Меню

Филипп рейнегл портрет необычной музыкальной собаки

ЗООМИР и не только о нем

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Собаки в живописи. Эволюция образа..

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться118-05-2011 22:43:41

  • Автор: AWL
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 05-01-2011
  • Сообщений: 16639
  • Провел на форуме:
    2 месяца 6 дней

Собаки в живописи. Эволюция образа.

Этот пост никак не претендует на исследование, скорее — беглый взгляд, не более. Изображение животных в европейской живописной традиции — это отдельная большая тема, и даже рассмотрение ее частного случая — изображение собак — потребовало бы немало времени и усилий. А потому я лишь пунктирно намечу самые общие контуры этой темы. Начну с моего любимого художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 — 1569). Его знаменитая картина «Охотники на снегу» (Jagers in de Sneeuw, 1565; доска, масло. 117×162 см).

Усталые охотники возвращаются домой, увязая в глубоком снегу. Охотничьи собаки плетутся за ними, одна из них повернула голову и смотрит прямо на зрителя (на художника?). Охотники (их одежда), собаки, стволы деревьев, стены ближних домов — всё выдержано в единой темно-коричневой гамме. Группа охотников и стая охотничьих собак составляют единое целое. Их путь задан общим вектором движения группы, и взгляд зрителя, перемещаясь в направлении их движения, видит цель пути — деревню, в которую спускается группа. Возвращаясь к «героям» этого поста — собакам — можно сказать, что они, не слишком выделяясь, но и не теряясь в общей композиции картины, прекрасно выражают общий настрой и гармонично связаны с целым.

Питер Брейгель. Охотники на снегу (1565)

На знаменитой картине Ван Дейка рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель — огромный мастиф, размером с хорошего теленка. Сын Карла I (будущий Карл II) царственно положил ему на голову свою руку. Какой бы ни была крупной собака, взгляд зрителя неизбежно возвращается к выразительным лицам детей. В правом нижнем углу картины мы видим еще одну маленькую собаку, прямо над ней находится младенец, который тянется ручкой к мастифу. Взгляд зрителя, таким образом, возвращается к крупной собаке, находящейся почти в центре композиции. Однако, в самом центре картины художник поместил лицо юного принца, и именно оно становится «опорной точкой» картины, постоянно приковывающей взгляд.

Антон Ван Дейк (1599 — 1641). Дети короля Карла I (1637)

Герард Терборх (17 в.) — один из главных мастеров голландской жанровой живописи, и на картине мы видим типичную жанровую сценку: женщина моет руки, служанка льет воду из ковшика, в нижнем левом углу картины пристроилась небольшая комнатная собачка. Небольшой размер, неподвижная поза, композиционное расположение в углу картины превращают ее почти что в элемент интерьера.

Герард Терборх (1617 — 1681). Женщина, моющая руки.


«TERBORCH_Gerard_Woman_Washing_Hands»

Никак не могу оторваться от нидерландской живописи. Еще один замечательный голландский художник 17 века — Сэмюэл Диркс ван Хогстратен с его прекрасной картиной «Вид в коридор». Взгляд буквально «проваливается» в анфиладу комнат, прочерченную в центре картины. Мы видим сразу три животных: комнатная собачка, которая находится в центре картины на переднем плане и смотрит прямо на зрителя; попугай в клетке, подвешенной к потолку, прямо над собакой, и кошка в правой части картины. Прутья клетки напоминают решетки на окнах, сквозь которые в комнаты льется яркий свет. В правой, более освещенной, части картины мы видим беседующих даму и кавалера (мужчина отражается в зеркале). На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, лежит скомканный листок (возможно, письмо), а рядом с собачкой стоит щетка. Все эти детали задают основные сюжетные линии этой жанровой картины, а собачка на первом плане, взглянувшая на внезапного гостя (=зрителя), как будто готовится звонким лаем нарушить уединенный покой любовной встречи.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен (1627 — 1678). Вид в коридор.


alt=»HOOGSTRATEN_Samuel_van_View_of_a_Corridor»

Ну вот, мы и ушли от голландцев. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) — знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины «Мальчик с собакой» — это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно «разговор», общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

Мурильо (1617 — 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

Ну а теперь — британцы. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи.

Крупнейший британский живописец и теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 — 1764) написал свой знаменитый «Автопортрет» в 1745 году. Здесь мы видим пример давней традиции портретирования с животными. Характерная барочная композиция картины превращает ее в «картину в картине»: мы видим портрет Хогарта, а на переднем плане расположены детали, относящиеся к жизни художника (в частности, книги, изображенные на картине, — тома Шекспира, Свифта и Мильтона — демонстрируют приверженность художника английской литературе). При этом вопреки типично барочному представлению человека при всех регалиях, указывающих на его общественное положение, Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без парика, в компании своего любимого мопса Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер, и роль его любимца в выражении этой идеи очевидна.

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)

Английский (а точнее — шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 — 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто «жанровую сценку» с участием собаки. И даже не портрет «с участием» собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).

Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа — скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. (Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется «ландсир»). На картине «Спасённая» собака и впрямь выглядит почти как человек. ))

Читайте также:  У собаки выявлен стафилококк

Эдвин Ландсир (1802 — 1873). Спасенная.

Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина «Фоксхаунды и терьер на конюшне» (1878) — яркий тому пример.

Джон Эммс (1841 — 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 — 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства.

На мой взгляд, на примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство.

Артур Элсли (1860 — 1952). Спокойной ночи!

Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более «человечными», а люди (в данном случае — дети) — всё более и более кукольными.

Источник

Собаки в истории живописи

На заре истории собака стала самым близким к человеку животным – другом, помощником, спутником. Неудивительно, что изображения собак испокон веку встречались в изобразительном искусстве самых разных эпох, народов и стилей.
Одни из самых ранних изображений четвероногих питомцев оставила нам цивилизация Древнего Египта.

В то время образ собаки носил сакральный смысл – с собачьей головой представляли бога загробного мира Анубиса.


Искусство Древней Греции и Древнего Рима тоже не обходило вниманием псов – охотничьих, сторожевых, пастушьих и просто домашних любимцев. В период древности и античности появление собак в композиции носило символический характер. Их изображали графично, а моделями чаще всего служили гончие и сторожевые псы.

На другом конце света, в Древнем Китае, собаки тоже были частыми гостями на картинах старых мастеров. Тут спутники человека изображались в более реалистичной манере. Художникам удавалось передать не только внешний вид и естественность позы, но даже характер собаки.

В период Средневековья лейтмотивом европейской живописи стали религиозные сюжеты. Мохнатые любимцы крайне редко, как бы по ошибке, «забегали» на полотна и фрески, не играя в композиции существенной роли. Бытовые сюжеты, а вместе с ними и собаки, снова появляются на картинах эпохи Возрождения.

Антон Ван Дейк. Дети короля Карла I

Мощные бойцовские псы появляются на портретах королей и принцев, пушистые комнатные собачки составляют компанию знатным дамам. Но везде – и в жанровых сценах, и на портретах знати, они являются лишь деталью обстановки, а не полноправными участниками событий.

Питер Брейгель. Охотники на снегу

Только к XVII веку художники перестают видеть в собаках лишь предмет интерьера. На полотнах теперь отражается общение человека и животного, но главный акцент все равно делается на людях.

Мурильо. Мальчик с собакой

Еще столетие спустя англичане одни из первых стали смещать акценты в живописи с человека на животное. Впервые появляются портреты собак и полотна, на которых собаки играют ведущую роль.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки

Дальше – больше. Двести лет назад появились художники, в работах которых собаки не только играют главную роль, но и приобретают почти человеческие черты. Теперь четвероногим друзьям не отказывают в праве на характер, эмоции и даже мысли.

Эдвин Ландсир. Спасенная

Одновременно в искусстве становится все более и более популярной тема детей и животных. Набирающий силы средний класс хотел видеть сюжеты, близкие по духу и понятные каждому. Появляются художники, все творчество которых посвящено сценам из домашней жизни. Манера изображения становится сентиментальной, призванной вызывать умиление.

Артур Элсли. Спокойной ночи!

Артур Элсли. Вечерний чай

Не смотря на огромную популярность у современников, подобные полотна считаются некоторыми критиками не столько искусством, сколько тиражированием лакированных картинок. Впрочем, о вкусах не спорят.

Чарльз Бартон Барбер. По пути из школы

В отечественной живописи изображения собак прошли тот же путь, что и в европейском искусстве. Русские художники классической школы подарили миру множество драгоценных полотен, на которых запечатлены собаки-охотники, собаки-пастухи, собаки-компаньоны.

Особенно выделяются сцены, изображающие русскую псовую охоту, которая в то время была важной частью жизни дворянства.

П.П. Соколов. Охота на волка

К.П. Брюллов. Всадница

Только с XIX века в русской живописи начинают появляться портреты собак самих по себе – настолько же тонкие и психологичные, насколько может быть внутренний мир верного четвероногого друга.

И.Е. Репин. Друг человека

Специально для тех, кто хочет научиться рисовать лучших друзей человека, у нас скоро стартует курс:

Собаки и волки

Собаки — наши преданные друзья, а их собратья из дикого леса — страшные, но такие стильные и харАктерные серые волки. Они такие разные внутри, и такие, порой, похожие снаружи. Мы приглашаем вас на новый полный курс, чтобы пройти путь от беглых эмоциональных набросков до создания живого яркого образа. Подробнее

Источник



Десять картин с собаками

Охотники Брейгеля, часовой Фабрициуса, мопс Хогарта, вериги из Переславля-Залесского

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

Только не путайте этих охотников с «Охотниками на снегу» Питера Брейгеля Младшего, что довольно трудно. Попробуйте сориентироваться по собакам ― у Старшего они совсем унылые. Эта картина из цикла «Времена года» из шести картин (сохранилось пять). Три из них находятся в собрании Музея истории искусств в Вене. Здесь, понятное дело, зима. Видимо, уникальная резкость картины завораживала кинорежиссеров и часто цитировалась многими, от Тарковского в «Зеркале» до Триера в «Меланхолии». В оригинале на льду, говорят, видны тени людей. Это в пасмурную-то погоду!

Читайте также:  Когда станут видна беременность у собак

Птицы на воле и в ловушке, собаки и охотники ― все и впрямь очень меланхоличны. Охотникам практически без добычи (одна лиса на всех) явно неприятно смотреть влево, в сторону костра, где опаливают домашнюю свинью, и даже дети при деле. Меланхоличный пейзаж вряд ли писан с натуры, но жизнь здесь пока идет своим чередом, люди возят хворост, тушат пожар, катаются на коньках и санках. Питер Брейгель Старший отсылает нас не только к Ларсу фон Триеру, но и к недавней лекции Бориса Гройса в Киеве насчет того, что искусство давно готово к концу света. А мы все никак.

Антон ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта. Около 1634–1635. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Фламандец Антон ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене и был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями. В десятилетнем возрасте его отдали в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. Попозже он испытал сильное влияние Рубенса, у которого тоже работал помощником, а потом уж ― влияние венецианской школы. Ван Дейк написал столько изящных парадных портретов, что его можно считать причастным к самоубийству этого жанра. «Портрет Джеймса Стюарта» (1632) ― прекрасный тому пример. Элегантный герцог, не менее элегантно написанный, много теряет рядом со своей живой и непосредственной собакой. На собак парадность, к счастью, не распространялась.

Герард Терборх. Женщина, моющая руки. 1665. Дрезденская галерея

Герард Терборх ― мастер жанровой живописи голландской школы. Оставил множество сцен из крестьянской жизни, писал доярок и коров, но с конца 1640-х начал специализироваться на интерьерах с небольшим числом действующих лиц. Художник сильно нуждался и, понятно, в качестве моделей часто использовал круг близких людей, в частности, сестру Гезину. Скорее всего, именно она и ее собачка изображены на картине. А картины на стене, скорее всего, принадлежат кисти самого Герарда. Жаль, резкость здесь не та, что у Брейгеля Старшего. Собачка на редкость мила и держится с большим достоинством. В еe глазах легко прочесть: «И в бедности достойна добродетель». То же мы читаем в облике дамы. Дамы и их собачки часто пребывают в полном согласии, что и увековечил внимательный голландский художник.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен. Вид вдоль коридора. 1662. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания

Ученик Рембрандта, писатель, поэт, учtный, теоретик искусства. Одновременно с Сэмюэлом в мастерской Рембрандта учился Карел Фабрициус, благодаря общению с которым Хогстратен увлекся перспективой и разными эффектами по обману зрения. В этой области он как раз и прославился. Знаменитой стала «перспективная коробочка», внутри которой можно через смотровое отверстие увидеть миниатюрное изображение интерьера типичного голландского дома. Впрочем, его традиционные картины вроде «Вида вдоль коридора» тоже часто построены на эффектах перспективы.

Карел Фабрициус. Часовой». 1654. Художественный музей, Шверин

Самый известный ученик Рембрандта. Его судьба экзотически трагична ― он с семьей взорвался на пороховом погребе. Сохранилось всего десять картин этого художника. К числу шедевров принадлежит виртуозная композиция «Часовой» и маленькая картина «Щегленок» с контрастом тщательно прописанного насеста и несфокусированной птички. Обе работы написаны в один год. Картина «Часовой» знаменита сложным решением света и тени ― солнце энергично вламывается в городское пространство и весьма своевольно организует перспективу. Часовой с ружьем тем временем сладко спит. Трогательная черная собачонка заняла промежуточную позицию ― неподвижная, как часовой, она выражает сложную гамму чувств от праздного любопытства до преданности и живого укора.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650–1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Испытал влияние ван Дейка, Веласкеса, с которым дружил, и итальянской школы, конечно. Оставил огромное наследство ― более 400 картин разных жанров. Среди них сценки из народного быта и повседневной жизни детей, обитателей севильских улиц. Картина «Мальчик с собакой» из этой серии. Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция и отсутствие сюжетного действия. В образах Мурильо легко улавливается нотка сентиментальности. Между этим портретом и «Портретом Джеймса Стюарта» тридцать лет и вся Европа. Присутствие собаки подчеркивает те серьезные изменения, которые произошли в живописном портрете.

Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом. 1745. Галерея Тейт, Лондон

Хогарта часто называют основателем национальной английской школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был его прямым учеником. Художник смело экспериментировал с композицией, колористическим решением, манерой наложения мазка. Знаменитый «Автопортрет с собакой» напоминает скульптурный бюст, хотя построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение, расположенное на стопке книг, среди которых, конечно, Шекспир. Большое влияние на Хогарта оказала идея Просвещения о том, что с помощью творчества можно искоренять пороки. На переднем плане помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, которую художник почему-то называл «линией красоты». Трамп, подобно хозяину, строг и печален ― мир так не совершенен. И заметьте, как выгодно сам Трамп отличается от нынешних мопсов. В наше время Хогарту поставили памятник, естественно, с Трампом, хотя последнего несправедливо задвинули за фигуру художника. Думаю, Хогарт этого не позволил бы.

Филипп Рейнегл. Портрет музыкальной собаки. 1805. Музей изобразительных искусств штата Вирджиния, США

Удивительный художник, который в какой-то момент испытал отвращение к портретной живописи и в итоге стал успешным анималистом. Нечего добавить.

Артур Элсли. Собаки егеря. Около 1908. Частная коллекция

И в наше время любовь к собакам может сыграть злую шутку с живописцем. Если бы Артур Элсли не так заметно предпочитал собак людям, его живопись определенно выиграла бы. А теперь она, по общему мнению, находится на границе между искусством и китчем: еще не китч, но уже и не искусство. На картине «Собаки егеря» видна неприятная кукольность лиц детей (мне кажется, иногда это заметно на картинах нашего Перова). Да и сам егерь не так хорошо выглядит, как его собаки. Хотя получше детей-то…

Эдмунд Блэр Лейтон. Леди Годива. 1892. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания

Эдмунд Лейтон ― художник второй волны прерафаэлитов. Эта картина ― единственная, известная мне, где легендарная леди Годива полностью одета. И единственная картина, где собаки изображены сзади.

Легендарная леди была женой графа Леофрика, одного из самых влиятельных людей Англии и приближенного короля Эдуарда Исповедника (XI век). Уполномоченный монархом, граф собирал непомерные налоги с подданных. До наших дней дошли исторические свидетельства о жестокости графа к неплательщикам ― вплоть до смертной казни! Благочестивая Годива упрашивала мужа изменить поведение, и однажды, будучи очень пьяным, Леофрик обещал сделать это, если жена проедет обнаженной на лошади по улицам города Ковентри. Он был абсолютно уверен, что известная монашеским поведением Годива не решится на такой поступок. Но она решилась. Правда, попросила жителей города закрыть в этот момент ставни. По легенде, жестокий граф устыдился и сделался много мягче.

Читайте также:  Выпадение шерсти у собак клоками

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день.

История о леди Годиве несколько напоминает известную жителям Переславля-Залесского легенду о жестком сборщике налогов Никите. Этот мытарь был так упорен и жесток, что однажды благочестивая жена его увидела в борще руки-ноги несчастных жертв, на что тут же указала Никите. Тот ужаснулся и со свойственным ему упорством твердо встал на путь праведника. Сегодня Никитский монастырь в Переславле хранит его вериги, которые оказались полезны для излечения одержимости (практик экзорцизма).

Источник

Верные четвероногие друзья: Портреты братьев наших меньших в мировой живописи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.

В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.

Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.

И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то. кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использова­лись лишь для нахождения и преследова­ния зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобре­тения огнестрельного оружия их использо­вали для охоты с сетью.

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.

В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности.

Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.

Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…

Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения не только для хозяев, а и для многих мастеров анималистической живописи. И любовь к ним со стороны всего общества возрастет с каждым годом.

Генриетта Роннер-Книп — бельгийская художница-анималистка, посвятившая более 30 лет написанию портретов котов и кошек, свою карьеру начинала с живописи собак.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник