаки».

Ставят учебную цель «Прочитать произведение и узнать об авторе»

  • — определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;
  • — учиться высказывать своё предположение, описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной;
  • умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание
  • оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

3. Актуализация необходимых знаний (5 мин)

— Что вы знаете об авторе произведения?

— Посмотрите, пожалуйста, на экран и послушайте немного об авторе, потом я задам вопросы по моему рассказу.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) родился в Туле, своё детство он провёл вблизи Новгорода, в небольшом имении родителей. Окончив гимназию,
Ушинский поступил в московский университет на юридический факультет и блестяще его закончил. В 1854 году, в 30 лет Ушинскому удалось получить назначение, сначала учителем русской словесности, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. К.Д. Ушинский выпустил две учебные книги, одна из которых азбука. Учебники предназначались для обучения чтению, и содержали рассказы и статьи познавательного характера.

Прожил недолго: умер в 47 лет, но за свою короткую жизнь сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Источник

Играющие собаки — читать с картинками — Ушинский Константин

Рассказ Ушинского Играющие собаки читать с картинками в одно удовольствие. Играющие собаки – рассказ для детей Ушинского ребятам школьного возраста учит, что нельзя обижать маленьких и слабых. Рассказ Ушинского Играющие собаки вы можете читать онлайн.

Рассказ Играющие собаки Ушинского К. читать с картинками

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

— Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

— Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Краткое содержание Играющие собаки :

Мальчик Володя смотрел в окно на играющих собак. Большая собака Полкан не обижает лающего на него маленького мопса. Мальчик Володя же, напротив, поколачивает младших братьев и сестер, так как не знает, что большому стыдно обижать маленьких. Папа на примере собак сказал, что Полкан добрее Володи и знает, что большой сильнее маленького. Поэтому стыдно обижать маленьких.

Главная мысль Играющие собаки :

В рассказе автор детям ставит в пример собак. Правила игры старших с младшими. Играть нужно честно, не обижая младших.

Источник



Играющие собаки ушинский главная мысль. Публикация педагога на тему К.Ушинский «Играющие собаки». Лев и мышь

Прочитай текст.
Играющие собаки.
Володя стоял у окна и глядел на улицу, где нагревалась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал махонький Мопс и стал на него кидаться и лаять. Хватал его зубами за огромные лапы, за рожу и, казалось, очень досаждал большой и угрюмой собаке.
Погоди-ка, вот она тебе задаст! сказал Володя. Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
Видишь ли, сказал Володе отец, Полкан добросердечнее тебя. Когда с тобою начинают играть твои малюсенькие братья и сёстры, то обязательно дело кончится тем, что ты их побьёшь. Полкан же знает, что большенному и сильному постыдно оскорблять махоньких и слабеньких.
3. Запиши, почему автор именовал рассказ quot;Играющие собакиquot;.
4. Чему научил тебя этот рассказ?
5. Выпиши из первого абзаца слова, состоящие из трёх слогов. Раздели слова чёрточками для переноса, поставь ударение.
6. Оформи обложку книги.
7. Укажи количество букв и звуков в словах.
8. Разгадай кроссворд, делая упор на содержание текста.

2. Прочитай текст.

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять. Хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(106 слов)
(К. Ушинский)

3. Запиши, почему автор назвал рассказ “Играющие собаки”.

4. Чему научил тебя этот рассказ?

Нельзя обижать маленьких и слабых.

5. Выпиши из первого абзаца слова, состоящие из трёх слогов. Раздели слова чёрточками для переноса, поставь ударение.

Во-лó-дя, ýли-цу, (на) сóл-ныш-ке, боль-шáя, со-бá-ка.

6. Оформи обложку книги.

7. Укажи количество букв и звуков в словах.

кидаться – 8 б., 6 зв.
казалось – 8 б., 7 зв.
лаять – 5 б., 5 зв.
братья – 6 б., 6 зв.

8. Разгадай кроссворд, опираясь на содержание текста.

Наталья Прудникова
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Играющие собаки»

Пересказ рассказа К . Ушинского

Программное содержание : закреплять умение пересказывать короткие рассказы .

Обучать связному, последовательному пересказу по картине .

Умение различать мягкий и твердый звуки.

Развивать и обогащать словарный запас детей.

Воспитывать бережное и доброе отношение к животным, заботу о них.

Следим за правильной осанкой.

Чтение рассказов К . Д. Ушинского («Ученый медведь» , «Гадюка» и др.)

Рассматривание иллюстраций к сказкам и рассказам К . Д. Ушинского .

Оборудование : игрушка собака , картинки, зеленые и синие квадратики (на каждого ребенка) для обозначения твердого и мягкого звуков, картинка из рассказа .

Ход занятия.

Дразнишь – кусается (собака ) .

Почему вы так думаете? (ответы детей) .

Сегодня к нам в гости пришла собачка , она хочет послушать, что ребята знают о собаках . Расскажем ей ?

Ребята, собака это какое животное ? Почему вы так думаете?

Какие по характеру бывают собаки ? (Добрые, злые, шустрые) .

Какие бывают собаки по роду службы ? (пограничные, пожарные) .

Как называю детеныша собаки ? (щенок)

Ребята а давайте составим предложение о собаках .

Ребята, а у меня есть тоже собака и я хочу вам сказать свое предложение :

Моя собака добрая ! Меняю местами 1 и2 слово.

Играем в игру «Живые слова» .

II. -Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством К. Д. Ушинского и прочитаем рассказ «Играющие собаки » .

После первого чтения отвечаем на вопросы.

1. Кто стоял у окна и наблюдал за собаками ?

2. Какие были собаки ?

3. Что делала большая собака ?

4. Что делала маленькая собака ?

5. Что сказал Володя?

6. Что сказал папа Володе?

III.Проводим музыкальную физ. минутку.

Читаем второй раз.

А теперь ребята я прошу вас пересказать рассказ (вызываю 1 человека, пересказываем -2 раза ) . В заключении занятия играем с ребятами в игру «Назови звук» .

Ребята, а кто к нам приходил в гости (собака ) .

Я произнесу слово а вы послушайте.

А теперь давайте все вместе скажем — собака .

Какой первый звук мы слышим? -с

Как мы его произносим?- твердо.

Каким квадратиком обозначаем твердый согласный звук? – синим.

Также работаем со словом сильная.

IV. В конце занятия подводим итог :

Вам понравилось занятие ?

О каком животном мы с вами говорили? Какое это животное?

Что вам понравилось больше всего? Нашему Трезору очень понравилось занятие , он говорит всем спасибо!

конспект урока литературного чтения, 1класс

Предмет
: Литературное чтение
Класс
:1
Тема урока
:К.Ушинский «Играющие собаки» Начальная школа 21 века
Тип урока:
знакомство с новым произведением. Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения.
Задачи:
1.Совершенствовать предметные умения:
АУДИРОВАНИЕ(слушание)
— воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя; — отвечать на вопросы по содержанию; — определять жанр произведения
ЧТЕНИЕ
-предполагать содержание по заглавию, иллюстрации — находить в тексте материал для характеристики героя (с помощью учителя -вести диалог с автором по ходу чтения текста — объяснять выбор заглавия
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
— высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному 1.Формировать УУД: прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);
— формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД); — задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД); — оценивать поступки героев (Личностные УУД). Оборудование: — учебник, стр. 14 ХОД урока
Этапы

(личностные и метапредметные)

содержания)
-Сегодня мы будем знакомиться с произведением К.Ушинского «Играющие собаки» _Откройте учебники на стр.14 -По заглавию вы можете определить, что будем читать рассказ или сказку. -По заглавию и иллюстрации можем сказать, о чем будет рассказ?
2.Постановка цели
-Знаете ли вы что такое секрет? Для чего нужны секреты? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Мы будем читать рассказ -Обычно сказки так не называются. — Будем читать о собаках., которые играли -Тайна. Что-то скрытое. Тайное. Дети высказывают свои мнения — Определять жанр произведения. Предполагать содержание по заглавию. Высказывают своё мнение. Приводить доказательство(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД) С полнотой и точностью выражать свои мысли (КОММУН.УУД) Прогнозировать (РЕГУЛ.УУД)

2. Обобщающая беседа
— Какая была собачка мопс? — Какая она могла быть по характеру? _ Прочитайте, как автор пишет об этом. — А Полкан? _ Прочитайте в тексте что сказал Володя, наблюдая за собаками? _ Почему Володя решил, что Полкан проучит мопса. -Кого мог обижать Володя? Прочитай 3.
Выразительное чтение рассказа

учащимися
Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором» -Маленькая. — Игривая, шаловливая. -Большая. Погоди-ка, вот она тебе задаст Проучит она тебя. Наверное, он сам обижал маленьких большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Находить в тексте материал для характеристики героя. Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД). Оценивать поступки героев (Личностные УУД). С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).
Работа с

текстом
1.- Почему Володю осуждал отец? Он не умел играть, Формулируют главную Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

чтения
-Какой секрет знал Полкан? Какие бывают секреты? 2. Творческое задание. Устно составить рассказ «Как правильно играть» обижал маленьких. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых -Секрет дружбы, поведения, хорошей учебы. мысль Устно составляют прелоджения. Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
Рефлексия
Какое новое произведение сегодня читали? — Кто автор этого произведения? Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Я понял, что … Меня удивило …. Мне захотелось …. К.Ушинский Играющие собаки. Дополняют предложения устно. Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД). Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).
К.Ушинский
. Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан. (Какой вопрос хотите задать автору. Каким словом можно заменить слово «большая»?. Каким вы представили Полкана?)
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке. Как понимаете «угрюмая»? Что может произойти дальше? Почему? Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя.(Что значит проучит?) Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.(благожелательно, по -доброму) Видишь ли, — сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Источник

К.Ушинский. Играющие собаки

Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Начинаем урок литературного чтения
2. Актуализация знаний

— Сегодня мы познакомимся с произведением уже известного нам человека .
Вставьте пропущенные буквы и узнаете с произведением какого автора мы сегодня будем работать.

Ко_ст_нт_н У _ _ _ ский ( Константин Ушинский)

-Давайте вспомним, что мы знаем о нём. Я записала вопросы о К. Ушинском и положила их в шляпу. Я подхожу к вам и предлагаю вытащить вопрос из шляпы и ответить на него.
Примерные вопросы
— К.Ушинский писатель или поэт? ( К. Ушинский – писатель)
-К.Ушинский современный писатель? (Нет, годы жизни 1824-1871)
— Кем работал К.Ушинский? ( Учителем русской словесности, инспектором сиротского института)
— В каком городе он работал инспектором сиротского института? (В годе Гатчина)
— Какие произведения Ушинского вы знаете, назовите их. ( «Два плуга», «Как рубашка в поле выросла» и др)
— Для читателей какого возраста К. Ушинский писал свои произведения? (Для детей)
— Подумайте, почему именно для детей? (Книги помогают нам общаться, в них заключена мудрость и опыт многих поколений.)

3. Постановка проблемы
— А сейчас вспомним цепочку, которую рисовали на прошлых уроках.
— Положите перед собой карточки, и восстановите последовательность.

АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ
— Объясните смысл схемы. Для чего нам нужно понять автора, послушаем:

В весёлом стихе и в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

— В каждом тексте есть основная мысль, которой «подчиняется» весь текст.
Это — ИДЕЯ
— Вы умеете определять самое главное в тексте? ( Высказывают свое мнение)
— Итак, постараемся определить идею нового произведения К. Ушинского.
И на вопрос: «Правильно ли вы определили главное в тексте», — еще ответит в конце урока.
4.Предтекстовый этап
— Откройте учебник и рассмотрите иллюстрацию к тексту

— О ком будет произведение? ( О собаках)
— Что вы можете сказать о них? ( Одна большая, а другая собака – маленькая)
— Чем заняты собаки? ( одна отдыхает, а другая – на неё нападает)
— Прочитайте название произведения. ( «Играющие собаки»)
— Найдите разницу между названием произведения и рисунком. ( Одна собака возможно играет, а другая- не обращает на неё внимание)

5.Первичное знакомство с текста
— Прочитаем произведение и узнаем: правы ли мы, сказав, что текст о собаках.
— Чтение по абзацам «цепочкой»

6.Анализ первичного восприятия текста
— Поделитесь впечатлениями от текста. О ком он?
— К какому литературному жанру отнесем произведение? ( Рассказ, т.к. все события реальные)

7.Повторное чтение и анализ текста
— Начнем повторное чтение текста, но сначала ответьте на вопрос: « Сколько персонажей?» Перечислите их.
-Прочитайте вслух 1 абзац.
— Чьими глазами мы будем следить за происходящим? (глазами мальчика Володи)
-Прочитайте 2 абзац про себя и найдите в нем непонятное для вас слово. ( Угрюмый)
— Объясни значение слова «угрюмый». Отметь правильный ответ или ответы знаком «+»
_ больной
_большой
_ мрачный
_ в плохом настроении

— Нарисуйте словами двух собак .( Полкан- большой взрослый. Он спокойно лежит около будки. Мопс- маленький задиристый. С лаем нападает на Полкана)
— Найдите и прочитайте, как Мопс вёл себя с Полканом? Что делал? Найдите слова-действия. ( Подбежал, стал кидаться и лаять; хватал, очень надоедал)
Читаем 3 абзац.
— Прочитайте, что сказал Володя, наблюдая за собаками? («Погоди-ка, вот она тебе задаст! — сказал Володя. — Проучит она тебя»)
— Предположите, почему Володя решил, что Полкан должен проучить Мопса? ( Наверно мальчик обижал маленьких, был нетерпеливым)
Чтение вслух 4 абзаца
— Изменилось ли поведение Полкана? (Нет)
— Что значит «благосклонно»? ( Относящийся благожелательно, снисходительно, расположенный в чью-нибудь пользу)
Чтение 5 абзаца про себя
— Найдите, кого мог обижать Володя? ( младших братьев и сестёр)
— Из текста, не ясно есть ли уже у Володи братья и сёстры, но мудрый отец предупреждает сына о возможных действиях Володи.
— Как вы думаете, а зачем отец привел в пример сыну Полкана? (Чтобы научить правильному отношению к младшим)
— Найдите и подчеркните главную мысль рассказа. (большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых)
8. Самостоятельная работа
Кто какой? Соедини стрелками.

8. Рефлексия
— С каким произведением работали на уроке? ( «Играющие собаки»)
— Кто его автор? ( К.Ушинский)
— О чем говорилось в рассказе? ( О взаимоотношениях маленьких и больших)
— Правильно ли вы определили главное в тексте вначале урока?
— Каких знаний для этого вам не хватает? Продолжим учиться вдумчивому чтению на следующих уроках

9.Домашнее задание
— Дома придумайте вопросы к этому тексту. А на следующем уроке вы зададите свой вопрос, а мы ответим на него и выберем самый интересный из них.

Источник

Читайте также:  Как назвать собаку мужские породы