Меню

Чего боялась банга собака

Тайны собачьих кличек в «Мастере и Маргарите»

Приз читательских симпатий в романе неизменно достается обаятельному коту-Бегемоту. Однако это далеко не единственная интересная фауна, обитающая в этом литературном пространстве.

Поговорим сегодня о собаках в «Мастере и Маргарите». Почему, интересно, Булгаков сообщает на клички двух псов: верной собаки Понтия Пилата Банги и милицейской ищейки Тузабубен (о боги филологии! Не сразу сообразила, как это склонять)? Вот ведь лошади, на которых улетает свита, никак не поименованы? Так почему барбосам такая честь?

Случайность – это не про «Мастера и Маргариту». За любым именем скрыто множество смыслов. (О тайнах имени «Воланд» можно почитать здесь.)

Банга, преданная собака Пилата, помимо того, что перещеголяла Белку и Стрелку в освоении космических просторов, примечательна еще и тем, что носит имя второй жены Булгакова, Любови Белозерской. (Любан, Банга – так переиначивал ее имя писатель).

Тузбубен, милицейская ищейка, тоже названа по имени далеко не просто так.

В булгаковском архиве сохранилась вырезка из газеты «Правда» за 1921 год. Статья называется «Ленин в подполье» и повествует о том, как летом-осенью 1917 г будущий вождь скрывался от Временного правительства. На его поиски были мобилизованы контрразведчики, сыщики и знаменитая ищейка Треф .

А сейчас – карточный фокус от Михаила Афанасьевича! Треф – это казенная масть. А бубны – масть осужденных, тех, кто на стороне беззакония: им на рубахи нашивались ромбы. После революции, по мнению Булгакова, все стало шиворот-навыворот…

«Головушки забубенные» — вот что говорит автор о власти большевиков, используя кличку пса…

По материалам книги Бориса Соколова «Тайны Мастера и Маргариты. Расшифрованный Булгаков».

Источник

Банга

» Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пёс, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

На девятом круге на беглый взгляд , не в обиду Данте, почти курорт. Реквизитом пыльным котлы у врат, за отца родного смотрящий чёрт. Контингент почётный, — «святых» полно, что за правду-матку хлебнули бед. Вроде совесть гладкая, но клеймом на порогах келий багровый след.
На Девятый вход за особый вклад. Благодать, покой, цветники из роз. Каждый день Фалернское пьёт Пилат, — рядом верной тенью лобастый пёс. Календарь без сна будит старый страх. За окном темнеет — грядёт гроза. С первым громом треснет кувшин в руках, на собаку лавой стечёт лоза.
«Ба’нга, Банга!» — рушится вечный Град, кто не предаёт, предаваем сам. «Будь ты проклят!» — в небо кричит Пилат. Полыхает факелом шкура пса.
«Банга, Банга!» — память в силках огня. По багровой копоти вязнет шаг. Каждый день за Понтия пса казнят, плач собачий воплем вины в ушах.
Над кострищем маревом лунный путь, стук в окно, — посыльный несёт кувшин. Прокуратор ждёт, что когда-нибудь Га-Ноцри’ изменит ему режим.

Банга — имя любимой собаки Понтия Пилата.

© Copyright: Ирина Суворова 4, 2018 https://www.stihi.ru/2018/08/29/4980

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник



СУДЬБА БУЛГАКОВСКИХ СОБАК

ПАЛЕВАЯ СОБАКА БАНГА
Показ нового сериала «Мастер и Маргарита», который уже окрестили главным культурным событием года, начнется в будущий понедельник. В преддверии большой премьеры корреспондент «НВ» встретился с догом Айкором и его хозяйкой Юлией Кучеровой, которая поведала немало интересного о съемках.
. «Больше мне ничего не нужно!» — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес. » Это строки из последней главы булгаковского романа. Трудно поверить, что грозного пса библейского Понтия Пилата в новом сериале сыграл милый дог Айкор. «Видимо, режиссера подкупил палевый окрас собаки и его хрупкое телосложение. Хотя Владимир Бортко выбрал его по фотографии в последний момент — ведь настоящий претендент на роль Банги, кстати, брат Айкора, скоропостижно скончался накануне съемок», — говорит хозяйка Юлия Кучерова.
Между тем смерть собаки, претендующей на эту роль, не единичный случай. Всякий раз, когда ставится фильм и спектакль по «Мастеру и Маргарите», то с догом, который исполняет роль собаки Понтия Пилата, случалось что-нибудь страшное.
МИСТИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ
Например, когда Юрий Любимов привез своего «Мастера» в Петербург, то за несколько дней до приезда труппы администраторы искали темного дога для использования в спектакле. Выбор пал на голубую собаку с купированными ушами. Ее хозяйка любезно согласилась предоставить любимицу для столь знаменитого спектакля. «Договор был произведен вечером в четверг, а в пятницу утром мне подруга звонит вся в слезах, — рассказывает собаковод Елена Ярцева. — Эта молодая догиня — ей был всего 1 год и 2 месяца — утром неожиданно умерла без каких-то видимых причин. Мы были просто в шоке». Но на этом странная история не заканчивается. Погибшей собаке тут же нашли замену — черную догиню. В спектакле она отыграла благополучно, но после него получила тяжелую травму: распорола лапу так, что пришлось беднягу оперировать. Когда же Театр на Таганке приехал вновь, питерские дожатники наотрез отказались предоставлять своих племенных собак для постановки.
То же самое произошло и с фильмом Бортко. Когда через несколько дней после утверждения на роль неожиданно умер брат Айкора, съемочная группа обратилась к Елене Ярцевой с просьбой предоставить собаку. «Я наотрез отказалась, равно как и некоторые мои знакомые, — рассказывает заводчица. — Фильмы приходят и уходят, а заниматься разведением собаки чистых кровей куда более серьезная и кропотливая работа, по крайней мере, для меня». Конечно, эти трагические истории с догами, играющими пса Понтия Пилата, возможно, являются простым совпадением, так сказать, стечением обстоятельств. Но, может быть, все это не случайность?
ДОГ ПОХУДЕЛ И ОТБИЛСЯ ОТ РУК
Но вернемся к Айкору. К счастью, с этой собакой все сложилось благополучно. Из Болгарии, где на Софийской киностудии «Баяна» снималась история Иешуа и Пилата, в сентябре прошлого года дог вернулся целым и невредимым. Правда, хвостатый актер за две недели съемок похудел на целых десять килограммов. Хозяйка дога объясняет это плохим питанием. «Мы жили в хорошей гостинице, но питание собаки не было организовано. Тайком по ночам на кухне я варила ему кашу», — сетует Юлия.
Однако потеря в весе не единственное последствие съемок. Сцены с собакой снимали всего два дня, но за это время хозяйку ни разу не пустили на съемочную площадку — дабы она не отвлекала питомца. «Айкора у меня забрали и отдали специалистам, которые учили его собачьему «актерскому мастерству» — покорно сидеть и лежать рядом с Понтием Пилатом, лаять по команде и тому подобное, — рассказывает Юля. — Когда мы вернулись в Россию, я не могла с ним совладать — он гавкал не по делу, не слушался, убегал. Пришлось отдать его на дрессировку в школу милиции».
АЙКОР ЗАРАБОТАЛ 500 ДОЛЛАРОВ
С ролью гордого пса Банги дог справился замечательно. Правда, не обошлось на съемочной площадке и без казусов. «Когда на «Ленфильме» доснимали заключительную сцену с лунной дорожкой, то Айкор, шедший следом за Пилатом, не удержался и свалился с нее. Видимо, декорация была расположена под большим наклоном и у собаки соскользнули лапы. Но, когда все поправили, он со сценой справился», — рассказывает владелица.
Съемочная группа и актеры собаку полюбили. Кирилл Лавров, который в сериале исполняет роль Понтия Пилата, так привязался к Айкору, что подарил Юле фотографию с надписью: «Спасибо за хорошую собаку». Еще одним подарком догу за его актерские труды стал ошейник из натуральной кожи, который был одет на нем во время съемок. (Кстати, в нем он позировал и для «НВ» — см. фото.) Конечно, не обошелся хвостатый артист и без гонорара — он составил целых 500 долларов (!).
На вопрос, готова ли собака к известности, Юлия ответила: «Может, Айкора и будут узнавать, но это не нужно ни мне, ни ему. Например, когда мы улетали из Болгарии, китайцы в аэропорту, узнав, что Айкор снимался в фильме, попросили его продать. Может, у иностранцев собака-актер является редкостью, у нас к этому явлению относятся спокойнее».

Читайте также:  Как варить требуху говяжью для собаки

20 ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ШАРИКА
Однако и в России есть народные «хвостатые» любимцы. Например, незабвенный Шарик из «Собачьего сердца», поставленного в 1988 году также Владимиром Бортко. Роль этого самого бездомного несчастного пса блестяще исполнила дворняга Карай. К сожалению, пес умер от отравления через два года после съемок. Корреспондент «НВ» встретился с Еленой Никифоровой, хозяйкой Шарика. В ходе беседы выяснилось, что у двух собак, снявшихся в фильмах Бортко, есть много общего.
Начать с того, что «хвостатые актеры» одного возраста — и Айкору, и Караю было пять лет, когда они снялись в кино. Видимо, это самый подходящий собачий возраст для дебюта в кинематографе. Кроме того, дворняга также стала актером совершенно случайно. В поиске собаки съемочная бригада обратилась в клуб служебного собаководства и узнала координаты хозяев потенциальных Шариков. Так Елена и услышала о кастинге — ей позвонили и предложили попробовать. «Бортко сам смотрел собак, — рассказывает Елена Никифорова. — На эту «роль» вместе с Караем претендовали еще 20 собак. В основном это были беспородные дворняги. Меня просто спросили, что он может делать — ходить на задних лапах, ползать и так далее. Видимо, его выбрали потому, что он был «дворняга в чистом виде» — одно ухо висит, другое стоит. Пса сфотографировали, чтобы проверить фотогеничность, и обещали позвонить. Я уже и забыла о просмотре, как вдруг раздался телефонный звонок, на другом конце провода сказали: «Приходите на съемки, мы выбрали вашего Карая».
СОБАЧИЙ ГРИМ
Елена подобрала будущую звезду еще щенком — маленький пушистый комочек копошился среди гаражей. Правда, творческую карьеру собака начала еще в агитбригадах — выступая в числе других породистых собак вместе с дрессировщиками. По словам хозяйки, Карай был, как сегодня любят говорить, тусовщиком. Потому на съемочной площадке он ничего не боялся — ни софитов, ни грима, ни бинтов, даже такой страшной гудящей машины, как ветродуй (зима в год съемок выдалась малоснежная — метель нагоняли ветродуем). Правда, по словам хозяйки, был у дворняги один страх — уколы. Впрочем, в фильме это было даже на пользу. Он натурально их пугался и вырывался, когда ему вводили снотворное.
Помните, в начале фильма лохматую собаку с обваренным боком? Так вот, оказывается, Караю наносили специальный грим, с которым бедная дворняга ходила неделями. «Когда я привезла Карая, то съемочная группа сказала, что бродячая собака не может быть такой гладкой и ухоженной. Потому гримеры сделали ее клочкастой — обмазали собаку желатином. Один бок должен был быть обваренным — закрасили его красной краской. Так как съемки были каждый день, то он в течение некоторого времени так и ходил «в гриме». Люди во дворе от пса шарахались, как от прокаженного. Сам же Карай относился к гриму равнодушно. Я его потом еле отмыла от желатина», — рассказывает хозяйка.
НЕ ХОТЕЛ КУСАТЬ МУЛЯЖ
Специально для фильма Елена обучала питомца разным вещам: ходить на задних лапах, сидеть «зайчиком», огрызаться на кошек (хотя в жизни Карай жил с кошкой в одной квартире и очень ее любил). Кстати, эпизод с кошкой так и не вошел в фильм, однако помучиться над ним пришлось предостаточно. Яркая сцена с колбасой, которую Шарик ловко ловит на лету, тоже Караю досталась нелегко. «В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была еще и соленая. Но дворняга честно ловила ее, правда, потом сплевывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить», — вспоминает Елена Никифорова.
Вообще, как объяснить собаке, что нужно делать на съемочной площадке? Если хозяйку Айкора на съемочную площадку не пустили, то невидимым персонажем в «Собачьем сердце» выступает сама Елена, которая давала команды дворняге. «Единственная проблема возникла, когда Карай должен был укусить человека за ногу. «Укушенным» никто быть не хотел, потому сделали муляж. Но умная собака сразу раскусила подделку и долго отказывалась ее «тяпнуть». В конце концов он все же сделал это неблагородное дело», — вспоминает Елена.
ЕВСТИГНЕЕВ ПОЛЮБИЛ ШАРИКА
На съемочной площадке Карай, равно как и Айкор, был всеобщим любимцем и баловнем. Взаимная любовь у них сразу же возникла с Евгением Евстигнеевым, который исполнял роль профессора Преображенского. Владимир Толоконников, игравший Шарикова, тоже один раз специально пришел на площадку (хотя их эпизоды не совпадали), чтобы познакомиться со своим «предшественником», как он его называл.
Но с дебюта в «Собачьем сердце» сценическая карьера Карая только началась. Затем он снимался в короткометражном фильме «Переэкзаменовка», в детской сказке Одесской киностудии «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в фильмах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш».
Таковы две истории «хвостатых актеров» — такие разные и в то же время такие одинаковые. Собака в кадре всегда вызывает у телезрителя массу положительных эмоций. Отчасти благодаря роли Карая «Собачье сердце» стало одной из лучших постановок Булгакова. Впереди премьера «Мастера и Маргариты» с участием Айкора. Как воспримут этот фильм? Поживем — увидим.
Софья ПРОКОШЕВА

Читайте также:  Какие прививки лучше сделать собаке

Источник

Чего боялась банга собака

БАНГА — ВЕРНЫЙ ДРУГ ПОНТИЯ ПИЛАТА
по следам русской классической литературы
М.А. Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Собака, которая описана в книге «Мастер и Маргарита» как «гигантский остроухий пес серой шерсти», была любимцем прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Звали его Банга. И хотя в окончательной версии романа Михаил Булгаков не указывает породу четвероного друга, в его черновиках фигурирует пояснение: «желтый травильный дог».

Банга — верное, бескорыстное существо, прирученное и воспитанное прокуратором. Понтий Пилат был искренне привязан к псу. Даже больше, чем к кому бы то ни было в романе. Пожалуй, собака — единственная живая душа, беззаветно преданная и бесконечно уверенная в могуществе своего господина.

Между хозяином и псом сохранялась очень тесная связь. Для Понтия Пилата Банга был символом спокойствия и защиты. Тот же чувствовал настроение прокуратора, и оказывал на него поистине исцеляющее влияние. Героя постоянно мучили головные боли. Только лишь в обществе четвероногого любимца ему становилось легче.

«. улегшись у ног и даже не глядя на своего хозяина, а глядя в вечереющий сад, пес сразу понял, что хозяина его постигла беда. Поэтому он переменил позу, поднялся, зашел сбоку и передние лапы и голову положил на колени прокуратору, вымазав полы плаща мокрым песком. Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе».

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ОБРАЗ
«Банга» — домашнее прозвище второй жены писателя Булгакова, Любови Евгеньевны Белозерской-Булгаковой. Так автор в портрете бессловесного друга прокуратора Иудеи определил свое настоящее чувство к супруге. Проглядывает истинная духовная близость писателя с ней. Булгаков именно ее считал самой совершенной из всех женщин, которые встречались ему на жизненном пути.

Читайте также:  Как назвать маленькую собаку белого цвета

Также ценители творчества Булгакова полагают, что через собаку прокуратора автор символизировал в романе семью императора Николая Второго и святых мучеников, которые без ропота взошли на Голгофу вслед за ним.

Источник