Меню

Была ли у пророка мухаммеда собака

Почему мусульмане не заводят собак

Ислам для многих – это тайна за семью печатями. Религия запрещает мусульманам содержать в доме собак, размещать их изображения на стенах жилища и читать молитву в присутствии четвероногих питомцев.

Почему в исламе существует предвзятое отношение к собакам?

В мире мусульман

Дело в том, что подобно свинье, собака в исламе признается нечистым животным. Считается, когда верующий читает молитву, то он предстает перед Богом. Если в этот момент одежда верующего будет испачкана шерстью или слюной питомца, то его молитва не будет услышана.

Впрочем, вероучение позволяет содержать псов на улице, например во дворе или в вольере, там, где риск испачкаться минимален.

Согласно суннитским хадисам (законам), собаку надлежит содержать в трех случаях: для охраны, охоты или пастушьей работы. Заводить зверя просто так нельзя.

Примечательно, что к кошкам эти правила не относятся. Кошки могут присутствовать при молитве, облизывать руки и без последствий для верующего пить воду из сосуда для омовения.

Известно, что у самого пророка Мухаммеда в доме жила кошка. Существует история, будто когда мессия собирался на молитву, он обнаружил на своем халате спящего питомца. Чтобы не будить его, пророк обрезал ножом край своей одежды.

В сборнике хадисов аль-Бухари также упоминается сюжет, в котором некую кошатницу после смерти поместили в Ад за то, что она уморила кошку голодом.

Вместо заключения

Мусульмане верят, первым кто встречает человека у ворот Рая – это его питомцы.

Поэтому богословы рекомендуют тщательно ухаживать за своими животными. Грех, совершенный перед ними приравнивается к греху, совершенному против человека. Собака, несмотря на свою нечистоплотность, не является исключением.

Правда, есть одно правило, которое включает всех четвероногих сразу – нельзя размещать на стенах жилища их изображения. В дом, в котором висят фотографии зверей, никогда не войдут ангелы.

Источник

Почему чеченцы и другие мусульмане России не держат в доме собак?

Статья рассказывает о том, почему многие мусульмане Кавказа считают собаку «грязным животным, лучше которого только свинья».

Немного отвлекаясь от темы. Большинство людей убеждено, что иудеям, например, нельзя есть свинью потому, что это — грязное животное. На самом деле это не так. В Торе (Пятикнижии Моисея) четко описано, каких животных из млекопитающих можно есть — тех, у кого раздвоены копыта, и которые «жуют жвачку». Поэтому корову/козу/овцу, например, есть можно, т.к. они «жуют жвачку» и у них раздвоенные копыта. Такие животные называются «кошерные», т.е. дозволенные. А кита, дельфина, барсука есть нельзя. Такие животные называются «некошерные», т.е. недозволенные. Свинья — это единственное животное, у которого двойные копыта, но оно не жует жвачку. Именно поэтому евреи не едят свинину, а не потому, что она «грязная».

Для того, чтобы понять, какое отношение к собаке в исламе, нужно взглянуть на то, что говорит о собаках священная книга мусульман — Коран. А ничего плохого Коран о собаках не говорит. Более того, в Коране сказано, что если собака убила во время охоты какое-то животное, то такое животное считается дозволенным в пищу. Странно было бы разрешать в Коране есть пищу после «проклятого животного».

Но в исламе есть еще один авторитетный источник — это хадисы. Хадисы — это деяния и высказывания мусульманского пророка Мухаммада, которые были переданы через его сподвижников. Если дословно не цитировать Мухаммада, а просто передать смысл, то мы получаем следующее:

  • Собак запрещено покупать и продавать. Их можно только дарить.
  • Если собака коснулась человека, а человек хочет совершить молитву, то человек должен сделать омовение. (Именно по этой причине большая часть мусульман не держит собак в квартире. Хотя никакого запрета на это нет, нужно просто после контакта с собакой перед молитвой совершать омовение).
  • Собаку запрещено держать для развлечения и можно держать лишь в одном из 3 случаев: для охоты, для охраны, для выпаса скота. (Именно поэтому пастухи на Кавказе свободно держат овчарок, а у арабов и жителей Средней Азии так много борзых пород собак).
  • Нельзя держать черную собаку. Это — чисто исламская тема. В исламе черная собака считается шайтаном (бесом, если по-русски).

Что же касается жестких мер, то разрешено убивать лишь ту собаку, которая агрессивна к человеку (что логично) и черную собаку (потому что по исламу она считается бесом во плоти).

P.S: Среди людей нерелигиозный существует мнение, что подобное отношение исламского пророка Мухаммада к собакам было вызвано желанием отличиться от зороастрийцев.

Зороастризм — это монотеистическая (вера в одного бога) религия, которая в то время была очень распространена в Азии, особенно у персов. Это учение Заратустры — пророка зороастризма — о едином боге по имени Ахура Мазда.

Священная книга зороастрийцев называется Авеста. И вот в этой Авесте описано отношение к собаке, как к святому животному. Например, вот несколько цитат про собак из Авесты:

«Умом собаки держится мир».

«Собака — сторож и друг, данный тебе. она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».

Читайте также:  Что делать когда собаку парализовало

Спасибо за внимание! Если понравилась статья — ставьте лайк и подписывайтесь! 😉

Источник



Отношение к собаке в Исламе

Пророк Мухаммад сказал: «Однажды некий мужчина, находясь в пути, испытывал сильную жажду. Он нашел колодец и попил из него. И через некоторое время собрался было идти [дальше, продолжить свой путь], но вдруг он увидел собаку, высунувшую язык от жажды и поедающую влажную землю. Человек сказал [себе]: «Эта собака испытывает жажду так же сильно, как и я некоторое время назад». Он снял свой башмак, набрал им воды из колодца и напоил собаку. [В итоге] Аллах (Бог, Господь) был так доволен им, что простил ему [накопившиеся у него ранее прегрешения]». Сподвижники [слушавшие эту историю от пророка Мухаммада] уточнили: «О посланник Божий! В животных [в нашем отношении к ним] есть воздаяние?! [Бог нас вознаградит за это?!]». — «В любом живом существе [в благодеянии в его адрес] – воздаяние [Божье]»[1].

В другом риваяте (варианте) данного хадиса сказано: «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную (сырую) землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Аллахом (Богом, Господом), что Он [Творец всего сущего] наделил этого человека [по милости Своей] райской обителью [в вечности]»[2].

В наследии заключительного Божьего посланника есть несколько подобных хадисов. Все они указывают на важность совершения благодеяния в адрес любого живого существа: человека – независимо от его национальности или вероисповедования; животного – независимо от того, является ли оно канонически чистым или нечистым (наджаса)[3]. И такая форма благодеяния высоко ценится пред Всевышним, служит причиной прощения грехов. Да, Господь миров порой необычайно щедро одаривает за на первый взгляд простые и легкие благородные поступки. И это, полагаю, из-за их особой актуальности и необходимости.

О собаке на umma.ru есть и другие материалы:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 739, хадис № 2466; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 143, хадис № 2466 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 125, хадис № 10/126 и пояснение к нему.

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 173; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173 и пояснение к нему.

[3] Слюна собаки, например, является канонически нечистой, наджасой: при попадании на одежду ее необходимо тщательно смыть, дабы можно было молиться в этой одежде.

Источник

Собака в исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Читайте также:  Купюры японии с собаками

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, — это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Читайте также:  Можно ли спаривать собак одного помета

Собака, как причина вхождения в Рай

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Источник